Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 79»

Урок русского языка в 4 классее

«Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью»

(по Образовательной системе «Школа 2100» авт.Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В.)

учителя начальных классов Нуртдиновой А.М.

Тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать условия для освоения детьми расстановки запятых в сложном предложении.

Задачи: 1) актуализировать знания о простом и сложном предложениях;

2) формировать умения разделять запятой части сложного бессоюзного предложения, совершенствовать навыки правильного нахождения грамматической основы;

3) воспитывать интерес к предмету, взаимное уважение друг к другу.

Планируемые результаты: предметные

совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения;

формировать умения разделять запятой части сложного предложения с бессоюзной связью;

Метапредметные: • умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

умения аргументировать, доказывать, вести диалог, выслушивать собеседника;

умение принимать и сохранять цель урока, находить способы решения поставленной цели, планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение правильно провести рефлексию своих действий.

Личностные: осознание учащимися изучаемой темы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4класс,авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В., карточки с заданиями, проектор, экран, компьютер.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

— Что такое счастье, что значитдля школьника быть счастливым?

— Что для этого нужно?

— Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого. Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

— Значит чем продолжим заниматься на уроке?

-Хорошая отметка, похвала учителя, хорошие отношения с одноклассниками.

-Хорошо работать на уроке.

-Сложное предложение- наличие двух и более грамматических основ.

— Можно еще наблюдать за сложным предл.,узнать как правильно писать такие предложения, расставлять знаки препинания..

— Изучать сложное предложение.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

— Какие понятия нужно знать, чтобы успешно работать?

— Работа в группах. Правила работы в группах.

— На карточках предложения и схемы (приложение 1) Придумайте к ним задание и работайте.

— Отличие сложного предл. от простого.

— Уметь выслушать друг, друга, не перебивать, доказывать свою точку зрения, каждый работает и никто не отдыхает..

— Соединить предложения со схемой, расставить знаки препинания.

— Проверяем.Что можете сказать про 1, 2 предложение?

3и4 предложение.Какие знаки препинания вы расставили?

— В чем затруднились?

-2простых есть предложения, у одного из них однородные подлежащие и 2 сложных- по две грам.основы. Затруднились в постановке запятых, правильно ли мы их поставили?

3.Постановка проблемы

-Почему возникло затруднение?

-Не все знаем о сложном предложении.

-В каких предложениях нужна запятая?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую учебную задачу ставим?

— Наметим план наших действий (составляется учителем и учениками вместе)

-Что нам поможет?

— Определите тему урока.

— Цель?

— Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой.

— 1. Составим алгоритм действий при постановке запятой.

2. Исправим ошибки в наших предложениях.

3. Поупражняться в постановке запятой в подобных предложениях.

-Учебник, учитель, алгоритм

Запятая в сложном предложении.

— Учиться ставить запятые в сложных предложениях.

5. Реализация построенного проекта.

— Определите вид нашего предложения.Докажите.

— Их надо разделить на письме? Какой знак подойдет? Какую роль играет запятая в предложении?

— Давайте составим алгоритм действий при постановке запятой в сложном предложении

(приложение 2)

1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

2. Определить границы частей сложного предложения.

3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

(проверяется каждое предложение над которым работали учащиеся)

— Это сложное предложение,две основы, ставим запятую.Запятая определяет границы между частями сложного предложения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Упр.70 с.59.Прочитайте предложения, объясните постановку запятых в пред-х.

Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями… В этом предложении говорится о кузнечиках,перепелах,ястребах-подлежащие, сказуемые-трещали, кричали, носились. 3 грам. основы- разделяем их запятой-сложное предложение и т.д.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Возьмите карточки, прочитайте предложения. Из какого они произведения, кто автор?

— Расставьте знаки препинания и соотнесите их со схемами (приложение 3). Индивидуальная работа в тетради.

— Проверим (приложение 4)

— А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Назовите тему сегодняшнего урока. Где мы можем встретить сложные предложения? Зачем мы изуаем эту тему?

— Попробуем написать под диктовку с.58 упр.69-прочитаем, разберем орфограммы, которые встретились в тексте, знаки препинания в предл-х. Прочитайте еще раз и мы запишем под диктовку.

— Откройте учебник и проверьте написанное. У кого нет ошибок? Молодцы!

Поставьте цели для тех ребят, у кого не получилось сегодня хорошо справиться с работой.

— В текстах, в диктантах.

— Чтобы писать без ошибок, грамотно выражать свои мысли…

— Слушать на уроке, учить правила, быть внимательным, обозначать все орфограммы..

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Назовите тему нашего урока.

Какую же роль играет запятая в сложном предложении?

Определите ключевые слова этой темы.

Оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет – я понял и могу объяснить другому.

Жёлтый – я понял, но нужно потренироваться.

Красный – я не понял.

Домашнее задание.

Для всех: упр. 40 с.23 из дидактического материала.

Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение.

Приложение 1. Актуализация.

Листья опадают с деревьев в воздухе потянулась паутина.

Пришёл сентябрь.

Обнажился лес часто идут дожди.

Гуси и журавли улетают в тёплые края.

1. [ ‗‗‗‗ ____ ] .

2. [ ____ и ____ ‗‗‗‗ ] .

3. [ ____ ‗‗‗‗ ],[ ‗‗‗‗ ____ ] .

4. [ ‗‗‗‗ ____ ],[ ‗‗‗‗ ____ ].

Приложение 2.

Алгоритм постановки запятой в сложном предложении.

1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу.

2. Определить границы частей сложного предложения.

3. Между частями сложного предложения поставить запятую.

Приложение 3. Самостоятельная работа.

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __ ] , [ __ ‗‗ ].

[ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ] ,[ __ ‗‗ ]. .

Приложение 4. Образец самостоятельной работы.

В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Ветер весело шумит, судно весело бежит.

[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ].

[ ‗‗ __ ] , [ ‗‗ __ ].

[ ‗‗ __ ] , [ __ ‗‗ ].

[ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ] , [ __ ‗‗ ],[ __ ‗‗ ]. .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here