Заочная экскурсия в летний лес (1-2 классы)

Цели:

Обучение:

уточнить и расширить представления учащихся о лесе и его обитателях, охране растений и животных леса;

путем наблюдений установить взаимосвязь между ними;

познакомить с лечебными свойствами лекарственных растений;

проверить степень усвоения детьми правил поведения в лесу.

Развитие:

развивать познавательную активность, наблюдательность;

умение рассуждать и делать выводы.

Воспитание:

воспитывать любовь к Родине, к родному краю;

воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Выход на тему занятия

Учитель: Дети, как называется наша планета, на которой мы живём?

Что это? (Глобус – модель нашей планеты.)

Какие цвета мы видим на модели?

Что означает каждый цвет?

Много зелёного цвета – это наши леса. Леса – это не только украшение Земли, её удивительный и великолепный наряд, это ещё источник сырья и здоровья. Именно они сохраняют влагу, смягчают климат, вырабатывают кислород, улавливают газы и пыль.

Ребята, а в нашей местности есть леса? А кто знает какие? (смешанные) А вы любите ходить в лес? А в какое время года особенно приятно совершать прогулки? Почему?

Давайте совершим заочную экскурсию в летний лес. А поможет нам в этом песенка «Что такое лето…»

(Исполнение песни «Что такое лето…)

Учитель: Что возьмём с собой на прогулку в лес? (Корзинку с завтраками, мешочек, может быть понадобится). (Завтрак – печенье, завёрнутое в салфетку).

Подходим к лесу, видим транспаранты: «Берегите лес от пожара!», «Не сорите!», «Охраняйте лес!».

2. Начало экскурсии: (на полянке)

Учитель: Итак, мы оказались на лесной полянке. (Дети садятся . На полу стоят деревья, цветы, грибы, ягоды, шалаш, прудик. Или на бумаге, или на ткани).

Стихотворение «Летний лес»:

1 ученик:

Зноем солнечным прогрета,

Лес душистый и сухой.

На опушках много света,

Пахнет мёдом и смолой.

2 ученик:

Стал окрепшим и пахучим

Разрезной зелёный лист,

В зарослях кустов колючих

Слышен птиц весёлый свист.

3 ученик:

Закраснелась гроздь калины,

Зреют в шишках семена,

И душистая малина

Соком сахарным полна.

3. Знакомство с деревьями

(Учитель подходит к первому дереву – дубу).

Учитель: Что это за дерево? Что мы о нём знаем?

Ученик: Хорошо растёт в шубе, т.е. окруженный деревьями, но с открытой головой, т.е. освещён сверху.

Учитель: Что ещё знаем о дубе?

Ученик: Дубы растут медленно, желуди появляются на них только тогда, когда дерево достигнет 30-40 летнего возраста. А живут эти деревья очень долго – 400-500 лет. (На фоне пения птиц)

Учитель: У нас в России растут дубы, которые достигли 700 лет. У них огромные стволы, покрытые грубой, морщинистой, крепкой корой.

Ученик: Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Древесина очень ценится за прочность и используется для постройки кораблей. А кору дуба используют в медицине. [7].

(Подхожу к берёзке. Музыкальный фон «Во поле берёзка стояла…»)

Учитель:

Берёзка белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

Кто знает загадку о берёзке?

Загадка:

«Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки».

(Дети дружно разгадали загадку. Затем девочка в белом сарафане выходит и загадывает следующую загадку).

Немало стихов, песен и загадок сложено про берёзу:

«Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям – некопаный колодец».

Учитель: В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Учитель: А вот подруженька белой берёзы – осина. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах.

Что вы знаете об осине?

Ученик: Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет».

Ученик: Осина очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – весёлых матрёшек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.

Ученик: В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы. [7].

4. Знакомство с животными

Учитель: Идем дальше по тропинке. Если попробовать подойти в лесу к какому-нибудь зверю, зверь убежит. А вот ёж подпустит человека довольно близко. Храбрый!

(Дети в костюмах ежа и змеи)

Ёжик: Просто ежи плохо видят, надеются на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону от меня (ежа), он чувствует приближение человека, животного. А если почувствует, то мышей, насекомых, не пропустит и ядовитую змею.

Учитель: Возьмём его домой? Почему?

Змея: Ёжик не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свой тёплый и уютный домик и крепко спит до весны.

Учитель: В лесу нужно смотреть под ноги, хорошая обувь должна быть на ногах. Ядовитая гадюка каждое утро выползает на камень или сухой пенёк, греется на солнце. Согреется и отправляется на охоту за мышами, лягушками. [6].

Будем убивать? Почему? В медицине недаром эмблема – чаша и змея.

А это что такое на нашем пути? Можно разорять эти кучи?

Ученик: Муравьиные кучи нельзя разорять, это очень полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи, обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Учитель: Ребята, а вы не знаете, что это случилось с муравьями? Прячутся в кучке?

1 ученик: Если муравьи прячутся в кучке – жди сильного ветра, дождя, грозы.

2 ученик: Когда пчёлы дружно летят к своим ульям, домикам, то скоро будет дождь.

3 ученик: Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

5. Привал

Учитель: Давайте представим, что мы забрались в шалаш, переждём дождик и съедим свои бутерброды. (Раздаю их из корзинки детям и гостям. Музыкальный фон «Ливень»).

Учитель: А салфетки-то куда? Мешок брали с собой? Сложим туда, (можно и банки, и бутылки).

Почему мы так сделали? Было предупреждение: «Не сорить!»

Ой! Кого мы увидели в ветвях ели? (Ёлочка искусственная)

Что вы знаете об этом зверьке?

Ученик: Самый резвый, непоседливый зверёк. Может перелетать расстояние до 10 метров. Этому помогают длинные задние ноги и хвост, как раскрытый парашют.

Учитель: А чем любят лакомиться белки? Правильно! Орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели.

Ученик: Любит белочка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочки делают запасы на зиму. Какие?

6. Сбор грибов

Учитель: А вот и белый гриб, который высушивают на веточках белки и затем прячут в кладовку. Белый гриб редко растет в одиночку. Гриб, который мы срываем – это не самостоятельное растение. Большая часть находится под землёй – это грибница, длинные, почти невидимые нити. Грибница тянется от гриба к грибу, иногда на многие метры. Не вырываем гриб, а выкручиваем, чтобы грибница не высохла, и засыпаем ямку землёй.

Какие грибы положим в корзинку? А остальные растопчем ногами?

Ученик: Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее укуса змеи. Он смертелен. Ядовитым является и мухомор. (Но в природе ничего не бывает лишнего, всё взаимосвязано).

7. Взаимосвязь между обитателями леса

(Звучит фон «Пение птиц»)

Учитель: Будем брать, трогать птенцов, яйца птиц? Почему? Бабочек ловить будем? Почему?

1 ученик: Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу человеку. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

2 ученик: Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.

Учитель: Слышите, квакает лягушка? Что вы знаете о них?

1 ученик: Все лягушки хорошо различают насекомых. Пчёл они глотают, но ос выплёвывают обратно. Улитки, черви – её питание.

2 ученик: Много врагов у них: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи. Лягушка – полезное животное.

8. Знакомство с лекарственными растениями

Учитель: Отгадайте загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Что это за растение? (Целебное)

Почему его называют зеленым попутчиком?

Ученик: Он растет по берегам рек, на лесной дороге, вдоль деревенской улицы, вдоль тропинок. Это растение – целебное. Соком этого растения с давних времен заживляли раны, избавлялись от ожогов, нарывов.

Учитель:

Носит этот мальчик

жёлтый сарафанчик,

Подрастёт – нарядится

в беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

ветерку послушное…

Что это за растение?

Ученик: Это растение лекарственное. Используют листья и корни, из которых готовят отвары и настои. Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчёлы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мёд – густой и ароматный.

Учитель: а вот ещё растение – медонос, богатое витамином С, из листьев которого готовят чай.

Хороша трава –

красная голова.

И медку подарит,

и чайку заварит.

Скажите, кто из вас прошлым летом ходил в лес по ягоды?

1 ученик:

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

2 ученик:

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

3 ученик:

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

4 ученик:

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие,

Хор:

Соком ягоды полны,

И целебны и вкусы. [2].

Учитель: Что будем рвать? Ягодки или кустики?

9. Встреча с редкими растениями

Учитель: В лесу могут встретиться не только ягоды, но и необыкновенно красивые цветы. Давайте посмотрим на их танец.

«Танец цветов»

Цветы представляются:

1 ученик: Я – колокольчик персиколистный.

2 ученик: Я – ландыш, (кувшинка)

3 ученик: Я – ночная фиалка.

4 ученик: Я – лилия.

Один из цветов: -Мы так красивы, что хочется нас сорвать. Но надо остановиться, ведь мы занесены в Красную книгу, нас осталось на Земле очень мало.

Учитель: (после «танца цветов»)

Сквозь иглы тёмной хвои

Весёлый лился свет,

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне,

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки,

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки.

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался всё тише,

Но сердце ранил он.

10. Заключение

Учитель: Дети, выполнили мы предупреждения, которые встретили при входе в лес?

1 ученик: Костёр не разводили, мусор не бросали, запретные цветы не рвали, а только любовались ими. Животных не трогали, а только собирали ягоды и грибы.

2 ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

3 ученик:

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

4 ученик:

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

5 ученик:

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек,

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

6 ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: – «Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here