Конспект занятия по окружающему миру «Дорожные приключения Бабы Яги»
3 класс
Цели:
-
образовательная – познакомить детей с дорожными знаками, часто встречающимися по месту жительства;
-
развивающая – расширить кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни;
-
воспитательная – воспитывать культуру поведения на улицах села, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материалы: 1. ПК
2. Диск с презентацией
3. Дорожные знаки
Ход занятия
I. Актуализация внимания.
II. Сообщение темы занятия.
— Дорогие, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Дорожных Знаков. Потому, что нам надо помочь одному сказочному персонажу вернуться в свою сказку живой и невредимой. А что это за сказочный герой, вы должны отгадать:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая я,
А зовут меня…
Баба-Яга
— Жила-была в лесу Баба-Яга. И вот однажды решила она навестить свою внучку, Василису Премудрую. А внучка-то жила в стране Дорожных Знаков, в большом городе Светофорикс. Села Баба-Яга в ступу и полетела к внучке, уж больно она за ней соскучилась. Летела-летела Баба-Яга да ступа у неё сломалась. Пришлось ей до города пешком добираться. А тут машин видимо невидимо да какие-то знаки кругом навешаны.… Вот Баба-Яга и растерялась. Поможем ей, ребята, найти дорогу и в беду не попасть?
— А как вы думаете, кто в стране Дорожных Знаков самый главный?
(высказывания детей)
— Давайте выясним это, отгадав загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Светофор
— Баба-Яга, как только его увидела, до-смерти испугалась: «Что за чудо-юдо трехглазое на одной ноге стоит, глазами моргает, и все его слушаются: то направо едут, то налево, то прямо?»
— Ну-ка, ответьте, нужно ли бояться светофора?
— Объясните Бабе-Яге, что это за три глаза у светофора.
(высказывания детей)
Ученик: Чтобы жил спокойно город
Утром, вечером и днем,
Чтоб авто сбавляли скорость,
Чтобы все мы шли без спора,
Все движенья светофоры
Регулируют огнем.
Огонек зажегся красный –
Этот свет нам говорит,
Что движение опасно,
Не волнуйтесь понапрасну:
Для прохода путь закрыт.
Лишь «Пожарной» или «Скорой»
Пропуск есть у светофора.
На любом из перекрестков
График точный, график жесткий.
Вот включен зеленый свет –
Проходи, задержки нет.
Светофор всегда в дозоре –
С давних дней и до сих пор.
И живет спокойно город,
Если служит светофор.
— А сейчас мы покажем нашей героине, как надо пользоваться сигналами светофора.
Игра «Светофор»
Поочередно зажигаются разные цвета светофора. На красный цвет дети стоят на месте, на желтый — поднимают согнутую ногу (как бы приготовились шагать), на зеленый – шагают на месте. Учащиеся, допустившие ошибку, садятся на свои места.
— Наша Баба-Ежка так устала в пути, что решила доехать до места жительства внучки на транспорте. Но она знает только один вид транспорта – это ступа, а люди на чем передвигаются не знает.
Только видит странный дом.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
— Давайте отгадаем, что увидела Баба-Яга.
Автобус
— А где нужно ожидать автобус?
— Села она в автобус, едет и горя не знает. Вдруг откуда ни возьмись голос раздается: «Эй, гражданка, дайте мне ответ: в автобусе вам нужно купить себе …билет».
— Объясните нашей бабушке правила поведения в общественном транспорте.
-
Войдя в салон автобуса, троллейбуса, трамвая надо оплатить проезд.
-
В целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить вещи, которые могут запачкать одежду или сиденья, ядовитые и взрывчатые вещества.
-
В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться.
-
Запрещено отвлекать разговорами водителя.
-
Запрещается пассажирам высовываться из окон транспорта
-
Не забывать уступать места пассажирам с маленькими детьми, людям пожилого возраста, инвалидам.
-
Мальчики должны уступать места девочкам, пропускать их вперед при посадке, а при высадке – подавать им руку.
Только вдруг – конец пути.
Остановка, выходи.
— Баба-Яга выскочила из автобуса, да как побежит сломя голову через дорогу.
— Какие правила нарушила Баба-Яга?
-
Из автобуса надо выходить спокойно, не толкаясь.
-
Стоящий на остановке автобус надо обходить сзади.
-
Через дорогу надо переходить осторожно, не бежать.
-
Дорогу переходят только по пешеходному переходу.
-
Переходить дорогу надо по определенному сигналу светофора.
Наша старая карга
Пошла через дорогу
На красный свет она пошла,
Ей отдавили ногу:
Всего один какой-то миг –
И сбил старуху грузовик.
Теперь у бабушки Яги
Не как у всех – по две ноги,
А лишь одна.
Стоная, жалеет бабушка Яга,
Что у неё одна нога
И то – лишь костяная.
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе… переход
Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин… пешеход.
— Вот незадача! Нет подземного перехода!
Она на улицу пошла,
Светофора не нашла.
Как дорогу перейти,
Если «зебра» на пути!
— Удивилась Баба-Яга, но призадумалась: «Где же ей зебру то взять, она же не в Африке?»
Она решала, она гадала,
Что же это за проход?
А потом она узнала,
«Зебра» — это … переход
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
— Наконец-то, бабушка Яга поняла как ей перейти улицу.
И жизнь её заставила
Блюсти такие правила,
Которые позволили
Себя не повредить:
Она прошла к обочине
И тропкой укороченной
Спокойненько пошла.
Ученик: Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой – не играть,
Не кататься,
Если здоровым хочешь остаться!
Ученик: Как дважды два,
Как трижды пять
В таблице умножения
Ты должен знать
И – соблюдать
Все правила движения.
Запомнить правила легко,
Не надо лишь лениться –
И не придется молоко
Носить тебе в больницу.
Не будешь плакать и стонать
От нестерпимой боли,
Если по чаще вспоминать,
Чему учили в школе.
— По дорогам нашей страны мчатся миллионы машин. Чтобы их движение было безопасным, для людей установлен единый порядок движения на всей территории страны – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Они касаются и детей, и взрослых, и водителей, и пешеходов, и даже сказочных героев. Поэтому каждый из нас обязан их знать и выполнять, то есть двигаться так, чтобы не создавать опасностей или помех для движения других.
V. Итог.
– Какие правила дорожного движения мы с вами сегодня вспомнили?
– Для чего лично вам нужно знать эти правила?