Методическая разработка урока «Окружающий мир»

Учитель: Сёмина С.Г.

Учреждение: ГБОУ ООШ № 4

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс.

УМК:  «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Птицы осенью»

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные

Основные понятия, термины: перелётные птицы, оседлые птицы, кочующие птицы.

Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, учебник: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2011г), часть 1, учебник с. 36-37, рабочая тетрадь с.20; таблички «Перелетные птицы», «Кочующие птицы», «Оседлые птицы».

Тема раздела

Родная природа

Тема изучения

«Птицы осенью»

Цель

Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени).

Задачи:

Образовательные:

формируем умение сравнивать и различать перелётных, кочующих и оседлых птиц;

формируем умение группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам, определять роль птиц в природе и в жизни человека.

Воспитательные:

воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;

воспитываем любовь к животным и чувство ответственности за них;

формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

— развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Личностные умения:

принять и освоить социальную роль обучающегося;

— осознать значение учебной деятельности и личностный смысл учения;

— проявлять готовность и способность к саморазвитию;

— формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению;

— проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;

— повысить интерес учащихся к изучению окружающего мира.

Познавательные умения:

— использовать общие приёмы решения задач

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные умения:

— сличать способ действия;

— выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

— проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

— развивать умение правильно строить предложения;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

формулировать свои затруднения;

— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

— формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные умения:

научатся:

— сравнивать и различать перелётных, кочующих и оседлых птиц;

группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам, определять роль птиц в природе и в жизни человека.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время (в мин.)

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3

Задание: отгадайте загадки и найдите их на фото (на доске фото птиц, зверей, насекомых) 1.На шесте — дворец, Во дворце – певец, А зовут его…

2. Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит.

3.Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?

Выполняют задание.

Отгадывают загадки и выбирают нужное фото.

Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

3

Постановка проблемного вопроса:

— Как одним словом можно назвать всех, кто изображен на фото?

— А двумя словами?

При затруднении читается четверостишие А.Плещеева «Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи…»

Появление таблички «Перелётные птицы»

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы

Выдвигают гипотезы.

-Перелётные птицы.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

5

1.Птицы перелетные, кочующие, оседлые.

Каких ещё птиц можно назвать перелётными?

-Как их называют?

Появление таблички «Кочующие птицы».

Все ли птицы улетают от нас осенью?

Появление таблички «Оседлые птицы».

Предлагает посмотреть слайдшоу.

— Это птицы, которые прилетают к нам перезимовать.

Отвечают на вопросы.

Извлекают информацию из прослушанного и увиденного

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Коммуникативные (умение слушать и извлекать нужную информацию)

Организует работу по

учебнику:

— Откройте свои учебники на с. 36. Прочитайте статью.

Что скажете?

Рассмотрите нижние рисунки и найдите птиц, о которых говориться в статье.

Извлекают информацию из текста и иллюстраций.

Познавательные

(умение на основе анализа объектов делать выводы)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

6

Нацеливает на работу:

Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке?

Отвечают на вопрос

Познавательные

(умение на основе анализа объектов делать выводы)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Организует работу по учебнику (в парах):

Рассмотрите картинки в учебнике на с. 37 они тебе помогут найти ответ

Выполняют задание в парах, делают вывод:

Первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы долго не замерзают.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

5. Реализация

построенного

проекта

3

2. Оседлые, кочующие, перелетные.

Предлагает задание с использованием ЭОР:

-Помогите биологу разобраться, какие птицы оседлые.

Наблюдает за работой учащихся.

Самостоятельно выполняют задание в парах, делают выводы.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

4

Проводит беседу о бережном отношении к природе.

-Мы с вами уже говорили, что у каждого есть своя малая родина. А как вы думаете, где родина у перелетных птиц?

-трудно приходиться оседлым птицам в холода они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?

Отвечают на вопросы, делают выводы:

Родина для птиц – то место, где они строят гнёзда и выводят птенцов.

Высказывают свои предложения

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7

3. В каком порядке птицы улетают на юг?

Организует работу детей (можно в парах, индивидуально или фронтально). Наблюдает за работой учащихся

Выполняют задание

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

8. Включение в систему знаний и повторение

3

Задание в рабочей тетради (с.20)

-Раскрась квадратик около тех птиц, которые являются осёдлыми.

Выполняют тестовое задание

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

4

Организует беседу:

Что узнали нового?

Какие открытия для себя сделали?

— О чем бы вам хотелось рассказать дома? Какими знаниями поделиться?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Приложение таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Птицы перелетные, кочующие, оседлые.

Информационный

Слайдшоу, иллюстрации, аудио-фрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000080c-1000-4ddd-6408-1600475d4f0f/index.htm

2

Оседлые, кочующие, перелетные.

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000080f-1000-4ddd-8e2e-2f00475d4f0f/64_9.swf

3

В каком порядке птицы улетают на юг?

Мультимедийный, Практический

Интерактивное исследовательское задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4bf93d3-88b5-4e60-a9d6-9ee682b3198f/ResFile.SWF

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here