Вахрушев А.А. «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), 1 класс, 1 часть

Осень: природа готовится к зиме. 2 урок в теме (1урок-экскурсия)

  1. Цель урока: конкретизация знаний об осенних изменениях в природе.

  2. . Задачи:

обучающие : познакомить детей с признаками и особенностями осенней природы, сформировать первоначальные умения проводить маленькие исследования объектов природы и фиксировать результаты наблюдений.

развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов обучения):

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

-Формирования умения отличать осень от других времен года, классифицировать

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в парах( коммуникативные УУД);

-Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

воспитательные (направленные на достижение личностных результатов обучения)

— Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-Формирование чувства любви к родной природе, родному краю.

Оборудование: карточки для игры «Генерал-разведчик», лист наблюдения за погодой, конверты и картинки для работы в парах. Музыкальный фрагмент А.Вивальди «Времена года. Осень»

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

ИГРА «Разведчик». К доске вызывается 1 ученик, учитель на ушко говорит собрать все картинки с изображением предметов по теме «Осень». У других учеников карточки с различными предметами живой и неживой природы (зонт, желтые листья, резиновые сапоги, новогодняя елка, земляника, чашка, плащ) Те, кого водящий выбрал выходят к доске, образуется ряд картинок.

— Ребята, посмотрите на получившийся ряд.

-Что объединяет все эти картинки? (они все связаны с осенью) Докажите.

— Попробуем сформулируйть ТЕМУ нашего сегодняшнего урока.

(Осень)

— Вы абсолютно правы. Я предлагаю вам поговорить об осени и о том, как природа готовится к зиме.

НА ДОСКЕ ТЕМА: «ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ»

— Для чего нам это нужно знать? (чтобы правильно одеваться осенью, знать почему происходят те или иные явления природы, любоваться осенней природой и т.д.)

— Что вы хотите узнать на этом уроке? (формулируют совместно с учителем, учитель помогает наводящими вопросами)

1. Узнать, как изменяется погода осенью.

2. Узнать, как готовятся к зиме растения.

3. Узнать, как готовятся к зиме животные.

— Это наши цели на этот урок (Цели тоже фиксируются на доске)

  1. Совместное открытие новых знаний.

а) Изменение погоды осенью

1. Погода осенью (исследование погоды за неделю)

— Целую неделю вы наблюдали за погодой. Сегодня подведем итог вашей исследовательской работе. Откройте рабочие тетради на стр. 20, возьмите листочки с наблюдениями, давайте вместе подсчитаем и запишем в тетрадь:

1. Сколько дней ярко светило солнце?

2. Сколько дней солнце пряталось за облаками?

3. Сколько дней шел дождь? Выпал ли снег за период наблюдения?

4. Сколько было теплых дней?

5. Сколько было прохладных дней?

6. А день такой же длинный как летом? В какое время на улице темно?

— Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь представим, что вы не просто ученики, а настоящие ученые. Давайте сделаем выводы ученого (совместно с учителем) (Осенью солнечных дней становится меньше, чаще идут дожди, на улице становится прохладно, световой день короче, чем летом)

-Сколько осенних месяцев вы знаете? Какие? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Узнаете ли вы месяцы по их описанию? (подготовленные дети читают стихи)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?    (Октябрь)

Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.
Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.

— Про какой месяц 3 стихотворение? (ноябрь)

— Узнали о погоде осенью? Справились с 1 задачей? (да)

б) Изменения в жизни растений осенью.

— На что повлияли эти изменения в погоде?

— Как изменилась жизнь растений с наступлением осени?

— Что происходит с травами? (Многие травы, рассеяв семена погибают.

У некоторых трав погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям).

— А что происходит с деревьями? (листья деревьев желтеют и опадают)

— Как называется такое явление в природе? (листопад). Это приспособление растений к суровым условиям зимы.

— Все ли деревья меняют окраску? (нет, ель и сосна, например, остаются всегда зелеными)

Работа у доски по определению листьев. Детям предлагается соотнести изображение листочка с названием дерева, на котором он растет. (на доске прикреплены картинки с изображением листиков березы, осины, клёна, рябины, дуба, веточка ели и веточка сосны. Дети соединяют листик с карточками- названиями деревьев).

— Справились со второй задачей, которую ставили в начале урока? (да, мы узнали, как растения готовятся к зиме)

Физкультминутка Я прошу вас встать рядом со своими партами. Будьте внимательны! Если я буду говорить название дерева, вы встаете на носочки, руки вверх и изображаем кроны деревьев. Если я буду говорить названия грибов, то вам нужно присесть.

в) Изменения в жизни животных осенью

— Влияет ли осень на жизнь животных?(да, они начинают готовиться к зиме)

Я предлагаю вам отгадать загадки.

-Шубу дважды в год меняет.

Кто под шубою гуляет? (заяц)

Зачем заяц меняет шубку?

-Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

-Осенью в щель заберется, а весною проснется. (муха)

-Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)

— А как готовятся к зиме птицы? (многие птицы улетают в теплые края)

— На парте для приготовлены задания для работы в парах. (На каждой парте лежит 4 конверта: 1) Готовят запасы 2) Готовят норы и спят 3) Меняют шерсть 4) Зимуют, но не делают запасы. А также картинки с изображением различных животных (все животные подписаны: белка, серая полевка, медведь, ёж, заяц, волк, лиса, лось) Ученикам необходимо распределить животных по нужным конвертам. (Готовят запасы: белка, серая полевка. Готовят норы и спят: медведь, ёж. Меняют шерсть: заяц. Зимую, но не делают запасы: волк, лиса, лось)

Дети работают в парах, затем коллективная проверка работы.

-Узнали как животные готовятся к зиме? Справились с 3 задачей?

7. Рефлексия

— О каком времени года мы говорили на уроке?

— На партах у вас лежат листики, они белые. Превратите их в осенние.

— Возьмите карандаши и раскрасьте их так, чтобы они стали осенними листиками.

Красным цветом раскрашивают дети, которые считают, что цель, которую мы перед собой ставили, достигнута.

Желтым цветом раскрашивают те дети, у которых часто возникали вопросы на уроке и им требовалась помощь.

В это время звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Осень»

Вот и завершается наше занятие.

— Покажите, какой красивый осенний лес у вас получился! Молодцы! Спасибо за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here