Муниципальное казенное учреждение Усть – Кадинская

средняя общеобразовательная школа

Куйтунского района

Конкурсная работа

Предмет:  Окружающий мир и позиции здоровьесберегающих технологий

Учитель начальных классов

Примаченко Т. В.

2013г

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе (в соответствии с ФГОС).

Автор:  Примаченко Татьяна Васильевна

Место работы, должность: МКОУ Усть – Кадинская СОШ Куйтунского района Иркутской области, учитель начальных классов

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир и позиции здоровьесберегающих технологий

Тема: «Урок доброты»

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:  первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»; • усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Задачи: • сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зелёный дом»; • формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды; • продолжить обучение работе в группах. •забота о здоровье учащихся

Планируемые результаты:

Личностные:

— проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные: Познавательные

сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей,

— умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

— умение прогнозировать предстоящую работу;

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

— умение слушать и понимать других;

умение работать в группах

сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

первоначально познакомить с понятием «экология», «эколог»;

усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

сформировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Учащихся в классе : 10

Используемые учебники и учебные пособия:  А.А. Плешаков. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса в 2-х частях – М: Просвещение,  2010, рабочая тетрадь у учащихся  

Используемая методическая литература:   Е.П. Фефилова, Е.Н. Поторочина.

Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1 класс. М.: «ВАКО», 2009; тесты.

Используемое оборудование: 

      Оборудование:

        цветные карандаши, альбом;

        карточки с 5 вариантами заданий;

        телеграмма;

        компьютер, мультимедиа установка;

        музыкальные эффекты;

        магнитофон;

        выставка фотографий «Как не любить нам эту Землю»? (красивые пейзажи),

  карточки с заданиями для групповой работы.

     Программное обеспечение:

        Презентация: «Почему мы часто слышим слово «экология?» (Приложение);

        календари-памятки.

Краткое описание: 

На данном уроке детям даются первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, объясняется смысл названия «Зелёный дом»; формируются основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к родной природе; продолжается обучение работе в группах. •

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I Мотивация к учебной деятельности

II Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Сообщение темы и цели урока

Работа по учебнику

III Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока).

.

Физкультминутка

IV

Первичное закрепление.

.

V

Включение в систему знаний и повторение.

Работа в минигруппах.

Физминутка: звучит музыка Песня «С нами друг!» (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)

VI

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

VII

Домашнее задание

(по желанию)

Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

— Улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки улучшат всем настроение.

(Муравьишка Вопросик рассказывает: «Сегодня утром я встретил в школе старшеклассников. Они сказали мне, что идут на урок экологии. А вчера у реки я видел третьеклассников из нашей школы. Они проверяли чистоту воды. Ребята сказали, что у них занятие по экологии. На прошлой неделе к нам в лес приходили второклассники. Они ходили на экскурсию и наблюдали за нашим муравейником! Мне они сказали: „Мы — юные экологи!“ Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“? Может быть, вы, ребята, мне объясните? И кто такие «экологи»? Учитель вывешивает табличку со словом «экология»)

— Кому из вас приходилось слышать это слово?

— Как вы думаете, что это такое?

— Как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

— Узнаем, что такое экология и почему мы так часто слышим это слово.

— Как вы думаете , где можно узнать значение слова «экология»?

— Прочитаем определение на экране.

Учитель:А дом нужно всегда беречь и защищать. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

-Посмотрите на страницы учебника. Что нарисовал художник  в Зелёном доме.

А что бы нарисовали еще вы?

А почему нам надо учиться бережному обращению с природой?

— Ваши ответы помогли нам убедится, что природа в опасности.

— Ребята, на слайде представлена наша любимая Усть — Када. Что вы здесь видите? (р.Оку, мост, острова, покосы..) Это все наши просторы.

— Что такое экология? (Зелёный дом) Слайд № 8

Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зелёный дом! (Слайды № 9 — № 13)

 

1. Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2. Развитие мелкой моторики:

Дождик песенку поет: — Кап-кап… (Постукивание пальчиками.)

Только кто ее поймет? — Кап-кап? (Постукивание пальчиками.)

Не пойму ни я, ни ты, — Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)

да зато поймут цветы. — Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)

И осенняя листва. — Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)

Пожелтевшая трава. — Кап-кап! (Постукивание пальчиками.)

— Ребята, к нам в класс пришла телеграмма. От кого она? (от Мудрой Черепахи)

-От слова «экология» произошло слово «эколог».

-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.

Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы, к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.

Сейчас мы попробуем стать маленькими экологами

-Разделитесь на мини группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации.

Вы должны обсудить вместе и договориться о том, кто будет выступать от вашей группы.

Помните: речь выступающего должна быть правильной и красивой, ответы –убедительными.

«Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом».

 Так, как говорите вы,  Зелёный дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.

-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли?

-Получите в подарок календарь-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?

-Запомните и вы эту дату. 22 апреля (Слайд №19)

Упражнения для формирования правильной осанки, эмоциональный настрой

Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)

Кружит – кружит, (дети кружатся)

Дети все – дети все

Дружат – дружат. (Рукопожатие с соседом)

Мы тогда – мы тогда

Быстро – быстро

Под дождём грибным подрастём. ( Тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)

Мы тогда – мы тогда

Домом – домом,

Землю общим домом назовём.  (Разводят руками, показывая огромную Землю

-Так почему мы часто слышим слово «экология?»

-Да, действительно , состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы.

-Обратимся к выставке фотографий красивых пейзажей «Как не любить нам эту Землю?» заранее приготовить с учениками

-А теперь вам предстоит оценить свою работу.

У каждого из вас есть лепестки разного цвета.

Если вы считаете, что на уроке было интересно и вы можете сказать: «Я работал очень хорошо, прекрасно», то выберите красный лепесток.

Если же вы считаете, что на уроке мне было интересно, я работал хорошо, то – жёлтый.

Тот из вас, кто считает, что я работал не достаточно активно, мог бы работать лучше, тот выберет фиолетовый лепесток.

А теперь соберём цветочки из выбранных лепестков.

-В ваших цветочках преобладают красные и жёлтые лепестки.

Это говорит о том, что вы старались и заслуживаете высоких оценок.

-Цветы украшают природу, а ваши цветочки пусть украсят наш урок.

-Спасибо за работу.

— 1) В рабочей тетради на стр. 52-53 нарисовать чудесный мир природы.

Рассказать о своём отношении к природе.

2) Поместить в тетрадь фотографии ваших добрых дел в природе.

Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепашка и я благодарим вас за работу на уроке. Здоровья, вам, ребята! До новых встреч!

Эмоциональное вхождение в урок

II. Речевая разминка

1. Дыхательная гимнастика «Нюхаем фиалку» ,

2.   Работа над скороговоркой: «Высокая берёза выросла в лесу,

Вика под берёзой спугнула стрекозу»

    а) прохлопывание ритма скороговорки;

    б) простукивание (карандашом) ритма скороговорки;

     в) поочерёдное выделение голосом  каждого слова.

— Экология.

Ученики высказывают свои предположения.

Прогнозируют предстоящую работу. (Предполагаемые ответы)

-В толковом словаре. -В учебнике. -В интернете. -Спросить у родителей.

Читают определение на экране.

(Слайд 2)

Экология — греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.          

Слушают учителя, запоминают.

Высказываются

Дети рисуют, что ещё есть в Зелёном доме.

Отвечают на вопрос.

Читают текст, дают ответ на вопрос.

Дети читают телеграмму: «Помогите! Погибают рыбы, в  лесу исчезают птицы и звери, бабочки. В городе трудно дышать!»

-На нашей планете раздаются тревожные сигналы. (Слайды № 14-18)

(На доску вывешивается табличка со словом «эколог».)

Эколог – это человек….

Динамическая смена поз.) Перед урокам учитель раздает картинки . Дети разбиваются на группы(в соответствии со своей картинкой),

1-группа

      Погибает рыба! Помогите!

   —  Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?

2-я группа

      Кругом мусор! Помогите!

   —  Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?

3-я группа

      Трудно дышать в городе! Помогите!

    — Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?

 4-я группа

      На лугу исчезли бабочки! Помогите!

     — Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?

  5-я группа

      В лесу пропали птицы и звери! Помогите!

    — Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь?

Выводы в экологическую газету

(учитель помогает записывать)

Высказывания детей

Читает подготовленный ученик:

-Любите родную природу!

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

Каждый ученик делает свой выбор и крепит лепесток к сердцевинке цветка на доске.

Производят самооценку учебной деятельности.

(У каждого ряда получается свой цветок.)

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

-определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Развитие умения извлекать информацию из учебника

Регулятивные:

Учатся высказывать своё предположение (версию)..

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Коммуникативные:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формировать умение работать в группах;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

участвовать на уроке в диалоге.

Регулятивные:

Учиться коллективно решать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Экологическая газета

ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 1 класса, обращаемся ко всем учащимся школы:

  • «Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)

  • Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!

  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here