Байдикова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

г. Донецк. Ростовская область.

Урок истории в 3-м классе по теме: «Жизнь древних славян»

Цель: ознакомление с повседневной жизнью человека в разные эпохи через изучение истории предметов домашнего обихода.

Задачи:

расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой;

— развивать самостоятельность, воображение, речь, умение работать в команде;

— охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

— воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины.

Оборудование: учебник, толковый словарь Ожегова, выставка книг по теме урока, иллюстрации (посуда древних славян, изба русского крестьянина), аудиозаписи народных песен

Содержание урона

1. Актуализация знаний

Учитель: — Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я,

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

Каждый предмет — тайна, история. Приоткрыть эти тайны мы можем в музее.

— Ребята, кто-нибудь из вас бывал в музее? В каком?

— Как вы понимаете, что такое музей? (Здание, где хранятся и представлены в экспозициях предметы, рассказывающие об истории)

Словарная работа

Учитель: Чтобы продолжить нашу работу, необходимо объяснить некоторые понятия. Для этого обратимся к нашим помощникам — словарикам. Работать будем в группах. Найдите объяснение словам: экспозиция, экспонат, экскурсовод.

Учитель: Давайте подведем итоги ваших поисков. Что такое экспозиция?

Ученик: Экспозиция — размещение экспонатов, а также их совокупность.

Учитель: Теперь объясним значение слова экспонат.


Ученик:
Экспонат — это экспонируемый предмет.

Учитель: Итак, продолжим: экскурсовод — это…

Ученик: Экскурсовод — это специалист, дающий пояснения экскурсантам во время экскурсии.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.

— Всё, что мы видим в музее — результат совместной творческой деятельности многих людей. Этнограф изучает особенности быта народов. Научный работник занимается исследованием, готовит записи, воспоминай, интервью, фото — кинозаписи.

Во многих городах и селах есть музеи. В городе Ленинске — Кузнецком находится краеведческий музей, в селе Красном Ленинск — Кузнецкого района — музей «Крестьянского быта

Очень хорошо, что есть такая традиция сохранять предметы, узнавать прошлое, знакомить других с их историей, а значит, с историей наших предков. Интересным на наш взгляд является история быта древних славян.

Итак, ребята, о чем же мы поговорим на нашем уроке? (О жизни древних славян).

Согласна, но мне хотелось бы поговорить и о том , в каких избах жили наши предки, во что одевались, чем питались.

2, Работа над новым материалом

Учитель:

— Перед вами современные строения, одежда, посуда.

— Подумайте, всегда ли человек жил в таком доме, так ли одевался, кушал такие блюда и из такой посуды?

Ученик: Нет. Раньше у людей не было такого жилья.

Учитель: Ребята, давайте попробуем сегодня создать свой проект музейной экспозиции: «Жизнь древних славян».

У каждой группы будет определенное задание для самостоятельной работы. Название раздела экспозиции, алгоритм работы и дополнительную информацию вы найдете в конверте.

Откройте конверт, разложите все карточки на столе и найдите среди них алгоритм работы в группе. Прочитайте его в группе. Все ли понятно? Есть вопросы?

Научные работники и этнографы будут работать отдельной командой, так как у них особая задача.

Приступаем к работе.

Самостоятельная работа в группах.

Дети, используя алгоритм работы в группе, план рассказа экскурсовода, знакомятся с новым материалом, оформляют экспозицию, готовят выступление. Учитель контролирует и направляет их работу.

Алгоритм работы в группе

1) Изучите материал из дополнительных источников и вспомните материал прошлых уроков.

2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему быт славян?

3) Выберите из коллекции рисунков тот вид жилья, который соответствует теме вашего раздела экспозиции.

4) Выберите экскурсовода, который представит ваш проект.

5) Оформите проект экспозиции с помощью аппликации.

6) Представьте получившийся проект.

План рассказа экскурсовода первой экспозиции

Вашему вниманию представлен проект экспозиции «Жилищные строения древних славян»…….

Что представляли собой первые избы?

Главное место в избе?

Жилищные комнаты московских дворян.

.

План рассказа экскурсовода второй экспозиции

Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции «Старинная русская одежда»………

Как одевались мужчины-славяне?

Как одевались женщины — славянки?

Какие головные уборы носили наши предки?

Что такое амфора, килик, кратер?

План рассказа экскурсовода третьей экспозиции

Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции « Трапеза»………….

Какая была посуда на Руси?

Из чего её делали?

Что употребляли в пищу русские люди?

С чего традиционно начиналась трапеза?

Что было обязательной принадлежностью стола?

Символом чего были хлеб-соль?

Где размещались почетные места за столом?

Выступление групп.

Учитель: — Я вижу, группы готовы. Любая работа должна быть оценена. Ваша задача: внимательно выслушать товарищей и оценить их работу с помощью сердечек, которые лежат у вас на столе.

— Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.

(Перед выступлением каждой группы прослушиваем музыку)

Учитель: Музыка, которая прозвучит, поможет нам представит, о чем пойдет? И так мы поговорим о жилье. Послушаем рассказ экскурсовода первой группы.

Первый экскурсовод: Вашему вниманию представлен проект экспозиции « Жилищное строение древних славян». У каждого человека есть дом. Это убежище от непогоды, место, необходимое человеку для жизни — приготовления пищи, приема пищи, отдыха, сна. Сегодняшние современные дома резко отличаются от жилья глубокой древности

Наши предки строили свои дома на берегу рек, в лесах, чтобы питаться; на высоких холмах, чтобы видны были враги. Все строения и сельские и городские были построены из бревен.

А вы знаете, что изба — очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Сейчас изба-это сельский дом, но еще в 18в избы были и городскими жилищами

Найдите в словариках значение слово «изба»

Избы строились или рубились чаще всего из бревен деревьев хвойных пород длиной 7-9метров. Изба состояла их двух половинок – кухни светлой, парадной комнаты – горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья.

2 ученик. Наши предки жили в очень суровых условиях. Было теплое, но короткое лето, дождливая осень и холодная зима. Нужно было много дров, чтобы согреться и приготовить еду. И главное место в избе занимала печь. Печь тогда топили «по — черному.», трубы не было , дым из печи наполнял избу и выходил через дверь. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

.Во второй половине было спальное помещение. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. Но так как наши редки много трудились им необходим был и рабочий инвентарь, который они хранили в хозяйственных постройках

3 ученик.

В учебнике есть картина А.М. Васнецова « В горнице древнерусского дома Московских времен» рассмотрите ее. В18 веке богатые дома представляли собой светлые уютные комнаты, обставленные удобной мебелью. Стены оббиты тканями увешаны коврами

4 ученик.

Чтобы поверить ваше внимание, мы подготовили небольшой тест, напишете только буквы.

Тест.

1.Дома предки строили:

а) в поле

б) на холмах

в) в горах

2.Дома возводили:

а) из камня

б) из соломы

в) из бревен

3 Деревянный дом назывался:

а) изба

б) терем

в) хоромы

4 Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата

б) клеть

в) сруб

5 Помещение богатых дворян было:

а) уютным

б) мрачным

в) бедным

Учитель: — Спасибо. Оцените работу. Молодцы.

Учитель: — Послушаем музыку. (Звучит русская народная песня « Валенки»). Если знаете слова подпойте и подумайте о чем мы поговорим сейчас?

Предоставим слово экскурсоводу второй группы.

Второй экскурсовод:

Мы предлагаем вашему вниманию проект экспозиции « Старинная русская одежда, » Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Ответы детей.

2 экскурсовод.–

Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.
Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно было одеваться прочитаете об одежде у Натальи Кончаловской. У вас на столе ее стихи, прочтите и расскажите.

Ой, вы, гости-молодцы,
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве.

Надевали шубу-две.:

А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.

Мужчины носили шубу — шапку- столбец, охабень, опашень, азям, зипун, сермягу.

– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который, завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

2ученик

А теперь перейдем к женской одежде. Женщины носили душегрейки, летники, сарафаны.
Основой женской одежды была длинная сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть равен 50 сантиметрам). На талии завязывали пояс. Состоятельные женщины носили еще нижнюю рубаху, которая называлась сорочица. Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали ее, то есть украшали вышивкой. Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Славяне верили, что через все проемы, отверстия одежды могут проникнуть к человеку всевозможные злыдни. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх сорочки она обычно надевала сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Из плотной материи шили телогрею – женскую одежду, длинные рукава которой застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава свисали свободно.
Самой нарядной женской одеждой был летник. Шили его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшали более дорогими тканями, иногда обшивали мехом. Женская шуба по пошиву отличалась от мужской. Часто она была как летник – без разреза, с длинными висячими рукавами.
Знатные люди носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата. Ткани эти проделывали долгий путь, прежде чем попадали в русские города из далеких стран – Персии, Китая, Италии и Англии. Простые горожане одевались в основном в одежду из ткани, вытканной дома или купленной на торге у крестьян.

3ученик

Переходим к головным уборам и прическам.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка — столбунец. Женщины носили кокошник,

А какая была мода на прически? Мужчины простого звания стригли волосы «под горшок» (на голову надевали горшок и по его краю обрезали волосы). Бояре и богатые купцы носили более короткие волосы. Усы и бороду никто не стриг. Их носили и старые, и молодые.
Женские головные уборы и прически были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли оставлять волосы распущенными или заплетать их в косу. Косы украшали лентами, к концам кос подвешивали косник – плотный треугольник из кожи или бересты. Вокруг головы повязывали ленту, иногда венец. Венец расшивали бусами, речным жемчугом, каменьями. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и обязательно должны были их закрывать от людских глаз. Снять головной убор с замужней женщины значило нанести ей большое оскорбление, «опростоволосить».
Разница в головных уборах заключалась и в том, что у женщин они обязательно скрывали волосы, у девушек оставляли их открытыми. Женщины носили на голове кокошники, жемчужные и бисерные подвески, украшенные драгоценными камнями.
Зимой женщины носили меховую шапку-Каптур, или капор. Каптур закрывал голову и шею. Женщины любили шапки с меховой опушкой. В холод прятали руки в рукавицы перщатые (перчатки). Названия происходят от слов «рука» и «перст» (палец). Богатые шили рукавицы из дорогого меха, кто победнее – носил кожаные, подбитые бараньим мехом. Боярыни носили зимой рукава-муфты на меху.

4ученик

Во что раньше обувались?

Распространенной обувью были плетенные из бересты, лыка или веревки лапти. Надевали их на онучи (подобие портянок). Носили люди и кожаную обувь. Это были сапоги – сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве. Шили их сапожники на заказ по ноге заказчика. Носили также поршни – обувь из кожи, наподобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками. Все перечисленные виды обуви носили как мужчины, так и женщины.

5 ученик

 Я предлагаю вам посмотреть фрагменты из мультфильма «Аленький цветочек». Я буду останавливать некоторые кадры. Ваша задача – назвать те виды одежды, обуви, головных уборов, с которыми вы познакомились.

VI. Практическая работа

У детей на партах лежат рисунки с изображениями одежды, обуви, головных уборов. У учителя то же самое – на доске.

 Посмотрите на наши рисунки. Назовите изображенные на них предметы. Прочитайте названия современных видов одежды и обуви. Соотнесите то, что было раньше, с тем, что носят сегодня.

На доске в два столбика прикреплены карточки. Учащиеся составляют пары.

На доске:

рубаха
порты
кафтан
шуба
телогрея
летник
колпак
лапти

рубашка
брюки
пальто
шуба
кофта
плащ
шапка
ботинки

VIII. Фронтальный опрос

У, Какая была одежда у древних славян?

Д. Домотканая, свободного покроя, из натуральных тканей – льна, шерсти. Шили ее люди для себя сами.

У. Для чего древние славяне носили амулеты?

Д. Они защищали себя от злых сил.

У. Что еще делали для предохранения от злых сил?

Д. Вышивали орнаменты, подпоясывались.

У. Как отличали замужнюю женщину от незамужней?

Д.  У замужней волосы спрятаны под головной убор.

У. Посмотрите еще раз в нашу таблицу. Какие из записанных слов сохранились в современной речи и обозначают названия тех вещей, которые мы носим?

Д. Шуба, рубаха, сорочка.

У., Какие слова, имеющие отношение к одежде, немного изменились?

Д. Порты – часто в обиходе брюки мы называем портками. Телогрея – телогрейка, но обозначает она сейчас другой вид одежды.

У., Какие слова вам уже были знакомы по книгам, фильмам?

Д. Кафтан, кокошник, сарафан, лапти.

У., Какие вы услышали впервые?

Д. Летник, опашень, поршни, столбунец.

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

Учитель: Давайте встанем и немного отдохнем. (Дети под запись русской народной плясовой музыки «Барыня» выполняют танцевальные движения). Этот веселый танец перенес нас в Древнюю Русь, в избу русского крестьянина. Экскурсовод третьей группы представит свой проект.

Третий экскурсовод: Перед вами проект экспозиции » Трапеза в русской избе».

Вы видите, что на столе не было ни тарелок, ни вилок. Вытащив из ножен острые охотничьи ножи и кинжалы, гости отхватывали от туши жирные куски мяса и ели их. Измазанные жиром бороды обтирали рукавами, так как салфеток в то время не было.

Непременными сотрапезниками в любом замке были собаки, им бросали после еды пропитанный мясным соком хлеб и кости, а также вытирали об их шерсть р.

2ученик

В старину простые русские люди употребляли в пишу практически одно и то же: хлеб, каши, кисель, овощи. Из напитков употребляли квас, пиво, мёд. Во время праздников были блины и пироги. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства.

Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет вредное влияние злых духов. Есть вместе хлеб-соль означало согласие, любовь. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.

Из этих продуктов готовили очень вкусные блюда: квас ,свекольники, различные каши, пекли блины , варили картофель.

/Район Древней Греции, где жили ремесленники, изготовлявшие посуду из глины, назывался Керамик. С тех пор всю посуду из глины стали называть керамика.

Мы вам представляем разные виды керамической посуды: амфора, килик, кратер. В амфорах хранили вино, оливковое масло и зерно. Из килика пили разные напитки.

рисункам на древнегреческой посуде можно определить, что мужчины во время трапезы полусидели на полу вокруг низкого столика. Стулья в быту использовали женщины, дети и больные.

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

Учитель: Конечно, надо знать о культуре разных народов, но о культуре своей страны, своего народа надо знать более глубоко. Я тоже приготовила экспозицию. Ознакомить вас с ней мне помогут этнографы. Они расскажут об отношении славян к столу.

Выступление этнографов:

В крестьянском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Красный угол — это угол, в котором размещали иконы. Его передвигали

только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. У славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар на столе постоянно находился хлеб. Говорили: «Хлеб на стол — так и стол престол, хлеба ни куска — так и стол — доска».

С чем же это связано? Привычный для нас высокий стол появился достаточно поздно. До этого было принято есть на полу. В X веке стол обозначал лавку, на которой сидели или спали. Позднее стол стал таким, какой сейчас, и был подобен церковному престолу. В России до сих пор отдаётся дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем.

Учитель: Группа научных работников изучали, исследовали быт нашего народа и историю столовых приборов: ложки и вилки. Послушаем их рассказ.

Выступление научных работников: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная Ею ели не только простые люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать.

В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два — три человека в одной миске, и все ели из неё своими ложками. Даже царь Пётр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Позднее придумали вилки. Имя изобретателя никому неизвестно. Самую первую вилку для еды сделали для изнеженной византийской принцессы 900 лет назад.

Как и во всех странах, в России вилки были сначала лишь у царской семьи и у самых знатных придворных. Простой народ ещё долго считал вилку лишней роскошью и ел по-прежнему ложкой и руками.

Каких только вилок нет! Кухонные, столовые, десертные… Складные — для походов, салатные — для фруктов, есть вилки для устриц и даже есть такие, которыми едят мясо змеи.

Учитель: Ребята, кто из вас знает пословицы, доказывающие, что ложка на Руси была основным столовым прибором и почему? Я буду говорить начало пословицы, а закончите её вы:

Дорога ложка…..(к обеду)

Учитель: Спасибо. Оцените работу этой группы. Молодцы.

. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте повторим основные понятия по теме урока.. Учитель задает вопрос, дети отвечают

-Как называлось первое жилье наших предков?

-Во что одевались мужчины и женщины?

— Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)

— Как называется место, где трапезничают? (Трапезная)

— Чем пользовались во время трапезы в замке? (Ножами и кинжалами)

Из чего в основном делали посуду на Руси? (Из глины и дерева)

— К чему в русском крестьянском быту сложилось особое отношение: по нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком? (К столу)

— Где хранятся предметы прошлых времен? (В музеях)

4, Итог урока

Учитель: Сегодня мы говорили о том Как жили наши предки – славяне ,создали проект музейной экспозиции. Это было интересно? Трудно? Можно продолжить эту работу: на уроках труда из пластилина или глины вылепить предметы и сделать экспозицию.

Кого заинтересовала эта работа, попробуйте сами узнать, например, историю тарелки или чайника. Как видим, вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история.

Когда человек побывает в музее, то у него остаются впечатления. Впечатление — это мнение, оценка, след, оставленный в сознании, в душе.

Учитель: В музеях есть Книги отзывов. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению:

— если было интересно — красное сердечко;

— если захотите дальше изучать — розовое;

— если было неинтересно — белое.

Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. Н.Ф, Виноградова

  2. Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси». М., «Наука» 1988.

  3. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян». М., «Наука» 1986.

  4. Иванов В. “Повести Древних Лет”

  5. Забылин М. “Русский народ его обычаи, предания и суеверия” 1880.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here