Урок окружающего мира 1 класс по теме «Как ухаживать за кошкой и собакой» ОТКРЫТЫЙ урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Как ухаживать за кошкой и собакой»

Цели урока:

  • Расширение представлений о кошках и собаках;

  • Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками;

  • Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;

  • Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.

Оборудование:

  • Учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешаков, 1 класс;

  • Компьютер и медиапроекционное оборудование;

  • Презентация “Кошки и собаки”,

  • Предметы ухода за кошками и собаками;

  • Рисунки детей; карточки с тестом; костюмы кошки и собаки.

Ход урока

В проведении урока участвуют ученик и ученица пятого класса, играющие роль кошки и собаки.

1. Организационный момент.

У. — Сегодня к нам в класс пришли гости. Поприветствуем их.

— …

— К нам в гости должен ещё кто-то прийти. Хотите узнать кто?

Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая, 
Часто умывается, 
Но с водой не знается.

— …

2. “Яркое пятно” — костюмированные гости. Постановка проблемы.

Стук в дверь. В класс входит девочка (пятиклассница) в костюме кошки.

К. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я кошка Мурка.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек!

А у них есть бантики на веревочке? Очень я с бантиками играть люблю.

У. – У наших девочек много бантиков.
К. – А ваши мальчики за хвост меня дергать не будут? Этого я очень не люблю!
У. – Как, мальчики, не будем обижать нашу гостью?
— …
К. – И последний вопрос. А не спрятался ли здесь мой самый главный враг?
У. – А кто это?
К. – Отгадайте:

Черный нос, колечком хвост,
Дом охраняет,
Громко лает,
Нас, кошек, пугает!

— …

Стук в дверь. В класс входит мальчик (пятиклассник) в костюме собаки. Кошка прячется за учителя.

С. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я пес Шарик.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А можно с ними поиграть?

У. – Конечно, можно, но только к нам в гости уже пришла кошка Мурка, и она говорит,что вы друг друга не любите.

Кошка выглядывает из-за спины учителяшипит. Собака в ответ рычит.

С. – Р-р-разумеется, у кошек с собаками давняя вр-р-ражда. Кошки никак не могут согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее, и полезнее.
К. – Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!
У. – Не ссорьтесь! Давайте мы с ребятами поможем решить ваш спор. Ребята, поможем?
— …

3. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

Презентация “Кошки” и “Собаки”.

У.  Кошка Мурка, что ты можешь сказать в защиту кошек?

Кошка рассказывает, параллельно идет показ презентации “Кошки”.

К. – Мы, кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили нас 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

У.В древнях селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?

И, кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.

К. — А в дикой природе у нас остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

    1. Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью.

А уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

3.Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке — удовольствие.

4. Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы — темная «маска» на мордочке и голубые глаза.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные “профессии” кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым »будильником» может стать для вас кошка.

к. –А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Мурке.

А ты, Шарик, что расскажешь в защиту собак?

Собака рассказывает, параллельно идет показ презентации “Собаки”.

С. – Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще давным -давно веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

У.-А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • Охотничьи;

  • Служебные;

  • Декоративные.

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.

А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

1.Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.

2.Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.

3.Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.

4.А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки — спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

С.-И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

У. – Спасибо, Шарик, за интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Шарику.
— … 
У. – А теперь спросим у ребят, кто нужнее человеку?
— …

У. 
– Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки. Не из-за чего вам ссориться, а нужно помириться и вместе играть с ребятами.

4. Физминутка..

У. – Мурка, Шарик, не пора ли поиграть с ребятами?

Звучит песня

5. Самостоятельная работа. Проверка со зрительной опорой.

У. – А теперь проверим, как внимательно вас слушали ребята.

Кошка и собака раздают ученикам листки с тестом.

У. – Прочитайте первый вопрос.

Д. – Кто был приручён человеком раньше?

Демонстрируется слайд с вопросом.

У. – Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

— Кто считает, что это  были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это  были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение собаки.

У.  Прочитайте второй вопрос.

Д. – Какие домашние животные самые распространенные?

Демонстрируется слайд с вопросом.

У. – Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.

— Кто считает, что это  были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это  были собаки? Проверим.

На слайде появляется изображение кошки.

У. – Прочитайте третье задание.

Д. – Найдите родственников и соедините.

Демонстрируется слайд с заданием.

 

ЛЕВ

 

 

ШАКАЛ

 

 

ЛЕОПАРД

 

КОШКИ

ТИГР

СОБАКИ

 

ВОЛК

 

 

ПЕСЕЦ

 

 

РЫСЬ

 

 

ЛИСА

 

Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.

У. – Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы!

6. Продолжение работы над темой урока. Беседа “Как ухаживать за кошкой и собакой”.

У. – У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?
— …
У. – Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за кошками.

— …
У. – Рассмотрите рисунки на странице 54 учебника. (Демонстрируется аналогичный слайд) Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.
— …
У. – У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?
— … 
У. – Для чего нужны эти предметы?

Демонстрируются средства ухода за собаками.

— …
У. – Рассмотрите рисунки. (Демонстрируется аналогичный слайд.) Расскажите, как нужно ухаживать за собакой.
— …
У. – А если ваш питомец заболел?
— …
У. – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

8. Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”

У. – Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто “Уехали”.

Щенка кормили молоком, 
Чтоб он здоровым рос. 
Вставали ночью и тайком 
К нему бежали босиком — 

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка, 
Возились с ним в саду, 
И он, расстроенный слегка, 

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык, 
Совсем как взрослый пёс. 
И вдруг приехал грузовик, 

И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру? 
Когда зажгут костёр? 
Привык он к яркому костру, 

К тому, что рано по утру 
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты 
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом, 
Он на террасе лёг. 
Он целый день лежал пластом, 
Он не хотел махать хвостом, 

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём — 
Вернулись с полпути. 
Они войти хотели в дом, 

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо, 
Он всех подряд лизал в лицо, 
Его ласкали малыши, 
И лаял он от всей души.

У. – Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились? 
Д.  Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
У. – Что случилось потом? Почему щенок остался один? 
Д.  Ребята уехали.
У.  Как переживал щенок расставание с ребятами? 
Д.
  Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
У. – Чем закончилась история с щенком? 
Д.  Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
У.  Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д.  Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У.  Но не всегда так бывает… По нашим городам бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. Как вы думаете, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

— …

У.  Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное — это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома.

У. – Как можно позаботиться о бездомных собаках и кошках?

— …( Из ответов детей: Построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек).

У. – Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Сотрудники приюта – это люди, которые любят животных и имеют время, чтобы ухаживать за ними, это пенсионеры, студенты Ветеринарной и Тимирязевской академий, старшеклассники, фельдшеры. Любой желающий может прийти на субботник и помочь сотрудникам приюта: покормить животных, выгулять их, убраться в клетках, помыть их миски и так далее. У многих собак имеются опекуны, которые регулярно приходят в приют к своим любимцам, выгуливают их, вычесывают им шерсть, занимаются дрессировкой. Многим хронически больным собакам подобные прогулки намного продлевают жизнь.

Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.

9. Итог урока.

У. – Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?
— …
У. – Откуда берутся бездомные собаки и кошки?
— …
У.  Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here