1класс
Тема: Где живут слоны?
Цель:
• Формировать представление о разнообразии природы Земли.
• Познакомить с тёплыми районами земли, с животным миром.
• Расширить знания детей о слоне. Изготовить предка слона – мамонтёнка.
Оборудование: карточки со словами и иллюстрации, карточки с вопросами, конверты с буквами (на парте), Презентация, игрушка-слон, трафареты слона, клей. Рекомендации: роль учителя и слона в диалоге обыгрывает сам учитель.
3 класс
Тема: О молниях, змеях, собаках и прочем.
Цель: дать представление о причинах возникновения грома и молнии; расширить кругозор учащихся, пополнить багаж знаний о поведении диких и домашних животных, о вредных растениях; предупреждение несчастных случаев, знакомство с правилами безопасности поведения в природе, в общении с животными, выработка умений оказания первой помощи при укусах, при отравлении грибами.
Оборудование: гербарий ядовитых растений, таблица “Ядовитые грибы”, таблицы с правилами, интерактивная доска. Презентация
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3класс. Работа в тетрадях с тестами.
1 класс.
У белого медведя обнаруживается письмо с загадками.)
обезьяны страусиха лев
| О С Л
|
– А теперь поиграем в “пазлы”. Соберите слово. Что получилось? (СЛОН) Фото № 1
– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Предположения детей.)
3. Формулирование темы урока.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Предположения детей.)
(Учитель достаёт игрушку-слона.)
1 класс.4. Коллективная работа.
Изготовление мамонтёнка.
3 класс.
5.Работа над новым материалом.
Сегодня будем говорить о некоторых других опасностях.
О молниях.
Звучит грамзапись “Времена года” Чайковского.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом. Ф.Тютчев
— Эти замечательные стихи о грозе написал поэт Ф.Тютчев. В своём стихотворении поэт признается о том, что он любит грозу в начале мая.
— Ребята, кто из вас любит грозу? Почему?
— Что включает в себя понятие “гроза”?
— Что опасно: молния или гром?
Учитель сообщает о молнии и громе.
Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания первобытного человека. Что же происходит высоко в небе?
Облако, содержащее несметное число капелек воды, может нести электрический заряд, противоположный заряду другого облака или земли. Когда электрическое напряжение между ними способно преодолеть толщу воздуха, происходит разряд молнии. Электрический разряд движется по пути наименьшего сопротивления. Вот почему молния часто зигзагообразно.
А что же гром? При электрическом разряде воздух быстро расширяется, а затем сжимается. При расширении и сжатии происходит быстрое перемещение потоков воздуха. Резкие соприкосновения таких потоков воздуха мы слышим как гром. А дальние раскаты грома происходят от того что, звуковые волны отражаются от одного облака к другому. Как видите, гроза опасное явление природы.
— Что следует делать, если вы попали в грозу?
Работа по учебнику.
— Откройте учебник на странице 23. Найдите 2-й абзац.
— Самостоятельно прочитайте, какие правила нужно соблюдать во время грозы.
1 класс
6. Открытие нового.
– Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:
ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?
– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы? (Сам слон.)
– Давайте ему их и зададим.
Учитель: (Слайд 1) Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот.
Слон: Это самое, самое большое наземное животное.
Учитель: А почему ты сказал, что слон самый большой из наземных?
Слон: А потому, что есть животные и крупнее слона – киты, например. Но они живут в воде – в океане.
Учитель: (Слайд 2) Слон! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?
(Слайд 3) Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать по саванне. Чтобы удерживать моё большое туловище, и, чтобы, отбиваться от врагов.
Учитель: (Слайд 4) Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?
Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером. Я слон индийский – родом из Азии и у меня ещё не такие большие уши, как у моего родственника – Африканского слона.
Учитель: (Слайд 5) Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?
Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. (слайд 6)Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Но, вообще-то, я ими пользуюсь не часто. (Слайд 7) Зато люди очень ценят мои бивни, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени много охотились на слонов.
Учитель: (Слайд 8) Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. (Слайд 9) Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты. (Слайд 10) Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и (Слайд 11) потом фонтаном отправить себе в рот. (Слайд 12) А ещё хоботом я могу трубить(звуки слона).
Учитель: Ой, как громко! Представляю, если вас соберётся 10 или 100. Ка-а-акзатрубят! (Слайд 13) Ка-а-ак побегут! (Звук бегущего стада.)
Слон: Да уж, на пути у бегущего стада слонов лучше не становиться.
Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?
Слон: Я житель самых жарких мест. (Слайд 14) Меня можно встретить и в саванне (Слайд 15). Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. Там очень жарко и почти нет тени.
7. Физкультминутка для 1 и 3 класса
По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
Слон: (Слайд 16) Живут слоны и в тропических лесах Азии – это лесные заросли. А можно я ребятам загадаю загадку?
Учитель: Конечно, загадывай.
Слон: Мой вопрос довольно прост: бивни, хобот, уши, хвост. Догадайся, кто же он. Ну конечно это … (Слайд 17) слон.
8. Первичное закрепление. Работа с учебником.
Стр. 10
– Сравните Африканского слона и Индийского слона. В чём разница?
(Различаются размером ушей.)
3 класс.
Грибы.
Звучит грамзапись.
— Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в лес. В лесу стоят, высокие деревья, воздух свеж, прохладно, красиво поют птицы, неподалёку журчит ручеёк. Откройте глаза.
— Ответьте на вопрос, кроме деревьев, лекарственных трав, что ещё растёт в лесу?
На какие группы делятся грибы?
Правильно. Грибы бывают съедобные и ядовитые. Ребята, давайте сейчас поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, о каком грибе идёт речь, как называется этот гриб.
1) Под старою сосною
Где склонился пень- старик,
Окружен своей семьею,
Первым найден…. Боровик.
Боровик первый гриб — мечта всех грибников. Растёт он в берёзовых рощах, в сосновых борах. Боровик красивый и крупный гриб, его часто называют царём грибов.
2) Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносит летом
Золотистое… Лисички.
Лисички растут в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов, они не крошатся и не мнутся. Очень редко встречаются и червячные лисички.
3) Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпах разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай.
Это… Сыроежки.
В лесу больше всего растёт сыроежек. Своё название они получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, становятся готовыми к употреблению. Сыроежки самые хрупкие грибы, их можно варить и жарить. Все эти грибы съедобные и полезные.
— А какие ещё съедобные грибы вы знаете?
Но есть грибы ядовитые и опасные.
4) Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Их обходим стороной.( Бледная поганка).
Самая опасная и ядовитая из всех грибов бледная поганка. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовались в старину для борьбы со страшной болезнью- холерой. Бледную поганку часто путают с шампиньонами. Но у поганки пластины под шляпой белые, а у шампиньона розовые, или даже черные.
5) С шапкой красной знаться опасно!
Даже муха-зуда не садиться туда.Мухомор.
В отличие от поганки природа вознаградила его необыкновенной красотой, но красота эта обманчива. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются как средство для уничтожения мух.
Работа по учебнику.
— Дети откройте учебники на стр. 24. Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить эти грибы.
Запомни! Никогда не собирайте незнакомых грибов и не пробуйте их на вкус. Если вы почувствовали тошноту и слабость после того, как съели грибы, немедленно обращайтесь к врачу. С грибами шутки плохи.
Ядовитые растения.
Отравиться можно не только грибами, но и растениями. Одно из самых красивых и полезных растений ядовито это ландыш. Поэтому букет с этими цветами нельзя ставить в комнате, где спят люди. Можно просто не проснуться.
— Дети, скажите, какие еще ядовитые растения вы знаете?
Д. Белена, дурман, вороний глаз.
Работа по учебнику.
Откройте на стр.25 и запомните, как выглядят эти растения.
1 Класс
– Почему у Африканского слона уши такие большие? (Чтобы спасаться от жаркого солнца.)
– Прочитайте, кто ещё обитает в саванне и в тропическом лесу.
– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они становятся героями мультфильмов. (Слайд 18) Посмотрите на этих забавных малышей и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.
– Это мамонтёнок. Как предполагают учёные, он является далёким предком современных слонов.
Работа в рабочих тетрадях самостоятельно.
Ядовитые растения.
Отравиться можно не только грибами, но и растениями. Одно из самых красивых и полезных растений ядовито это ландыш. Поэтому букет с этими цветами нельзя ставить в комнате, где спят люди. Можно просто не проснуться.
— Дети, скажите, какие еще ядовитые растения вы знаете?
Работа по учебнику.
Откройте на стр.25 и запомните, как выглядят эти растения.
Опасные животные.
О змеях.
— Каждый день, человек контактирует, с какими либо животными. Назовите их.
— Некоторые животные встречаются в определённых местах: например, в лесу, на лугу, около реки. С этими дикими животными надо уметь правильно себя вести. Очень неприятное на первый взгляд животное- змея. Расскажите, что вы знаете о змеях?
Сообщение ученика о змеях.
Что же делать, если змея всё-таки укусила?
Прежде всего, надо осмотреть место укуса. Если там только две полоски — тонкие, мелкие царапины, значит, змея не ядовитая. Если в конце этих полосок есть одна или две красные точки, то это проколы ядовитой змеи.
Во-первых, надо часть яда выдавить с кровью, но не всасывать ртом.
Во-вторых, промыть рану раствором соды и наложить стерильную повязку.
В-третьих, надо успокоить пострадавшего, уложить его и дать обильное тёплое питьё. В больницу надо отнести больного на носилках.
Чтобы обезопасить себя от укуса змеи, надо запомнить три правила.
Дети читают хором с плаката.
• В незнакомой местности всегда спрашивайте местных жителей о “змеиных местах”.
• Собираясь в лес за грибами и ягодами, обязательно надевайте сапоги.
• Увидев змею, не трогайте её, а обойдите. Если гадюка свернулась кольцом, значит, она собирается броситься на человека.
О собаках.
Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Чаще всего кусаются домашние животные. Важно помнить: самое спокойное животное может огрызнуться, укусить. Даже со своим питомцем (кошкой или собакой) всякое случается, особенно если вы нарушаете правила вежливости с кошками и собаками. Давайте вспомним эти правила.
Дети рассказывают правила.
Если всё-таки собака укусила, то рану надо промыть водой с мылом (или перекисью водорода), чтобы устранить слюну животного, затем наложить стерильную повязку. Не рекомендуется замазывать место укуса, какими- либо мазями или кремами. Необходимо обратиться к врачу, так как укус бешенных животных представляет большую опасность для жизни.
О кошках.
Как вы думаете, кошки представляют опасность?
Не забывайте, что коты — дальние родственники тигра. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, а также гладить незнакомых кошек. Если человек не понравился коту, тот может прокусит ему руку или расцарапать лицо. Кошка может перенести инфекцию человеку: чесотку или бешенство. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать очень простые правила. Домашним животным надо делать все необходимые прививки.
Работа по учебнику.
Откройте на стр.27 и прочитайте правила безопасности в обращении с собаками и кошками.
9.Рефлексия урока.
1 класс
– Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге. Фото № 2. Спасибо за урок.
10.Закрепление изученного материала.
— Какие лесные растения могут заменить мяса? (Грибы. По питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)
— Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
— Какие птицы едят грибы? (Глухари)
— Что нужно сделать, если молния застала вас на поле?
— Какую первую помощь нужно оказать при укусах змеи, собак, клещей.
11.Итог урока.
Я запомнил на уроке…
Теперь я знаю,что…
12.Домашнее задание. Читать стр. 23-27, ответить на вопросы на стр. 27, 28.