Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ

г. Мамоново

О.С. Кутырева

_________________________

Приказ №_________________

от «___» _____________20 г.

Согласовано:

ЗДШ по УВР НШ

М.В.Олейник

____________________

«___» _______________

Рассмотрено:

руководитель МК

И.В. Брунер

___________________

Протокол № _______

от «___»_______20 г.

Рабочая программа (ФГОС)

по окружающему миру

уровень преподавания базовый

для 2-1 класса

на 2014-2015 учебный год

разработана учителем I категории

Миллер В.М.

Пояснительная записка

Общие сведения о Рабочей программе

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной программы начального общего образования по «Окружающему миру» и завершенной предметной линии системы учебников А.А. Плешакова с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ СОШ г. Мамоново НОО и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменения, приказ №1241 от 26.11.2010г. «Фундаментального ядра содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, истори­ческие знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет «Окружаю­щий мир» помогает ученику в формировании личностного вос­приятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и пла­неты Земля. Значение предмета состоит также в том, что в ходе его изуче­ния школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысли­вать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родно­го края.

В процессе изучения предмета осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание любви к своему городу, Родине.

Программа нацелена на формирование бережливого отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Цель программы: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов через использование деятельностного и дифференцированного подходов.

Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Цели изучения предмета:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до­стоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации явля­ются:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос­сии, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многооб­разия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели здоровьесберегающего и безопас­ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

  • формирование компетенций для обеспечения экологиче­ски и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование ба­зовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП.

Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.

Данная программа предназначена для реализации учащимися 2-го года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.

В классе 23 учащихся. Учащиеся хорошо подготовлены к усвоению данного курса. Форма обучения — очная.

Основной формой реализации программы является урок – 54 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Организация образовательного процесса

Технологии работы:

  • технологии личностно-ориентированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • использование ИКТ;

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы работы:

  • словесные методы;

  • наглядные методы;

  • практические методы.

Формы работы:

  • групповая работа;

  • индивидуальная работа;

  • фронтальная работа

Формирование компетентностей

Содержание программы направлено на формирование ключевых компетентностей:

  • социальной;

  • коммуникативной;

  • читательской;

  • информационной;

  • исследовательской.

Ключевые компетентности  формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.

Требования к уровню подготовки

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — сто­лицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором нахо­дится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определи­теля;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живо­го уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнитель­ной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаи­мосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описани­ям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пеше­ходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасно­сти;

в правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослы­ми и сверстниками, правила культурного поведения в шко­ле и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, об­ладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и яв­лениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступаю­щей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изме­няющемся мире на основе представлений о сезонных из­менениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окру­жающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бе­режного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о вза­имоотношениях людей в семье, семейных традициях, сво­ей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологиче­ской этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника­ми на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на осно­ве представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопас­ного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, ос­мысление вклада труда людей разных профессий в созда­ние материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на опре­делённом этапе урока при выполнении задания по прось­бе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последова­тельность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет­ворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, пред­ложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составлен­ным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде записей, рисун­ков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисун­ки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) крите­риям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-ап­пликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явле­ниями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономи­ки, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нор­мами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелатель­ное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогиче­ской формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Система и критерии оценивания достигнутых результатов и способы формирования самооценки:

Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ СОШ г. Мамоново» и ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново раздел 1, пункт 3

Виды и формы контроля – выбрать то, что считаете необходимым

  • по задачам: предварительный /входной, тематический контроль усвоения, рубежный, текущий, итоговый контроль

  • по его субъектам

  • внешнийосуществляется учителем над деятельностью ученика;

•  взаимный осуществляется учеником над деятельностью товарища;

•  самоконтрольосуществляется учеником над собственной деятельностью)

  • по средствам педагогической коммуникации

  • способов (традиционный или нетрадиционный); характера (субъективный, объективный);

  • использования ТСО (машинный, без машинный);

  • формы (устный, письменный);

  • времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);

  • массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);

  • контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, самоконтроль);

  • дидактического материала:

— контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);

— с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);

  • на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;

  • на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Условия качественного контроля

  • объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);

  • гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

  • обоснованность и критериальность.

Оценивание результатов учебной деятельности

Критерии выставления отметки

Уровни успешности

характеристика

5 -балльная

10 — балльная

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» –

неудовлетворительно

1

Необходимый уровень («удовлетворите

льно»)

50%

 

Решение типовой задачи, подобной

тем, что решали уже много раз, где

требовались отработанные умения и

усвоенные знания

 

 

 Решение нестандартной задачи

«3» –

удовлетворительно

2 – при минимуме

знаний

3 – при минимуме

знаний с частичным

усвоением

4– достаточные знания с частичным

усвоением

«4 -» – почти хорошо

5 – достаточные знания

6 – либо с ошибкой,

либо с помощью

Программный уровень («хорошо»)

65%

Решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо применить новые, получаемые в данный момент знания;

либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4» – хорошо

 

7 — полное освоение, незначительная

ошибка и небольшая

помощь

 

«4+» –

приближается к

отлично

8 — полное освоение, незначительная

Ошибка, самостоятельное исправление

Максимальный уровень («отлично»)

85%

 

Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей:

либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний;

либо новых самостоятельно приобретенных умений

5 – отлично

или 5+, или

«5

и 5» – превосходно

9 отлично

 

10 превосходно

Можно дополнить, исходя из особенностей предмета

Формирование адекватной самооценки как один из результатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.

Ученик должен научиться отвечать

на вопросы:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной

деятельности?

Содержание учебного предмета:

Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности обучающегося

Раздел «Где мы живём?» (3 ч)

Знакомство с целями и задачами раз­дела и урока. Имя родной стра­ны — Россия, или Российская Федера­ция. Характерные особенности городских и сельских поселений. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Вселенная. Звёзды и планеты. Земля — одна из планет. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

— понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

— различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

— анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

— работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

— различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; работать в группе, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, выбирать из списка необходимые слова для характеристики отношении к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

— работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;

— сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;

— выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Природа» (16 ч)

Знакомство с целями и задачами раз­дела. Неживая и живая природа. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Погода и погодные явления. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Горные породы и минералы. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.Связи в природе, между природой и человеком. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Особенности ухода за животными живого уголка. Кошки и собаки в доме человека. Красная книга России и региональные Красные книги. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

— понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

— классифицировать объекты природы по существенным признакам;

— различать объекты неживой и живой природы приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

— характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

— наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

— работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

— находить на рисунке знакомые созвездия;

— сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

-работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

— практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

— различать горные породы и минералы;

— рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

— работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

— устанавливать по схеме различия между группами растений;

— работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

— оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

— работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

— устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

-находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

— сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

— узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку:

— практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

— рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

— работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

— определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

— работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

— работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги;

— знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

— выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел «Жизнь города и села» (9 ч)

Экономика и её составные части: сель­ское хозяйство, промышленность, стро­ительство, транспорт, торговля. Использование природных материалов для изготовления предметов. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Виды транспорта. Учреждения культуры. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

— работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при про­изводстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей эконо­мики самостоятельно предложенным способом;- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

— рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

— работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);

— работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

— работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

— различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

— извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

— рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

— читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— наблюдать над зимними погодными явлениями;

— обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

— обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

— выполнять тестовые задания учебника;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Здоровье и безопасность» (6ч)

Знакомство с целями и задачами раз­дела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода. Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

  • рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

  • обсуждать сбалансированное питание школьника;

  • формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

  • моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различныхсигналах;

  • работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

  • практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

  • объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

  • характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

  • запомнить правила предупреждения пожара;

  • работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

  • характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

  • запомнить правила поведения во время купания;

  • характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

  • работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

  • выполнять тестовые задания учебника.

Раздел «Общение» (5 ч)

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких лю­дей. Классный и школьный коллектив. Правила этикета в общении. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. Проверка знаний и умений.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотно­шениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

  • формулировать понятие «культура общения»;

  • обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

  • формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

  • оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

  • обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

  • формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

  • обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

  • формулировать правила этикета в гостях;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

  • обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

  • обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

  • выполнять тестовые задания учебника.

Раздел «Путешествия» (15ч)

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Что такое ориентирование на местности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Водные богатства нашей планеты. Весенние явления в неживой и живой природе. Что такое карта. Москва — столица нашей Родины. Московский Кремль — символ нашей Родины. Санкт-Петербург — северная столица России. Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Физические и политические карты. Летние явления в неживой и живой природе. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке;

  • работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);

  • знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;

  • сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

  • работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;

  • различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

  • работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

  • рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

  • работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц па рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;

  • сравнивать изображение России на глобусе и карте;

  • учиться показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);

  • находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;

  • отличать герб Москвы от гербов других городов;

  • работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

  • обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

  • рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

  • находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт- Петербурга, находить на нём достопримечательности города;

  • работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу с помощью Интернета;

  • прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью;

  • рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать;

  • сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

  • работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

  • находить материки на карте мира;

  • работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

  • сравнивать физическую и политическую карты мира;

  • определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;

  • читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;

  • приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

  • выполнять тестовые задания учебника;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

  • формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Учебно-тематический план предмета:

На изучение математики отводится 4 ч. в неделю, 122 часа (34 учебные недели).

Раздел

Формы подведения итогов

Количество часов

Практические работы

Самостоятельные работы

Проекты

Экскурсии

Где мы живём

3

1

1

Природа

16

4

1

1

1

Жизнь города и села

9

1

1

1

Здоровье и безопасность

6

1

1

Общение

5

1

1

Путешествия

15

1

1

2

1

54

6

6

6

3

Предлагаемые темы проектных работ

Проект « Родной город»

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Проект «Профессии

Проект « Родословная»

Проект « Города России»

Проект « Страны мира»

Описание учебно-тематического и материально-технического обеспечения

Характеристика УМК

Главными особенностями системы «Школа России» являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

  • личностно ориентированный и системно — деятельностный характер обучения.

Составляющие СУ

Название

Автор

Издательство

Год издания

Гриф МО РФ

Объем использования

Учебник

Окружающий мир 1-4 класс В 2 ч.

Плешаков А.А.

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

полный

Рабочая тетрадь

Окружающий мир 1-4 класс В 2 ч.

Плешаков А.А

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

Для инд работы

Тесты

Окружающий мир 1-4 класс

Плешаков А.А. Гара Н.Н Назарова З.Д.

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

Для инд работы

Атлас-определитель

От Земли до неба

Плешаков А.А

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

Для инд работы

Книга для учащихся начальных классов

Зелёные страницы

Плешаков А.А

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

Для инд работы

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики

Плешаков А.А

Румянцев А.А.

М:Просвещение

2013

Рекомендовано

Для инд работы

* курсивом обозначены составляющие УМК «Школа России» на усмотрения учителя.

Материальное, информационное и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

Методические пособия для учителя

К

П

П

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д/П

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели

Модель «Торс человека»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников

К

Д

К

Д

Д

К/Ф

Д

Д/П

Д/Ф

Д

Размер каждого объекта не менее 5 см.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

К

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

К

Список образовательных Интернет-ресурсов

http://standart.edu.ru/официальный сайт ФГОС

http://fgos.isiorao.ru/index.phpсайт ИСИО РАО

http://school-russia.prosv.ruофициальный сайт

http://www.uroki.net/.htm

http://www.uchportal.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://nsportal.ru/

http://metodsovet.su/

http://pedsovet.org/m/my/

http://www.rusedu.ru/

http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/

Календарно-тематическое планирование

темы

Где мы живём (3 ч.)

Личностные результаты

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступаю­щей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • устанавливать причинно-следственные связи между явле­ниями;

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелатель­ное общение друг с другом;

п/п

(кол-во ч.)

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация.

Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия многонациональная страна.

Урок формирования первоначальных предметных умений

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта России, герб, флаг

С. 4-7, выучить 2 куплета гимна России

2

Город и село. Наш проект «Родной город»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Типы жилищных построек в городе и селе.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Урок применения предметных умений

Тематический

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Родной город»

С. 8-11, подготовить проект «Родной город» с.12-13

3

Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношении к миру.

Проверка знаний и умений.

Комбинированный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Виды природы», «Творение человека»

С. 14-17, рабочая тетрадь № 2 с. 5

С. 18-22

темы

Природа (16ч.)

Личностные результаты

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изме­няющемся мире на основе представлений о сезонных из­менениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни;

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, пред­ложенные учителем;

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • проявлять индивидуальные творческие;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире.

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых, составлять небольшие рассказы на заданную тему.

п/п

(кол-во ч.)

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Неживая и живая природа. Явления природы.

Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, тест (для каждого)

С. 24-31, рабочая тетрадь № 2,5 с. 7-8, № 4,5

с. 11

2

Что такое погода

Погода и погодные условия. Народные и научные предсказания погоды.

Урок практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, термометр

С. 32-35, вести наблюдение за погодой

3

В гости к осени. Экскурсия

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Учебная экскурсия

Текущий

С. 36-39, рабочая тетрадь № 1,5

с. 13-14

4

Звёздное небо

Созвездия Коссиопея, Орион, Лебедь, зодиак.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, пластилин, лист картона

С. 40-43, рабочая тетрадь № 3

с. 15

5

Заглянем в кладовые земли

Горные породы и минералы. Гранит и его свойства

Урок практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, коллекция горных пород и минералов, лупа

С. 44-47, рабочая тетрадь № 3

с. 16

6

Про воздух…

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист

С. 48-51, фоторассказ на тему «Красота неба»

7

И про воду

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Охрана чистоты воды.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Красота воды», цветные карандаши и альбомный лист

С. 52-55, фоторассказ на тему «Красота воды»

8

Какие бывают растения Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Разнообразие и красота растений»

С. 56-59, 68-69, рабочая тетрадь № 5

с. 20

9

Какие бывают животные

Дикие и домашние животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Дикие и домашние животные, их сходство и различие.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Животные России», «Птицы России», цветные карандаши и альбомный лист

С. 60-63, 72-73, рабочая тетрадь № 6

с. 22, № 3,4

с. 26-27

10

Невидимые нити

Связь в природе. Между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, листочки с вопросами, стрелки из цветной бумаги

С. 64-67,

зад. 1,2

11

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Комнатные растения»

С. 76-79, рабочая тетрадь № 2-4 с. 28-29

12

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 80-83, рабочая тетрадь № 3,4 с. 31

13

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Уход за домашними животными.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Породы кошек и собак», цветные карандаши и альбомный лист

С. 84-87, подготовить сообщение о какой-нибудь породе

14

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга в России. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист

С. 88-91, подготовить сообщение о любом растении или животном из Красной книги

15

Будь природе другом! Наши проекты. «Красная книга, или Возьмём под защиту».

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист

С. 96-97, подготовить проект

16

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши и альбомный лист

С. 98-102

темы

Жизнь города и села (9 ч.)

Личностные результаты

  • представления о связях между изучаемыми объектами и яв­лениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бе­режного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы,

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, ос­мысление вклада труда людей разных профессий в созда­ние материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде записей, рисун­ков, фотографий, таблиц;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

п/п

(кол-во ч.)

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 104-107, рабочая тетрадь № 3,4 с. 38

2

Из чего что сделано.

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, мяч, конверт с вопросами, различные предметы из глины, шерсти, металла и дерева

С. 108-111, рабочая тетрадь № 4

с. 40

3

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист

С. 112-115, рисунок своего дома

4

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши и альбомный лист

С. 116-119, рабочая тетрадь № 4

с. 45

5

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования( школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория)

Учебная экскурсия

Текущий

Музей

С. 120-123, рабочая тетрадь № 4 с. 49

6

Все профессии важны. Наши проекты «Профессии»

Разнообразие профессий. Их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Профессии»

С. 124-128, рабочая тетрадь № 3 с. 50

7

В гости к зиме. Экскурсия

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

Учебная экскурсия

Текущий

Парк

С. 130-133, фоторассказ «Красота зимы»

8

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

Подготовка проекта «Профессии» с. 128-129

С. 134-139

9

Презентация проекта «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Урок решения проектных задач

Тематический

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

темы

Здоровье и безопасность (6 ч.)

Личностные результаты

  • представления о связях между изучаемыми объектами и яв­лениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бе­режного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы,

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, ос­мысление вклада труда людей разных профессий в созда­ние материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде записей, рисун­ков, фотографий, таблиц;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

п/п

(кол-во ч.)

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров.

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены.

Урок практикум

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Внутренние органы человека», губка, литровая банка, бельевая веревка дл. 8 м, воздушный шарик, пластилин

С. 4-11, рабочая тетрадь № 3,4 с. 4-5, составить распорядок дня

2

Берегись автомобиля!

Школа пешехода.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки пешехода улицы)

Урок практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Дорожные знаки», цветные карандаши, альбомный лист

С. 12-17, рабочая тетрадь № 4 с. 11

3

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 18-21, придумать и нарисовать усл. знаки для домашних опасностей

4

Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд

С. 22-25, рабочая тетрадь № 3 с. 14

5

На воде и в лесу.

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Урок практикум

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд, цветные карандаши, альбомный лист, картинки грибов, ядовитых растений, животных

С. 26-29, рабочая тетрадь № 1-3 с. 15-16, № 3 с. 20

6

Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения.

Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Проверка знаний и умений.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 30-35

С. 36-40

темы

Общение (5 ч.)

Личностные результаты

  • представления о связях между изучаемыми объектами и яв­лениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бе­режного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы,

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, ос­мысление вклада труда людей разных профессий в созда­ние материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде записей, рисун­ков, фотографий, таблиц;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

п/п

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Наша дружная семья. Проект «Родословная»

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Подготовка к выполнению проекта.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши, альбомный лист

С. 42-45, подготовить проект «Родословная» с. 46-47

2

В школе. Правила вежливости

Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игры. Отдых. Этика общения с учителем и одноклассниками, руководителями школы. Правила поведения в общественном транспорте.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, цветные карандаши, листочки с пословицами

С. 48-55, рабочая тетрадь № 1,2 с. 22

3

Ты и твои друзья

Правила поведения в гостях

Урок решения практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, песни про друзей, цветные карандаши, листочки с пословицами

С. 56-59, рассказ о своем друге

4

Мы – зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, кроссворд

С. 60-63

5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 64-68

темы

Путешествия (15 ч.)

Личностные результаты

  • представления о связях между изучаемыми объектами и яв­лениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бе­режного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достоприме­чательностей Москвы,

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, ос­мысление вклада труда людей разных профессий в созда­ние материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отно­шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор­мации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источни­ков;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик­сировать полученную информацию в виде записей, рисун­ков, фотографий, таблиц;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор­мами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите­лем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не пере­бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при вы­полнении заданий;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с по­мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

п/п

(кол-во ч.)

Дата проведения урока

план/факт

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

1

Посмотри вокруг

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Урок первичного предъявления новых знаний

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, пластилин

С. 70-73, рабочая тетрадь № 4,6 с. 28

2

Ориентирование на местности.

Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас- прибор для определения сторон горизонта.

Урок первичного предъявления новых знаний

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, компас

С. 74-75, рабочая тетрадь № 6 с. 31-32

3

Ориентирование на местности

Как пользоваться компасом

Урок решения практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, компас

С. 76-77,

4

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Горы»

С. 78-81, рабочая тетрадь № 4, с. 33

5

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края.

Урок решения практических задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Реки, моря, озера России»

С. 82-85, рабочая тетрадь № 4 с. 35

6

В гости к весне. Экскурсия

Наблюдения над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе.

Учебная экскурсия

Текущий

Парк

С. 86-89, рабочая тетрадь № 1,5-7 с. 36-39

7

Россия на карте. Проект «Города России»

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Подготовка к выполнению проекта.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, физическая карта России, глобус

С. 90-95, рабочая тетрадь № 3,5 с. 40-41, подготовить проект с. 96-97

8

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План и герб Москвы. Московский Кремль – символ нашей Родины.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Москва-столица России»

С. 88-107, рабочая тетрадь № 4, с. 46, № 4 с. 49

9

Город на Неве

Санкт- Петербург -северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1.старинные русские города, расположены на реке Оке

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Санкт-Петербург»

С. 108-113, рабочая тетрадь № 5, с. 52

10

Путешествие по планете.

Карта мира. Океаны и материки (континенты). Их изображение на карте.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, глобус, карта мира

С. 114-117

11

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта мира

С. 118-123, рабочая тетрадь № 5, с. 58

12

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта.

Урок решения проектных задач

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, карта мира, таблички с названиями стран

С. 124-129, рабочая тетрадь № 4, с. 60, подготовить проект

13

Впереди лето.

Летние явления в неживой природе. Разнообразие растений и животных. Красота животных.

Комбинированный урок

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение, презентация «Краски лета», цветные карандаши

С. 130-133, рабочая тетрадь № 5, с. 64

14

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, CD приложение

С. 134-139

15

Презентация проектов Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своей деятельности.

Контрольный урок

Итоговый

Учебник, проекты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here