Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №____
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Предмет: окружающий мир. 1 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: Перспектива. Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 66
Из них:
*предметных уроков 9
*экскурсий 9
* Н.Р.К. 37
* практических работ 12
* опытов и наблюдений 7
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
-
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Учебный план образовательного учреждения на 2009/2010 учебный год
-
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Многие темы могут быть специально развиты в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой
учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищённо. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии.
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имён.
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев.
Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни.
Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни
людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
Мы и наш мир (9 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (18 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (6 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Окружающий мир. А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. 1 класс. УМК «Перспектива».
Тема урока | Часы | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Рекомендуемые приёмы работы
| Страница учебника | Страница тетради | Н.Р.К. | Обратная связь | Дата план. | Дата по факт. | |
Часть I Мы и наш мир |
|
| |||||||||
1. | Мы и наш мир. Предметный урок. | 1ч. | Познакомить с учебником, его персонажами и волшебным клубочком, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно. | Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы. | Оформить как письмо к детям текст со с.3 учебника; беседа; рассуждения; практическое задание; работа с иллюстрациями и фотографиями; работа с учебником; работа с тетрадью; обобщение; рефлексия. | 4 — 5 | 3 — 5 | Изготовление кукол в традиционном костюме одного из народов нашего края. Этнические традиции. | Записать домашний адрес и адрес школы на с.3Т.; нарисовать маршрут от дома до школы. |
|
|
2. | Природа. | 1ч. | Формировать представление о природе как составной части окружающего мира; учить классифицировать объекты окружающего мира; приводить примеры. | Умение различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры. | Проверка усвоения предыдущего материала; прослушивание песни Д.Кабалевского «Наш край»; выполнение задания на с.6У.; работа со словарём; работа с иллюстрациями на с.6-7; выполнение задания на с.7У.; выполнение заданий №1 и №2 на с.6-7Т. | 6 — 7 | 6 — 7 |
| Задание №3 на с.7Т.
ИКТ |
|
|
3. | Неживая и живая природа.
| 1ч. | Формировать понятия «неживая природа», «живая природа»; раскрыть связи между неживой и живой природой; учить детей классифицировать природные объекты. | Умение различать неживую и живую природу; приводить примеры объектов каждой группы. | Повторение материала предыдущего урока; постановка проблемного вопроса; беседа; работа на с.8У.; работа со словарём; выполнение заданий учебника; работа с иллюстрациями; сопоставление своего вывода с выводом в учебнике; выполнение заданий в тетради (с.8-9). | 8 — 9 | 8 — 9 |
| Задание №3 на с.9Т. Наблюдение.
ИКТ |
|
|
4. | Предметный урок. Культура.
Экскурсия. | 1ч. | Дать представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; начать постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно. | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно». | Работа с разворотом учебника на с.4-5 и с.6-7; повторение пройденного материала; работа на с.10-11У.; прослушивание записи голосов птиц; рассматривание свистульки; сравнение с образом птиц; определение из какого природного материала сделана свистулька; работа с иллюстрациями; беседа; работа на с.10-11Т.; обобщение; рефлексия. | 10 — 11 | 10 — 11 | Экскурсия: «Окрестности нашей школы». Культура нашего края. | Прочитать родителям с ребёнком «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина; нарисовать иллюстрацию к сказке; дорисовать детали к аппликации «Чудный остров». Наблюдение. |
|
|
5. | Культура. | 1ч. | Закрепить представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; продолжить постепенно учить детей различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно; показать разнообразие видов культуры. | С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно»; различать разные виды культуры; понимать, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений. | Закрепление представлений о культуре; задание №3Т.; представление детьми своих иллюстраций к сказке; чтение отрывка наизусть; беседа; работа на с. 12-13Т.; беседа; обобщение; рефлексия. | 10 — 11 | 12 — 13 | Музыкально-танцевальное искусство народов нашего края. | Занятие в семье: посмотреть с ребёнком мультфильм, послушать музыку, спойте, потанцуйте (по выбору); побеседуйте о том, что вы чувствовали во время совместного восприятия или исполнения произведения культуры. |
|
|
6. | Природа в творчестве человека. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | Показать детям красоту произведений народного творчества; продолжить знакомство с образами природы, воплощёнными в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки; начать освоение умения выполнять изделия, используя схему. | Умение узнавать образы природы в произведениях культуры, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку из природных материалов. | Повторение пройденного материала; обмен впечатлениями об экскурсии; работа на с.14-15У.; беседа; задание №3Т.; практическая работа; обобщение; рефлексия. | 12 — 13 | 14 — 15 | Экскурсия в городской краеведческий музей. | Обсудить с ребёнком, из каких природных материалов выполнены предметы домашнего обихода, как передал мастер в своей работе образы природы. Практическая работа. ИКТ |
|
|
7. | Мы – люди. | 1ч. | Показать многообразие и красоту людей разного возраста. Разной этнической принадлежности; начать знакомство с традиционным костюмом народов России; представить ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях; дать возможность пережить на уроке радостное чувство единения друг с другом. | Умение определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; ощущать красоту традиционного костюма и называть те его особенности, которые удивили и понравились. | Повторение пройденного материала; беседа; работа с иллюстрациями на с.16-17У.; выполнение заданий в тетради; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен нашего края; вывод; рефлексия. | 16 — 17 | 14 — 15 | Национальные костюмы жителей нашего края. | Задание №2Т. |
|
|
8. | Как мы общаемся с миром. Экскурсия. | 1ч. | Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; научить передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. | Умение определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. | Краткий пересказ сказки; беседа; опыт и наблюдение; рассматривание картин; беседа по картинам; вывод; рефлексия. | 18 — 19 | 16 — 17 | Экскурсия в городской парк: «Наблюдение за природой». | Опыт и наблюдение. Родителям побеседовать с детьми о том, что они видят, слышат, ощущают вокруг; передать свои впечатления в рисунке. |
|
|
9. | Как мы общаемся с миром.
| 1ч. | Начать поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; показать, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. | Умение контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти; умение анализировать репродукции картин. | Работа в тетради; повторение; беседа; игровой момент; обобщение; рефлексия. | 20 — 21 |
| Поэты и художники нашего края. | Прочитать о художниках Н.П.Богданове-Бельском, И.К.Айвазовском, И.Е.Репине. |
|
|
10. | Люди – творцы культуры. | 1ч. | Продолжить поиск признаков, отличающих человека от других живых существ; учить передавать словами красоту человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота. | Умение работать в группе; умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Повторение пройденного материала; беседа; рассматривание фотографий; обсуждение смысла пословиц; работа в тетради; изготовление подарков; вывод; рефлексия. | 22 — 23 | 18 — 19 | Произведения народного творчества нашего края. | Задание №2 на с.19Т. Практическая работа.
ИКТ |
|
|
11. | За страницами учебника («Мы и наш мир»). Экскурсия. | 1ч. | Научить передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. | Умение определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества. | Путешествие в городской парк; беседа; сбор осенних букетов. | 24 |
|
| Экскурсия в парк. |
|
|
Наш класс |
|
| |||||||||
12. | Наш класс в школе. | 1ч. | Показать детям классную комнату как целый мир; познакомить с образами класса в разные исторические эпохи и с тем, как изменялись со временем принадлежности для письма и оборудование классной комнаты. | Умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. | Работа в группах; игровой момент; работа с учебником; рассматривание иллюстраций; выполнение заданий в тетради; вывод. | 26 — 27 | 20 — 21 | Наш класс в школе. | Задание №4 на с.21Т. Родителям: рассказать о школе, в которой учились. |
|
|
13. | Мы – дружный класс. | 1ч. | Приступить к формированию осознанной сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса, развитию коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. | Умение понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; чувствовать принадлежность к коллективу, поколенческой идентичности. | Рассматривание фотографий; беседа; игровой момент; работа с учебником; работа в тетради; вывод; рефлексия. | 28 — 29 | 22 — 23 | Пословицы культурной традиции народов нашего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе. | Задание №1 и №2 на с.22-23Т. |
|
|
14. | Учитель – наставник и друг. | 1ч. | Представить детям идеальный образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему. | Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. | Составление рассказа об учителе; диалог; работа на с.30У.; беседа; работа по картине Н.П.Богданова-Бельского; рассматривание фотографий; беседа; вывод; рефлексия. | 30 — 31 | 23 | Талантливые учителя нашего края. | Завести альбом с фотография из жизни класса. Родителям: рассказать о своих первых учителях. |
|
|
15. | Природа в классе. Предметный урок. | 1ч. | Формировать представление о комнатных растениях как части живой природы, их значении для человека; показать разнообразие комнатных растений, учить детей распознавать их. | Умение распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных. | Слушание музыки; рассматривание растений в классе; беседа; работа с учебником; работа с иллюстрациями; практическая работа; работа в тетради; закрепление; обобщение; рефлексия. | 32 — 33 | 24 — 25 |
| Практическая работа. Задание №3Т. на с.25. Составить картотеку комнатных растений. |
|
|
16. | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1ч. | Учить ухаживать за комнатными растениями, прививать стремление практически применять свои умения по уходу за комнатными растениями. | Умение правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках. | Повторение пройденного материала; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; слушание музыки; беседа; работа с учебником; опыт и наблюдение; работа с иллюстрациями; обобщение. | 34 — 35 |
|
| Опыт и наблюдение «Уход за растениями». Составить правила и особенности ухода за одним из растений. |
|
|
17. | Что растёт у школы. Экскурсия. | 1ч. | Формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения»; учить использовать атлас-определитель как источник информации. | Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение. | Повторение изученного материала; беседа; слушание песни Д.Кабалевского; работа с фотографиями; работа с учебником; работа с Приложением (с.90); работа в тетради; работа в парах; нахождение ключевых слов и объяснение; вывод; рефлексия. | 36 — 37 | 26 — 27 | Экскурсия «Растения около нашей школы». | Задание №4 на с.27Т. |
|
|
18. | Мир за стеклянным берегом. | 1ч. | Формировать представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; учить распознавать обитателей аквариума, познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом. | Знать, что аквариум — целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток. | Опрос; создание проблемной ситуации; работа с учебником; практическая работа; демонстрация средств ухода за аквариумом; беседа; работа в тетради; коллективное выполнение задания учебника; подведение итога урока; рефлексия. | 38 — 39 | 28 — 29 |
| Наблюдение. Задание №4 на с.29Т. С родителями сходить в зоомагазин, рассмотреть рыбок и растения и определить их названия. ИКТ |
|
|
19. | Кто ещё у нс живёт? | 1ч. | Познакомить детей с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; научить определять этих животных с помощью атласа-определителя; прививать любовь к животным и чувство ответственности. | Умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными. | Повторение пройденного материала; беседа; работа с учебником; Приложение (с.90); работа с дополнительной литературой; работа в тетради; обсуждение; вывод; рефлексия. | 40 — 41 | 30 — 31 |
| Составить правила ухода за животными, живущими в живых уголках. Прочитать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности». |
|
|
20. | Какие бывают животные. | 1ч. | Формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; воспитывать бережное отношение к животным. | Умение классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы. | Слушание музыки; объяснение темы урока; беседа; работа с учебником; беседа; рассматривание фотографий; работа с дополнительной литературой; выявление различных признаков животных; работа в тетради; вывод; рефлексия. | 42 — 43 | 32 — 33 | Животные нашего края. | С помощью атласа-определителя классифицировать животных.
ИКТ |
|
|
21. | Делу – время. | 1ч. | Раскрыть смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час» и показать привлекательность учения как важного дела в любом возрасте; обобщить сложившиеся у детей представления о школе, в которой они учатся; скорректировать образ школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны. | Умение планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. | Диалог; работа с учебником; игровой момент; соотнести пословицы и рисунки; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради; вывод; рефлексия. | 44 — 45 | 34 — 35 | Пословицы народов нашего края. | Составить распорядок дня в семье. Задание на с.34Т. |
|
|
22. | Книга – друг и наставник. Предметный урок. | 1ч. | Представить детям образ книги в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через чтение книг. | Понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом. | Загадки; беседа; работа с учебником; чтение рассказа Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ учителя; работа в группах; практическая работа; беседа; подведение итога урока. | 46 — 47 |
| Книги и писатели нашего края. Книги об истории нашего города. | Выбрать книгу для семейного чтения, прочитать, рассказать. |
|
|
23. | Потехе – час. | 1ч. | Раскрыть вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час», показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; познакомить с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени. | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Создание проблемной ситуации; беседа; работа с учебником; игровой момент; заучивание считалки; игры; подведение итога урока; рефлексия. | 48 – 49 | 36 – 37 | Игры и считалки нашего края. | Родителям: побеседовать об игрушках, с которыми вы играли в детстве. Задание в тетради на с.36-37. |
|
|
24. | За страницами учебника («Наш класс»). | 1ч. | Продолжить формирование осознанной сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса, развитие коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. | Умение соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Беседа; игровые моменты; составление кодекса чести класса; обсуждение; подведение итога урока; обобщение. | 50 |
|
| Подготовить сообщение. |
|
|
Наш дом и семья |
|
| |||||||||
25. | Мы в семье. | 1ч. | Познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. | Умение различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др. | Беседа; рассматривание изображения яблони с плодами; назвать части дерева; обсуждение; слушание музыки; рассказ учителя; рассматривание фотографий; беседа; чтение пословиц; обсуждение смысла пословиц; работа в тетради; итог урока. | 52 — 53 | 38 — 39 |
| Задание в тетради на с.39. |
|
|
26. | Моя семья – часть моего народа. | 1ч. | Представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим. | Умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа. | Работа с учебником; работа с иллюстрациями; чтение колыбельной песни учителем; беседа; рассматривание старинных предметов; выполнение заданий в рабочей тетради; подведение итога урока. | 54 — 55 | 40 — 41 | Герои фольклора народов нашего края.
| Выучить названия предметов домашнего быта на языках народов нашего края. Задание №3 на с.41Т. |
|
|
27. | Природа в доме. | 1ч. | Прививать любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится, воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье живых существ в доме, стремление украшать своё жильё, развивать творческие способности и речь детей. | Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членов семьи. | Слушание музыки Ю.Антонова; рассказ учителя; беседа; работа с учебником; работа в тетради; работа с атласом; самостоятельное выполнение задания №1 в тетради на с.43; чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»; вывод. | 56 — 57 | 42 — 43 |
| Задание №2 на с.43Т.
ИКТ |
|
|
28. | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1ч. | Формировать представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме — результат труда человека, использующего богатства неживой природы; обобщить имеющиеся у учащихся сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при обращении с ними. | Знание о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами. | Проверка усвоения материала предыдущего урока; отгадывание загадок; слушание музыки; постановка проблемного вопроса; обсуждение с опорой на иллюстрации учебника (с.58); ответы детей на поставленный вопрос; работа с учебником; беседа; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 58 — 59 | 44 — 45 |
| Составить правила безопасного обращения с электроприборами |
|
|
29. | Красивые камни в нашем доме. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | Познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии. | Умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; чтение текста учителем; рассказ учителя; работа в парах (задание на с.61); коллективная проверка; демонстрация поделок и украшений; ответы на вопросы; практическая работа; работа в тетради; подведение итога урока. | 60 — 61 | 46 — 47 | Красивые камни нашего края. Экскурсия в Ильменский заповедник. | Практическая работа «Определение, из каких камней сделано изделие». Составить свою коллекцию камней. |
|
|
30. | Комнатные растения у нас дома. | 1ч. | Продолжить знакомство с комнатными растениями, научить распознавать их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, пользоваться атласом-определителем. | Знание растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений. | Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке; слушание музыки; беседа; коллективная работа с фотографиями; работа с учебником; работа в тетради; рассказ детей, как они дома ухаживают за комнатными растениями; работа с атласом; подведение итога урока; рефлексия. | 62 — 63 | 48 — 49 |
| Опыт и наблюдение. Задание №3 на с.49Т. |
|
|
31. | Выйдем в сад. | 1ч. | Научить различать значение слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; продолжить работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур. | Умение различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение». | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; рассказ учителя; игровое задание; коллективное выполнение задания в учебнике; работа с фотографиями; беседа; работа в тетради; выполнение задания по вариантам; демонстрация рисунков; подведение итога урока. | 64 — 65 | 50 — 51 |
| Прочитать рассказы из детских книг о фруктах и овощах. Задание №3 на с.51Т.
ИКТ |
|
|
32. | Овощи и фрукты на нашем столе. Предметный урок. | 1ч. | Повторить и расширить полученные ранее сведения об овощах и фруктах; сформировать представление о витаминах и их пользе для организма. | Умение классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты — кладовая витаминов. | Слушание музыки; работа с учебником; практические задания; игровое задание; беседа; рассказ учителя; работа в тетради; подведение итога урока. | 66 — 67 | 52 — 53 |
| Практическая работа. Задания №3 и №4 на с.53Т. Записать рецепты салатов. Родителям: провести беседу о пользе тех овощей, которые ребёнок ест неохотно. |
|
|
33. | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 1ч. | Продолжить знакомство с тем, как растения кормят человека; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов. | Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; умение различать виды круп. | Слушание музыки; повторение пройденного материала; беседа; работа с учебником; чтение пословиц; обсуждение; работа в тетради; работа с иллюстрациями; проверка знаний по Приложению (с.93); практическая работа; подведение итога урока; рефлексия. | 68 — 71 | 54 — 55 |
| Практическая работа. Задание на с.71У. |
|
|
34. | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч. | Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения», дать представление о сортах культурных растений, учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие — культурные», приводить примеры каждой группы. | Умение отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы. | Слушание музыки; беседа; работа с учебником; рассказ; ответы на вопросы; работа в парах; работа в тетради; работа с дополнительной литературой; игровой момент; подведение итога урока. | 72 — 73 | 56 — 57 | Культурные растения, выращиваемые в нашем крае. | Задания №3 и №4 на с.57Т.
ИКТ |
|
|
35. | Собака в нашем доме. | 1ч. | Познакомить детей с происхождением собак и с наиболее распространёнными породами, учить различать их с помощью атласа-определителя; познакомить с правилами ухода за собакой; воспитывать любовь к домашним питомцам и чувство ответственности за них. | Умение различать некоторые породы собак; знать основные правила ухода за ними. | Повторение ранее изученного материала; проверка заданий в тетради; слушание музыки; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; работа в тетради; (желательно выступление кинолога); обсуждение правил ухода и ответственности за содержание собаки; подведение итога урока. | 74 — 75 | 58 — 59 |
| Задание №2 и №4 на с.58-59Т.
ИКТ |
|
|
36. | Кошка в нашем доме. | 1ч. | Познакомить с происхождением домашней кошки, с породами кошек; учить детей различать их; раскрыть особенности содержания кошек и ухода за ними; воспитывать доброе отношение к домашним питомцам, стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их. | Умение различать основные породы кошек; знать правила ухода за ними. | Слушание музыки; конкурс на лучшего знатока собак; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; беседа; обсуждение правил содержания кошек; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 76 — 79 | 60 — 63 |
| Задание №3 и №4 на с.61Т. Творческая работа на с.62-63Т.
ИКТ |
|
|
37. | Дикие и домашние животные. | 1ч. | Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей. | Знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы. | Повторение ранее изученного материала; слушание музыки; рассказ учителя; беседа; работа с иллюстрациями; выполнение заданий учебника; работа с Приложением; выполнение заданий в тетради; практическая работа по распознаванию некоторых продуктов по вкусу; работа с разворотом (с.82-83); рассматривание фигурок животных; классификация; подведение итога урока. | 80 — 83 | 64 — 65 | Разведение домашних животных в нашем крае. | Опыт «Распознавание продуктов по вкусу». Практическая работа. Задание №4 на с.65Т.
ИКТ |
|
|
38. | С утра до вечера. | 1ч. | Представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить знания правил обращения с предметами домашнего обихода (электроприборами), огнём (газовой плитой), водой в доме (урок «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество»); закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»). | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме.
| Беседа; работа с репродукцией картины Т.Н.Яблонской «Утро»; работа с фотографиями; беседа; работа с картинами; работа с учебником; беседа по содержанию разворота с.86-87; рисунки детей старинных или современных предметов домашнего обихода; подведение итога урока; рефлексия. | 84 — 87 | 66 | Традиционные жилища народов нашего края. Уклад жизни в старинной семье нашего города. | Задание на с.66Т. Рисунки «Дружная семья». |
|
|
39. | За страницами учебника («Наш дом и семья»). | 1ч. | Раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»). | Умение использовать свой словарный запас при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье. | Выставка генеалогическое древо; фестиваль рисунков «Дружная семья»; беседа; обобщение; подведение итога урока. | 88 |
|
| Рассказ о своей семье. |
|
|
Часть 2 Город и село |
|
| |||||||||
40. | Мы в городе. | 1ч. | Познакомить детей с понятием «земляки», раскрыть культурный смысл этого понятия; на конкретных примерах показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. | Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. | Диалог; знакомство со 2-ой частью учебника; рассказ учителя; беседа; работа с учебником; работа с тетрадью; подведение итога урока. | 4 — 5 | 3 — 5 | Особенности жизни жителей нашего города. | Задание №2 на с.4Т. Родителям: побеседовать о городе, каким он запомнился вам в детстве.
ИКТ |
|
|
41. | Мы в селе. | 1ч. | Закрепить понятие «земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей. | Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (её) названию. | Работа с учебником; беседа; игровой момент; работа с иллюстрациями; работа в группах; рассказы детей; подведение итога урока; рефлексия. | 6 — 7 | 3 — 5 | Жизнь сельчан нашего региона. | Задание №3 на с.5Т. |
|
|
42. | Красота любимого города. | 1ч. | Показать особенности облика города в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ города как культурную ценность, которая растёт со временем; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты; познакомить со значениями названий городов, их происхождением. | Знать особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности — это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. | Рассказ учителя; работа с учебником; игровой момент; беседа; рассказ о возникновении нашего города; работа в тетради; работа с иллюстрациями; подведение итога урока. | 8 — 11 | 6 | Возникновение нашего города. Архитектурная доминанта города. | Задание №1 на с.6Т. Рисунки по теме «Мой любимый город».
ИКТ |
|
|
43. | Красота родного села. | 1ч. | Показать особенности облика села в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ села, хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища как культурную ценность, которую необходимо сохранять; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты — храма (в отличие от деревни, где храма не было); познакомить со значением названия села, его происхождением. | Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. | Работа с учебником; беседа; рассказ учителя; работа в тетради; беседа; подведение итога урока. | 12 — 15 | 7 | Особенности ландшафта сёл нашего региона. Хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища. | Задание №1 на с.7Т.
ИКТ |
|
|
44. | Природа в городе. | 1ч. | Раскрыть роль природы в городе; учить детей замечать и ценить её; продолжать прививать любовь к родному городу, стремление украсить его. | Усвоить, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Слушание музыки; выполнение заданий в учебнике; работа с фотографиями родного города; работа в тетради; рассказ учителя; беседа; подведение итога урока. | 16 — 19 | 8 — 11 |
| Оформить небольшую газету на тему «Природа в нашем городе». Задание на с.10-11Т. ИКТ |
|
|
45. | Что растёт в городе. | 1ч. | Познакомить с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения; учить различать лиственные и хвойные деревья; продолжить обучение распознаванию растений. | Умение различать часто встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья. | Повторение пройденного материала; слушание музыки; работа с учебником; беседа; практическая работа по распознаванию растений нашего города; игровой момент; подведение итога урока. | 20 — 21 | 12 — 13 |
| Задание №3 на с. 13Т. Практическая работа.
ИКТ |
|
|
46. | Чудесные цветники. Предметный урок. | 1ч. | Продолжить знакомство с растениями цветников; прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой город; развивать творческие способности учащихся. | Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям. | Слушание музыки; беседа; работа с фотографиями; знакомство с конкретными растениями цветника; работа с учебником; работа в тетради; практическая работа: распознавание по гербарным образцам растений цветника; игровой момент; подведение итога урока. | 22 — 23 | 14 — 15 |
| Задание №2 и №4 на с.14-15Т. Практическая работа. |
|
|
47. | В ботаническом саду. | 1ч. | Формировать представление о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении; познакомить с некоторыми растениями ботанического сада; развивать творческие способности детей. | Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека; умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. | Слушание музыки; беседа; воображаемая экскурсия в ботанический сад; работа с учебником; беседа; работа в тетради; вывод. | 24 — 25 | 16 — 17 |
| Задание №3 на с.17Т.
ИКТ |
|
|
48. | Кто живёт в парке. | 1ч. | Познакомить учащихся с животными парка; раскрыть их значение для человека; прививать любовь к животным. | Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь. | Проверка знаний; работа с иллюстрациями; беседа; работа с учебником; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 26 — 27 | 18 — 19 | Парк в нашем городе. | Задание №3 и №4 на с.19Т. Родителям: погулять с ребёнком в парке, послушать голоса птиц, побеседовать. Подготовить сообщение о животных. |
|
|
49. | В зоопарке. | 1ч. | Познакомить детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке; развивать речь детей и их творческие способности. | Знать, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. | Слушание музыки; сообщения детей; беседа; рассказ учителя; воображаемая экскурсия в зоопарк; обсуждение вопроса; работа с учебником; работа с Приложением; показ видеофильма; работа в тетради; подведение итога урока. | 28 — 29 | 20 — 21 |
| Задание №2 на с.20Т.
ИКТ |
|
|
50. | Войдём в музей! Экскурсия. | 1ч. | Систематизировать и расширить представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее. | Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. | Постановка проблемного вопроса; рассказ учителя; работа с учебником; беседа; посещение музея; работа в тетради; подведение итога урока и экскурсии. | 30 — 33 | 22 – 23 24 — 25 | Экскурсия в городской музей. | Задание № 2, 3, 4 на с.23Т.
Организовать свой импровизированный музей (из работ и поделок детей). |
|
|
51. | Мы помним наших земляков. | 1ч. | Познакомить детей с формами увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека. | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести. | Вступительное слово учителя; слушание музыки; работа с учебником; чтение текста; работа в тетради; слушание песен военных лет; беседа; работа с фотографиями; подготовить (желательно) встречу с ветераном войны; подведение итога урока. | 34 — 35 | 26 — 27 | Знаменитые люди нашего города. | Задание №2 на с.26Т. Подготовить фотографии из семейного альбома и рассказ «Мы помним!».
ИКТ |
|
|
52. | Все профессии важны. | 1ч. | Систематизировать представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; на конкретных примерах показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал. | Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. | Диалог; беседа; рассказ учителя; работа с учебником; рассматривание фотографий; работа с пословицами; работа в группах; работа в тетради; подведение итога урока; рефлексия. | 36 – 39 | 28 – 29 | Ремёсла и промыслы нашего региона. | Подготовить рисунки к выставке «Я бы в мастера пошёл»; слепить из пластилина хлебобулочные изделия. Родителям: поговорить с ребёнком о своей профессии; о своих и его детских мечтах о том, кем стать в будущем. |
|
|
53. | За страницами учебника («Город и село»). Экскурсия. | 1ч. | Раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека. | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. | Беседа; экскурсия по городу; посещение библиотеки; подведение итога урока. | 40 |
|
| Подготовить сообщение о тех, кого мы любим и помним. |
|
|
Родная страна |
|
| |||||||||
54. | Россия – наша Родина. Предметный урок. | 1ч. | Представить детям образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России — гербом, флагом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе. | Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. | Рассказ учителя; работа в тетради; беседа; работа с символами; слушание гимна; практическая работа с картой и глобусом; работа с Приложением; подведение итога урока. | 42 — 43 | 30 — 31 | Роль нашего региона для всей страны, его уникальность. | Практическая работа. Задание №3 на с.31Т.
ИКТ |
|
|
55. | Москва – столица России. | 1ч. | Представить детям образ сердца России — Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями — Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла. | Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области). | Проверка домашнего задания; беседа; рассказ учителя; работа с учебником; рассматривание герба Москвы; выполнение заданий в рабочей тетради; вывод; подведение итога урока. | 44 — 45 | 32 — 33 | Символы нашего города. | Задание №4 на с.33Т.
ИКТ |
|
|
56. | Мы – семья народов России. | 1ч. | Закрепить представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор). | Повторение ранее изученного материала; беседа; работа с картой России; работа с учебником; выполнение заданий в рабочей тетради; рассказ учителя; вывод; подведение итога урока; рефлексия. | 46 -49 | 34 — 37 | Пословицы и игры народов нашего края. | Задание №2,3,4 на с.36-37Т. Практическая работа: смастерить куклу в национальном костюме для выставки в классе. |
|
|
57. | Природа России. | 1ч. | Формировать представление о разнообразии природы нашей страны; показать красоту родной природы; воспитывать бережное отношение к ней. | Получить первоначальное представление о разнообразии природы России. | Слушание музыки; воображаемое путешествие по родной стране; работа с картой; рассказ учителя; работа с фотографиями; работа с учебником; беседа; рассказы детей; работа в тетради; подведение итога урока. | 50 — 51 | 38 — 39 |
| Родителям: рассказать о своих поездках по стране, показать фотографии. Задание №3 на с.39Т.
ИКТ |
|
|
58. | Охрана природы. | 1ч. | Формировать первоначальное представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. | Знание необходимости охраны природы и своего активного участия в этой работе. | Слушание музыки; беседа о разнообразии природы России; работа с картой; работа с учебником; коллективный анализ рисунка-схемы; работа с иллюстрациями; рассказ учителя; выполнение заданий в тетради; самостоятельная работа; чтение сказки «о чём рассказал майский жук»; подведение итога урока; рефлексия. | 52 — 53 | 40 -41 |
| Задание №2 на с.41Т. Практическая работа с картой России.
ИКТ |
|
|
59. | Красная книга России. | 1ч. | Познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных. | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. | Слушание музыки Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»; проверка домашнего задания; работа с иллюстрациями; выполнение заданий в учебнике; выполнение заданий в тетради; игровой момент; рассматривание Красной книги; подведение итога урока. | 54 — 55 | 42 — 43 | Красная книга нашего региона. | Задание №2 на с.43Т. Родителям: рассмотреть вместе с детьми Красную книгу России; побеседовать. Подготовить сообщение.
ИКТ |
|
|
60. | Заповедные тропинки. Экскурсия. | 1ч. | Формировать представление о заповедниках на примере Приокско-Террасного заповедника; познакомить с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке). | Усвоить, что заповедник — это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. | Проверка изученного материала; рассказ учителя; работа с материалами учебника; работа в тетради; обсуждение вопроса учебника; беседа о заповеднике нашего края; повторение правил поведения на территории заповедника; подведение итога урока. | 56 – 57 | 44 – 47 | Экскурсия в заповедник. | Задания №2 на с.45Т. и №4 на с.47Т. Нарисовать рисунок «Красота моей Родины».
ИКТ |
|
|
61. | За страницами учебника («Родная страна»). | 1ч. | Закрепить представление детей о России как общей родине разных народов; повторить, уточнить и расширить представления о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи — на выбор). | Беседа; праздник «Наш класс – семья народов России»; конкурс рисунков»; подведение итога урока. | 58 |
|
| Подготовить сообщение.
|
|
|
Человек и окружающий мир |
|
| |||||||||
62. | Взгляни на человека! | 1ч. | Представить детям образ человека как проявление внутреннего мира его культуры; учить по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) определять внутреннее содержание личности, характер, настроение человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее; воспитывать уважение к достоинству людей разного возраста. | Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета. | Беседа; работа с учебником; игровые ситуации; работа с фотографиями; подведение итога урока. | 60 — 61 |
|
| Родителям: посмотреть с ребёнком фильм, обсудить внешний облик, поведение героев.
ИКТ |
|
|
63. | Всему свой черёд. | 1ч. | Представить детям образ мужчины в разные возрасты его жизни; показать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; углубить знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте. | Умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); знать пословицы об отце. | Слушание музыки; беседа; рассказ учителя; постановка проблемного вопроса; работа с учебником; работа с пословицами; работа в тетради; подведение итога урока. | 62 — 65 | 48 — 49 | Отношения к детям и старикам в традиционной культуре народов нашего края. | Задания №1 и №3 на с.48-49Т.
ИКТ |
|
|
64. | У каждого времени свой плод. | 1ч. | Представить детям образ женщины в разные возрастные периоды её жизни; углубить понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; расширить толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте. | Умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине. | Повторение пройденного материала; работа с учебником; беседа; работа с пословицами; работа с Приложением; рассказ учителя; работа в группах; выполнение задания в рабочей тетради; подведение итога урока. | 66 — 69 | 50 — 51 | Отношение к женщине в региональной культуре. Образы женских персонажей в сказах П.Бажова. | Задания №1 и №3 на с.50-51Т.
ИКТ |
|
|
65. | Я – часть мира. | 1ч. | Формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе. | Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Прослушивание записи голосов природы; беседа; работа в тетради; чтение текста; беседа; завершение начатого рисунка; игровой момент; подведение итога. | 70 — 71 | 52 — 54 | Традиционная культура нашего региона. | Задание №3 на с.53Т. Нарисовать рисунок. Сочинение «Гармония вокруг и внутри нас». |
|
|
66. | За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). | 1ч. | Продолжить формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве. | Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Посмотреть спектакль; прочитать литературные произведения; конкурс сочинений «Гармония вокруг и внутри нас»; конкурс рисунков; подведение итога урока. | 72 — 73 |
|
|
|
|
|