Конспект урока 12.12.2014 год
Окружающий мир 4 класс
Тема: «Ранимая тундра»
Цели:
Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде, кооперации, ответственности за результаты своего труда), развитие способности к самоанализу;
Формирующие: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать; формировать умение пользоваться дополнительной литературой;
Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.
Ход урока
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много и бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
— Какая была тема предыдущего урока?
– Каково географическое положение Арктики? Покажите на карте.
– Какие необычные явления можно наблюдать в зоне арктических пустынь? (Движение льдов, северное сияние.)
– Каковы климатические особенности в данной природной зоне?
– Что такое полярный день? Полярная ночь?
– Какие животные обитают в Арктике?
– Как они приспособились к суровым условиям?
– Какие животные занесены в Красную книгу?
– Чем занимается коренное население Арктики?
– Что изучают полярники?
2. Графический диктант.
Игра «Верю – не верю»
Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «–».
1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2) Территория Арктики не имеет коренного населения.
3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.
5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.
6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».
Ответы: –; –; +; –; +; +; –.
( Учащиеся сдают графический диктант на проверку).
III. Целеполагание урока.
Включаем запись фонограммы «Завывание ветра» и звучит песня в исполнении ученицы «Увезу тебя я в тундру»
-Прослушав песню, как вы думаете, какова будет сегодня тема нашего урока?
-А теперь определим задачи на сегодняшний урок.
-Как вы считаете, что нужно узнать о тундре, чтобы получить достоверную информацию о ней?
1.Узнать о климатических условиях тундры.
2.Узнать о растениях тундры.
3.Узнать о животных тундры.
4.Узнать о занятиях людей в тундре.
IV. Изучение нового материала.
I.Природные условия Тундры.
1.Работа в парах
-Вы сейчас прослушали песню «Увезу тебя я в тундру».
У вас на столе текст со словами этой песни. Прочитайте его и подчеркните основные особенности тундры, по мнению автора этой песни Михаила Пляцковского.
Увезу тебя я в тундру
1.Увезу тебя я в тундру,
Увезу к седым снегам.
Белой шкурою медвежьей,
Брошу их к твоим ногам.
По хрустящему морозу
Поспешим на край земли,
И среди сугробов дымных
Затеряемся вдали.
Припев: Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним.
И отчаянно ворвемся
Прямо в снежную зарю.
Ты узнаешь, что напрасно
Называют Cевер крайним.
Ты увидишь он бескрайний.
Я тебе его дарю.
2.Увезу тебя я в тундру
И тогда поймешь ты вдруг.
Почему к себе так манит
Так зовет Полярный круг.
Ничего, что здесь метели,
Не беда, что холода.
Если ты полюбишь Север,
Не разлюбишь никогда.
-Чем, по мнению автора, примечательна эта природная зона?
-Чтение цитат и их анализ.
2.Работа с текстом учебника с. 117.
-А теперь мы познакомимся с текстом учебника и посмотрим, оправданы ли слова песни или все это фантазии автора.
Чтение текста учащимися и извлечение информации из данного текста
Ответьте на вопросы:
1.Найдите и покажите на карте географическое положение тундры.
2.Как долго в тундре длится день?
3.Какова продолжительность зимы?
Что вы о ней можете сказать? (прочитайте отрывок в тексте)
4.Какое в тундре лето? (прочитайте)
5.Что происходит в тундре после таяния снега?
Вывод: есть ли сходство с текстом песни?
3.Составление таблицы сравнения климатических условий тундры и Арктики. (использование ИКТ)
-Какая температура зимой в Арктике, а какая в Тундре?
-Какая температура летом в Арктике, а какая в Тундре?
-Какие выпадают осадки?
-Какое природное явление есть в Тундре?
Температура воздуха | Осадки | Природные | |||
зима | лето | зима | лето |
| |
Арктика | –60 С | +4 С | ** | ** | Полярное сияние |
Тундра | –40 С | +10 С | ** |
| Полярное сияние |
4.Работа в парах.
-Соедините стрелками причины и следствия природных явлений.
| Летом здесь теплее | |
|
|
|
Слой вечной мерзлоты не пропускает воду |
| Летом в тундре образуются болотца и озерки |
|
|
|
Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике |
| Даже летом почвы прогреваются слабо |
Обсуждение выносится на доску.
—Так какую задачу урока мы решили на данном этапе?
ФИЗМИНУТКА
II. Растительность Тундры (Умение извлечь информацию и сформулировать вопрос)
Чтобы наш урок был интереснее, то мы решили разбиться на микро группы и подготовить мини-проекты по темам.
Первая группа готовила свои работы по теме «Растительность Тундры»
1) Особенности растительного мира Тундры Вопросы классу
2) Растение лишайник ягель
3)Карликовая береза
Какой можно сделать вывод?
Растения в Тундре низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни
и мелкие листья (слайд презентации)
-Какую задачу мы решили сейчас?
III. Животный мир Тундры.
Ребята и по данному вопросу подготовили сообщения.
1) Особенности животного мира Тундры
2) Полярная сова
3)Северный олень
В чем же состоит особенность животных, обитающих в данной природной зоне?
У птиц густое оперение и защитная белая окраска,
у зверей – густой мех, толстый подкожный слой жира (слайд)
-А теперь подумайте, какие вопросы можно задать по данной теме товарищам?
-С какой задачей мы справились сейчас?
IV. Основные занятия людей, проживающих в Тундре.
-Какая задача осталась нами не решенной?
По данному вопросу мы вместе будем добывать интересующую нас информацию. Вам дан на столах текст.
-Что мы должны узнать из этого текста?
-Прочитайте его. (Читают ученики вслух)
– Занятия населения зависят от особенностей природных условий тундры. Огромные пространства, покрытые лишайником, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей. Потому главное занятие населения – оленеводство.
Пастухи-оленеводы остаются на одном месте до тех пор, пока вблизи имеется корм для животных. Когда олени съедают весь корм, их перегоняют на другое место, где его больше.
Наличие в тундре большого количества пушного и морского зверя, в море и реках – рыбы позволяет населению заниматься охотой и рыболовством.
В тундре найдены богатые месторождения полезных ископаемых. Теперь здесь добывают в глубоких шахтах каменный уголь, в карьерах – руду. На заводах выплавляют металл. (Какие полезные ископаемые добывают в Тундре?)
С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Самый большой и красивый город – Норильск. Несмотря на то, что город построен на многолетней мерзлоте, он с каждым годом растет и хорошеет. Ежегодно здесь появляются новые высокие дома. (Какой красивый город есть в Тундре? Покажите его на карте)
В тундре издавна живут ненцы, чукчи и другие народы. Дети охотников и животноводов учатся в школах-интернатах.
Раньше считали, что в тундре нельзя выращивать культурные растения. Но ученые вывели скороспелые сорта овощей, богатые витаминами.
Работа в группах.(4 группы )
Найдите в тексте ответы на вопросы:
1.Почему главное занятие населения тундры оленеводство?
2.Как долго остаются оленеводы на одном пастбище?
3.Что позволяет населению заниматься охотой и рыболовством?
4. Какие народы проживают в Тундре?
5 .Почему дети охотников и животноводов учатся в школах-интернатах?
V. Подведение итогов урока.
-Какова была тема нашего урока?
-Какие задачи мы поставили перед собой?
-Как мы их решали?
-А сейчас послушайте стихотворение о тундре.
После его прочтения, ответьте мне на следующий вопрос:
-Какие тайные загадки прячет Тундра?
Ёко учится читать тундру
Ёко в тундре, на вершине
Сопки Лебединой, –
А внизу проходит стадо
Вереницей длинной.
Целый день бредут олени
С юга и с востока…
Вот берет отец за плечи
Маленького Ёко:
– Мы с тобою, Ёко, тундру
Прочитать сумеем,
Чтобы стал ты, Ёко, в тундре
Зорким ясавэем.
Словно буквы алфавита,
Выучишь приметы –
И тебе покажет тундра
Путь к теплу и свету.
– Неужели тундра может
Говорить со мною?
Как?.. Тропинкою глухою?
Сопкою немою?
– Посмотри на желтый ягель,
На следы и тени:
Здесь – проехала упряжка,
Там – прошли олени.
Налилась морошка соком
Под густой листвою –
Значит, на вершине сопки
Мы стоим с тобою.
Если бьет олень копытом, –
К непогоде, значит…
Сколько разных тайн-загадок
Наша тундра прячет!
Изучай язык олений,
Песни ветра слушай –
И на стойбище ты будешь
Принят в круг пастуший!
Ясавэй — это тот, кто знает дорогу, проводник
VI. Рефлексия (создадим Северное Сияние)
VII.Домашнее задание : прочитать с.117-126, ответить на вопросы. Составить кроссворд 1в.: О растениях тундры, 2в. :О животных тундры.