Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Барабинского района Новосибирской области

Подготовила и провела:

Сергиенко Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов,

1 квалификационной категории

2014г.

Тема: «Пернатые изобретатели»

Цели урока:

познакомить учащихся с многообразием птиц; дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц;

— развивать речь учащихся;

— прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Представьте, что вы идете по лесу, прислушайтесь к его звукам. (Картина леса, звучит хор птиц)

— А теперь возвращаемся в класс и начинаем работать.

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

— О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (О пресмыкающихся)

— Назовите их (Крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)

— Что общего у всех пресмыкающихся? (Дышат легкими, холоднокровные, откладывают яйца на суше)

— Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (Молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)

1 слайд

Посмотрите на экран, кто здесь лишний? (Черепаха – не летает)

— Каких летающих животных вы знаете? На какие группы можно их разделить?

( насекомые, звери: летучие мыши, опоссумы, белка летяга и птицы)

— Кто из животных вьет гнезда? (Птицы, рыба колюшка, осы)

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о животных, которые вьют гнезда, откладывают яйца и летают.

-О какой группе животных пойдет речь? (о птицах)

2 слайд — название темы

Сообщение новых знаний.

— Чем птицы отличаются от других животных? (у птиц есть перья)

-На стр.32 посмотрите рисунок строения пера и рассмотрите перья курицы.

— Как человек использует перья птиц? (пуховики, подушки, перины, одеяла)

— Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий? (перо легкое, удерживает тепло, мягкое)

-Почему парашютист падает? (сила притяжения Земли)

— Как парашютист замедляет падение? (раскрытый парашют опирается на воздух)

— Как птицы используют оперение крыльев и хвоста? ( опираются на воздух стр.32)

— На стр.33 рассмотрите движение крыла.

-На стр.36 подпишите название перьев (пуховое, маховое, рулевое, покровное)

3 слайд

Отгадайте загадки о птицах (отгадки на экране по щелчку)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Братьев погубила,

Мамку не любила,

Мачеху забыла,

Деток не кормила ( кукушка)

Летом маленькие воры,

А зимою — крохоборы.

На крыше за трубой,

Трещат наперебой ( воробьи)

Летит пташка чудесница,

Весны ранняя вестница:

В горле песня-веселье,

В роще – дом-новоселье ( скворец)

Ходит на рыбалку

Не спеша, вразвалку,

Сама себе удочка,

Сама себе лодочка( утка)

Пусть я птичка невеличка,

У меня друзья привычка-

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда (снегирь)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Птичка летит низко,

Значит дождик близко ( ласточка)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун он плоховат,

А порою глуховат ( глухарь)

— На какие группы можно разделить этих птиц? (Щелчок) (перелетные, оседлые, кочующие)

— Какие птицы в первой группе? (перелетные)

-Почему их называют перелетными? (на зиму улетают в теплые края)

— Зачем птицы улетают на зиму? (из-за временного отсутствия корма)

— Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

— Какие птицы во второй группе? (оседлые)

— Почему их так называют? (осели на одном месте)

-Почему снегирь в третьей группе? (Кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.)

— Снегирь — птица 2008 года по решению международного союза орнитологов.

— К кочующим птицам в Сибири относятся свиристели и сойки.

-Как вы можете помочь зимующим птицам?

-Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Самолеты заправляют топливом.

Как птицы запасают энергию для дальних полетов? (ответы детей)

— Найдите, как об этом говориться в учебнике на стр.33(энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо)

Сообщение учителя

-Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо (без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные,

Поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.

-Что весной происходит в жизни птиц?

-Как помочь перелетным птицам?

Посмотрите, какие гнезда бывают у некоторых птиц.

У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки. 4 слайд ( по щелчкам)

— Яйца откладывают и пресмыкающиеся и птицы, чем они отличаются? ( первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах) Слайд 5

-Найдите птенца и его родителя (курица, утка, орел, лазоревка)

-На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц? (курица-гусь, лазоревка-орел) Слайд 6

Разделите на две группы эти картинки птиц? (выводковые и птенцовые)

-Что вы можете рассказать о выводковых птицах? О птенцовых?

-Прочитайте о них в учебнике на стр.36.

-Птицы еще отличаются по условиям обитания. На стр.35 выполните 3 задание (дети подписывают группы птиц)

4. Работа в группах

Вам нужно подготовить рассказ о каждой группе птиц.

— У вас на партах лежат листочки с названием птицы, разделитесь на 4 команды в соответствии с названием птицы.

— О какой группе птиц будет рассказывать каждая команда? (перечислите птиц и назовите группу)

Детям раздается материал, из которого они добывают информацию. Время на работу 5 минут. Один член группы выходит к доске и рассказывает по плану.

  1. Перечислить названия птиц

  2. Особенности ног и клюва.

  3. Где добывают пищу.

  4. Чем питаются.

  5. Сообщение учителя

Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и плоские.

-На стр. 36 выполните 9 задание (проверить комментированием с места)

6. Итог урока.

-Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»? ( пернатые – имеют перья, изобретатели – крылья — это видоизмененные передние конечности, приспособились к полету на дальние расстояния)

7. Домашнее задание.

Задание на дом будет на выбор.

1.Подготовить сообщения на темы:

« Нелетающие птицы»,

«Рекордсмены среди птиц»,

«Птицы, занесенные в Красную книгу».

2.Составить кроссворд по теме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here