Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
Согласовано:
ЗДШ по УВР НШ М.В.Олейник ____________________ «___» _______________ | Рассмотрено:
руководитель МК И.В. Брунер ___________________ Протокол № _______ от «___»_______20 г.
|
Рабочая программа (ФГОС)
по окружающему миру
уровень преподавания базовый
для 2-1 класса
на 2014-2015 учебный год
разработана учителем I категории
Миллер В.М.
Пояснительная записка
Общие сведения о Рабочей программе
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной программы начального общего образования по «Окружающему миру» и завершенной предметной линии системы учебников А.А. Плешакова с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ СОШ г. Мамоново НОО и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменения, приказ №1241 от 26.11.2010г. «Фундаментального ядра содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В процессе изучения предмета осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание любви к своему городу, Родине.
Программа нацелена на формирование бережливого отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Цель программы: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов через использование деятельностного и дифференцированного подходов.
Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Цели изучения предмета:
-
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации являются:
-
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
-
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП.
Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Данная программа предназначена для реализации учащимися 2-го года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
В классе 23 учащихся. Учащиеся хорошо подготовлены к усвоению данного курса. Форма обучения — очная.
Основной формой реализации программы является урок – 54 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма —одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества —осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Организация образовательного процесса
Технологии работы:
-
технологии личностно-ориентированного обучения;
-
технология проблемного обучения;
-
технология проектного обучения;
-
технология развивающего обучения;
-
использование ИКТ;
-
технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методы работы:
-
словесные методы;
-
наглядные методы;
-
практические методы.
Формы работы:
-
групповая работа;
-
индивидуальная работа;
-
фронтальная работа
Формирование компетентностей
Содержание программы направлено на формирование ключевых компетентностей:
-
социальной;
-
коммуникативной;
-
читательской;
-
информационной;
-
исследовательской.
Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.
Требования к уровню подготовки
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
-
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
-
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-
приводить примеры народов России;
-
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-
оценивать отношение людей к окружающему миру;
-
различать объекты и явления неживой и живой природы;
-
находить связи в природе, между природой и человеком;
-
проводить наблюдения и ставить опыты;
-
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
-
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
-
различать виды транспорта;
-
приводить примеры учреждений культуры и образования;
-
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
в правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-
приводить примеры семейных традиций;
-
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
-
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-
ориентироваться на местности разными способами;
-
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
-
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
-
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
-
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
-
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
-
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
-
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
-
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
-
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
-
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
-
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
-
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
-
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
-
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
-
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
-
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
-
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
-
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
-
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
-
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
-
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
-
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
-
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
-
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
-
формулировать ответы на вопросы;
-
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
-
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
-
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
-
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
-
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Система и критерии оценивания достигнутых результатов и способы формирования самооценки:
Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ СОШ г. Мамоново» и ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново раздел 1, пункт 3
Виды и формы контроля – выбрать то, что считаете необходимым
-
по задачам: предварительный /входной, тематический контроль усвоения, рубежный, текущий, итоговый контроль
-
по его субъектам
-
внешний — осуществляется учителем над деятельностью ученика;
• взаимный — осуществляется учеником над деятельностью товарища;
• самоконтроль — осуществляется учеником над собственной деятельностью)
-
по средствам педагогической коммуникации
-
способов (традиционный или нетрадиционный); характера (субъективный, объективный);
-
использования ТСО (машинный, без машинный);
-
формы (устный, письменный);
-
времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);
-
массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);
-
контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, самоконтроль);
-
дидактического материала:
— контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);
— с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);
-
на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
-
на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.
Условия качественного контроля
-
объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
-
гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
-
обоснованность и критериальность.
Оценивание результатов учебной деятельности
Критерии выставления отметки
характеристика | 5 -балльная | 10 — балльная | |
Не достигнут необходимый уровень | Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» – неудовлетворительно | 1 |
Необходимый уровень («удовлетворите льно») 50%
| Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания
Решение нестандартной задачи | «3» – удовлетворительно | 2 – при минимуме знаний 3 – при минимуме знаний с частичным усвоением 4– достаточные знания с частичным усвоением |
«4 -» – почти хорошо | 5 – достаточные знания | ||
6 – либо с ошибкой, либо с помощью | |||
Программный уровень («хорошо») 65% | Решение нестандартной задачи, где потребовалось: – либо применить новые, получаемые в данный момент знания; – либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» – хорошо
| 7 — полное освоение, незначительная ошибка и небольшая помощь |
| «4+» – приближается к отлично | 8 — полное освоение, незначительная Ошибка, самостоятельное исправление | |
Максимальный уровень («отлично») 85%
| Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: – либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; – либо новых самостоятельно приобретенных умений | 5 – отлично или 5+, или «5 и 5» – превосходно | 9 отлично
10 превосходно |
Можно дополнить, исходя из особенностей предмета
Формирование адекватной самооценки как один из результатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
Ученик должен научиться отвечать
на вопросы:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной
деятельности?
Содержание учебного предмета:
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающегося | |
Раздел «Где мы живём?» (3 ч)
| Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Характерные особенности городских и сельских поселений. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Вселенная. Звёзды и планеты. Земля — одна из планет. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | — понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; — анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; — работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; — различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; работать в группе, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, выбирать из списка необходимые слова для характеристики отношении к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; — работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира; — сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества; — выполнять тестовые задания учебника; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел «Природа» (16 ч)
| Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Погода и погодные явления. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Горные породы и минералы. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.Связи в природе, между природой и человеком. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Особенности ухода за животными живого уголка. Кошки и собаки в доме человека. Красная книга России и региональные Красные книги. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | — понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — классифицировать объекты природы по существенным признакам; — различать объекты неживой и живой природы приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; — находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; -работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; — практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; — различать горные породы и минералы; — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; — работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; — устанавливать по схеме различия между группами растений; — работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; — оценивать эстетическое воздействие растений на человека; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; — устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; -находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; — сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; — узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку: — практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; — рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; — работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; — определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; — работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; — работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги; — знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; — выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
Раздел «Жизнь города и села» (9 ч)
| Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Использование природных материалов для изготовления предметов. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Виды транспорта. Учреждения культуры. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; — работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; — работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе); — работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); — работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; — различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; — извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — наблюдать над зимними погодными явлениями; — обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; — обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; — работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; — выполнять тестовые задания учебника; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
Раздел «Здоровье и безопасность» (6ч)
| Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода. Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
|
|
Раздел «Общение» (5 ч)
| Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Классный и школьный коллектив. Правила этикета в общении. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. Проверка знаний и умений. |
|
Раздел «Путешествия» (15ч)
| Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Что такое ориентирование на местности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Водные богатства нашей планеты. Весенние явления в неживой и живой природе. Что такое карта. Москва — столица нашей Родины. Московский Кремль — символ нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Физические и политические карты. Летние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
|
Учебно-тематический план предмета:
На изучение математики отводится 4 ч. в неделю, 122 часа (34 учебные недели).
Формы подведения итогов | |||||
Количество часов | Практические работы | Самостоятельные работы | Проекты | Экскурсии | |
Где мы живём | 3 |
| 1 | 1 |
|
Природа | 16 | 4 | 1 | 1 | 1 |
Жизнь города и села | 9 |
| 1 | 1 | 1 |
Здоровье и безопасность | 6 | 1 | 1 |
|
|
Общение | 5 |
| 1 | 1 |
|
Путешествия | 15 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| 54 | 6 | 6 | 6 | 3 |
Предлагаемые темы проектных работ
Проект « Родной город»
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Проект «Профессии
Проект « Родословная»
Проект « Города России»
Проект « Страны мира»
Описание учебно-тематического и материально-технического обеспечения
Характеристика УМК
Главными особенностями системы «Школа России» являются:
-
приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
-
личностно ориентированный и системно — деятельностный характер обучения.
Название | Автор | Издательство | Год издания | Гриф МО РФ | Объем использования | |
Учебник | Окружающий мир 1-4 класс В 2 ч. | Плешаков А.А. | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | полный |
Рабочая тетрадь | Окружающий мир 1-4 класс В 2 ч. | Плешаков А.А | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | Для инд работы |
Тесты | Окружающий мир 1-4 класс | Плешаков А.А. Гара Н.Н Назарова З.Д. | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | Для инд работы |
Атлас-определитель | От Земли до неба | Плешаков А.А | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | Для инд работы |
Книга для учащихся начальных классов | Зелёные страницы | Плешаков А.А | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | Для инд работы |
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений | Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики | Плешаков А.А Румянцев А.А. | М:Просвещение | 2013 | Рекомендовано | Для инд работы |
* курсивом обозначены составляющие УМК «Школа России» на усмотрения учителя.
Материальное, информационное и материально-техническое обеспечение
Кол-во | Примечание | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…) Методические пособия для учителя | К
П
П | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. | ||
Печатные пособия | ||||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток) | Д
Д |
| ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий | ||
Технические средства обучения | ||||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор.
| Д
Д Д/П Д
|
| ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д
Д Д Д |
| ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
Термометры для определения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели Модель «Торс человека» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников | К
Д К Д Д К/Ф
Д
Д/П Д/Ф Д | Размер каждого объекта не менее 5 см. | ||
Оборудование класса | ||||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
| К Д Д
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами | ||
Игры и игрушки | ||||
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | П К |
|
Список образовательных Интернет-ресурсов
http://standart.edu.ru/ — официальный сайт ФГОС
http://fgos.isiorao.ru/index.php — сайт ИСИО РАО
http://school-russia.prosv.ru – официальный сайт
http://www.uroki.net/.htm
http://www.uchportal.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://nsportal.ru/
http://metodsovet.su/
http://pedsovet.org/m/my/
http://www.rusedu.ru/
http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/
Календарно-тематическое планирование
Где мы живём (3 ч.) Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Родная страна | Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия многонациональная страна. | Урок формирования первоначальных предметных умений | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта России, герб, флаг | С. 4-7, выучить 2 куплета гимна России |
|
2 |
| Город и село. Наш проект «Родной город» | Характерные особенности городских и сельских поселений. Типы жилищных построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Урок применения предметных умений | Тематический | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Родной город» | С. 8-11, подготовить проект «Родной город» с.12-13 |
|
3 |
| Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношении к миру. Проверка знаний и умений. | Комбинированный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Виды природы», «Творение человека» | С. 14-17, рабочая тетрадь № 2 с. 5 | С. 18-22 |
Природа (16ч.) Личностные результаты
Регулятивные
сохранять учебную задачу урока;
Познавательные
Коммуникативные
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Неживая и живая природа. Явления природы. | Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, тест (для каждого) | С. 24-31, рабочая тетрадь № 2,5 с. 7-8, № 4,5 с. 11 |
|
2 |
| Что такое погода | Погода и погодные условия. Народные и научные предсказания погоды. | Урок практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, термометр | С. 32-35, вести наблюдение за погодой |
|
3 |
| В гости к осени. Экскурсия | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь | Учебная экскурсия | Текущий |
| С. 36-39, рабочая тетрадь № 1,5 с. 13-14 |
|
4 |
| Звёздное небо | Созвездия Коссиопея, Орион, Лебедь, зодиак. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, пластилин, лист картона | С. 40-43, рабочая тетрадь № 3 с. 15 |
|
5 |
| Заглянем в кладовые земли | Горные породы и минералы. Гранит и его свойства | Урок практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, коллекция горных пород и минералов, лупа | С. 44-47, рабочая тетрадь № 3 с. 16 |
|
6 |
| Про воздух… | Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист | С. 48-51, фоторассказ на тему «Красота неба» |
|
7 |
| …И про воду | Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Охрана чистоты воды. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Красота воды», цветные карандаши и альбомный лист | С. 52-55, фоторассказ на тему «Красота воды» |
|
8 |
| Какие бывают растения Дикорастущие и культурные растения. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Разнообразие и красота растений» | С. 56-59, 68-69, рабочая тетрадь № 5 с. 20 |
|
9 |
| Какие бывают животные Дикие и домашние животные | Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Животные России», «Птицы России», цветные карандаши и альбомный лист | С. 60-63, 72-73, рабочая тетрадь № 6 с. 22, № 3,4 с. 26-27 |
|
10 |
| Невидимые нити | Связь в природе. Между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, листочки с вопросами, стрелки из цветной бумаги | С. 64-67, зад. 1,2 |
|
11 |
| Комнатные растения | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Комнатные растения» | С. 76-79, рабочая тетрадь № 2-4 с. 28-29 |
|
12 |
| Животные живого уголка | Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение | С. 80-83, рабочая тетрадь № 3,4 с. 31 |
|
13 |
| Про кошек и собак | Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Уход за домашними животными. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Породы кошек и собак», цветные карандаши и альбомный лист | С. 84-87, подготовить сообщение о какой-нибудь породе |
|
14 |
| Красная книга | Необходимость создания Красной книги. Красная книга в России. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист | С. 88-91, подготовить сообщение о любом растении или животном из Красной книги |
|
15 |
| Будь природе другом! Наши проекты. «Красная книга, или Возьмём под защиту». | Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист | С. 96-97, подготовить проект |
|
16 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши и альбомный лист |
| С. 98-102 |
Жизнь города и села (9 ч.)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Что такое экономика | Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение | С. 104-107, рабочая тетрадь № 3,4 с. 38 |
|
2 |
| Из чего что сделано. | Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, мяч, конверт с вопросами, различные предметы из глины, шерсти, металла и дерева | С. 108-111, рабочая тетрадь № 4 с. 40 |
|
3 |
| Как построить дом | Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист | С. 112-115, рисунок своего дома |
|
4 |
| Какой бывает транспорт | Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист | С. 116-119, рабочая тетрадь № 4 с. 45 |
|
5 |
| Культура и образование | Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования( школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория) | Учебная экскурсия | Текущий | Музей | С. 120-123, рабочая тетрадь № 4 с. 49 |
|
6 |
| Все профессии важны. Наши проекты «Профессии» | Разнообразие профессий. Их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Профессии» | С. 124-128, рабочая тетрадь № 3 с. 50 |
|
7 |
| В гости к зиме. Экскурсия | Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | Учебная экскурсия | Текущий | Парк | С. 130-133, фоторассказ «Красота зимы» |
|
8 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Жизнь города и села» | Проверка знаний и умений. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение | Подготовка проекта «Профессии» с. 128-129 | С. 134-139 |
9 |
| Презентация проекта «Профессии» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Урок решения проектных задач | Тематический | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение |
|
|
Здоровье и безопасность (6 ч.)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. | Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. | Урок практикум | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Внутренние органы человека», губка, литровая банка, бельевая веревка дл. 8 м, воздушный шарик, пластилин | С. 4-11, рабочая тетрадь № 3,4 с. 4-5, составить распорядок дня |
|
2 |
| Берегись автомобиля! Школа пешехода. | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки пешехода улицы) | Урок практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Дорожные знаки», цветные карандаши, альбомный лист | С. 12-17, рабочая тетрадь № 4 с. 11 |
|
3 |
| Домашние опасности | Правила безопасного поведения в быту | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение | С. 18-21, придумать и нарисовать усл. знаки для домашних опасностей |
|
4 |
| Пожар! | Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд | С. 22-25, рабочая тетрадь № 3 с. 14 |
|
5 |
| На воде и в лесу. | Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | Урок практикум | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд, цветные карандаши, альбомный лист, картинки грибов, ядовитых растений, животных | С. 26-29, рабочая тетрадь № 1-3 с. 15-16, № 3 с. 20 |
|
6 |
| Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения. | Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Проверка знаний и умений. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение | С. 30-35 | С. 36-40 |
Общение (5 ч.)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
| ||||||||
№ п/п
| Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Наша дружная семья. Проект «Родословная» | Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши, альбомный лист | С. 42-45, подготовить проект «Родословная» с. 46-47 |
|
2 |
| В школе. Правила вежливости | Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игры. Отдых. Этика общения с учителем и одноклассниками, руководителями школы. Правила поведения в общественном транспорте. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши, листочки с пословицами | С. 48-55, рабочая тетрадь № 1,2 с. 22 |
|
3 |
| Ты и твои друзья | Правила поведения в гостях | Урок решения практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, песни про друзей, цветные карандаши, листочки с пословицами | С. 56-59, рассказ о своем друге |
|
4 |
| Мы – зрители и пассажиры. | Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте) | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд | С. 60-63 |
|
5 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение |
| С. 64-68 |
Путешествия (15 ч.)
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
| ||||||||
№ п/п (кол-во ч.) | Дата проведения урока план/факт | Тема урока | Основные понятия, содержание урока | Тип урока, формы и методы его проведения | Виды и формы контроля | Ресурсы урока
| Д/задание для учащихся | Примечания (изменения) |
1 |
| Посмотри вокруг | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | Урок первичного предъявления новых знаний | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, пластилин | С. 70-73, рабочая тетрадь № 4,6 с. 28 |
|
2 |
| Ориентирование на местности. | Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас- прибор для определения сторон горизонта. | Урок первичного предъявления новых знаний | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, компас | С. 74-75, рабочая тетрадь № 6 с. 31-32 |
|
3 |
| Ориентирование на местности | Как пользоваться компасом | Урок решения практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, компас | С. 76-77, |
|
4 |
| Формы земной поверхности | Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Горы» | С. 78-81, рабочая тетрадь № 4, с. 33 |
|
5 |
| Водные богатства | Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. | Урок решения практических задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Реки, моря, озера России» | С. 82-85, рабочая тетрадь № 4 с. 35 |
|
6 |
| В гости к весне. Экскурсия | Наблюдения над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе. | Учебная экскурсия | Текущий | Парк | С. 86-89, рабочая тетрадь № 1,5-7 с. 36-39 |
|
7 |
| Россия на карте. Проект «Города России» | Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Подготовка к выполнению проекта. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, физическая карта России, глобус | С. 90-95, рабочая тетрадь № 3,5 с. 40-41, подготовить проект с. 96-97 |
|
8 |
| Путешествие по Москве. Московский Кремль. | Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План и герб Москвы. Московский Кремль – символ нашей Родины. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Москва-столица России» | С. 88-107, рабочая тетрадь № 4, с. 46, № 4 с. 49 |
|
9 |
| Город на Неве | Санкт- Петербург -северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1.старинные русские города, расположены на реке Оке | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Санкт-Петербург» | С. 108-113, рабочая тетрадь № 5, с. 52 |
|
10 |
| Путешествие по планете. | Карта мира. Океаны и материки (континенты). Их изображение на карте. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, глобус, карта мира | С. 114-117 |
|
11 |
| Путешествие по материкам | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта мира | С. 118-123, рабочая тетрадь № 5, с. 58 |
|
12 |
| Страны мира. Проект «Страны мира» | Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта. | Урок решения проектных задач | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта мира, таблички с названиями стран | С. 124-129, рабочая тетрадь № 4, с. 60, подготовить проект |
|
13 |
| Впереди лето. | Летние явления в неживой природе. Разнообразие растений и животных. Красота животных. | Комбинированный урок | Текущий | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Краски лета», цветные карандаши | С. 130-133, рабочая тетрадь № 5, с. 64 |
|
14 |
| Проверим и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Проверка знаний и умений. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение |
| С. 134-139 |
15 |
| Презентация проектов Родословная», «Города России», «Страны мира» | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своей деятельности. | Контрольный урок | Итоговый | Учебник, проекты |
|
|