№ п/п
Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | план | факт |
| 1 (1). Где мы живем. С. 2–3 | | | | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью (Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») | Ориентироваться в учебнике. Уметь работать с рисунком, ориентироваться на странице1. Узнавать объекты, представленные на рисунке. Понимать заданный вопрос, уметь ответить на него в устной форме. Воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). Адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. Понимать важность нового социального статуса – ученика (ученицы) | |
| 2 (2). Школа (экскурсия по школе) | | | | Знакомство и обсуждение правил поведения в школе. Различение норм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Моделирование возможных ситуаций в школе (например, «У меня болит живот, задержались родители и т.д. – мои действия»). Ориентирование в здании (знаком ство с расположением кабинетов, классов, столовой, спортивного, актового залов и др.) | Ознакомиться с нормами поведения в школе, в общественных местах. Понимать задания на моделирование учебной ситуации. Осваивать ориентирование в школьном здании | |
| 3 (3). Труд людей | | | | Знакомство с разными профессиями людей. Участие в игре «Угадай профессию», где один ребенок описывает профессию, другие отгадывают. Выяснение значения профессий для общества. Знание телефонов экстренной помощи | Понимать значение труда в жизни человека. Иметь представление о правилах вежливого общения. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий | |
| 4 (4). Безопасный маршрут от дома к школе (занятие на улице). С. 2–3 (1-й части учебни- ка) № 5, 6 (здесь и далее указаны номера заданий из рабочей тетради) | | | | Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу» | Проводить несложное наблюдение под руководством учителя. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. Понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения | |
| 5 (5). Что такое окружающий мир (экскурсия в лес, парк) | | | | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения заявлениями и объектами природы (например, появлением ветра, движением облаков, покачиванием веток деревьев, разнообразным окрасом листьев, поведением животных). Сравнение и различение дня, ночи, времен года. Собирание природного материала для выставки поделок «Золотая осень». Участие в игре «Какое дерево потеряло листок» | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки | |
| 6 (6). Природа и ее изменчивость. С. 4–5. № 2, 7, 8 | | | | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: раздели- те листья на группы по самостоятельно вы- деленным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) | Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | |
| 7 (7). Природа –источник познания. С. 6–7 | | | | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий | Ориентироваться в пространстве. Описывать объекты наблюдения с выделением их признаков. Использовать слова, обозначающие направление, для определения местоположения объектов. Понимать смысл мотивированных фамилий | |
Природа (17 часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -
интерес к учебному материалу, отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; -
представление об основных моральных нор- мах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: -
представления о причинах успеха в учебе; -
этических чувств на основании анализа простых ситуаций; -
понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -
оценивать совместно с учителем результаты своих действий; -
первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность научиться: -
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; -
сохранять учебную задачу, соответству- ющую этапу обучения; -
осуществлять действия с учетом выде- ленных учителем ориентиров; -
на основе предложенного образца дейст- вий осуществлять простейшее планирова- ние своей деятельности с помощью предло- женных учителем иллюстративных эле- ментов (картинок); -
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; -
вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; -
сообщать учителю о затруднениях в по- нимании учебного материала. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
находить нужную информацию на страни- це (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; -
понимать знаки, символы, модели, приве- денные в учебнике и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос и в соответ- ствии с ним строить ответ в устной форме; -
анализировать объекты, представленные в рисунках; -
сравнивать рисунки с опорой на выделен- ные учителем критерии. Обучающийся получит возможность научиться: –представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -
осуществлять синтез как составление целого из частей; -
уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д. Обучающийся получит возможность научиться: –представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -
осуществлять синтез как составление целого из частей; -
уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д. Обучающийся научится: -
иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); -
иметь представления о правилах общения в школе, в классе; -
адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность научиться: -
разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); -
использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; -
понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля |
план | факт |
| 8 (1). Вселенная, или Космос. С. 8–9. № 11, 14 | | | | Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния), используя рисунки в учебнике на с. 8. Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел. Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце» | Формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле. Подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). Воспринимать относительность величины предмета в зависимости от расстояния | |
| 9 (2). Земля – планета Солнеч- ной системы. С. 10–11 | | | | Проведение несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Анализ картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (время суток, признаки, которые привели к такому выводу, свое впечатление от картины). Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе | Проводить несложные наблюдения и постановки опытов. Использовать простейшее оборудование. Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Иметь представление о связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Демонстрировать эти движения на моделях. Иметь представление об условиях жизни на Земле | |
| 10 (3). Значение воды на Земле. С. 12–13. № 15, 17 | | | | Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (опыт на определение свойств воды). Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам | Формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. Ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. Формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете | |
| 11 (4). Значение воздуха на Земле. С. 14–15 | | | | Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Участие в обсуждении художественной картины И. Айвазовского «Девятый вал». Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, всех живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки | Получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. Использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. Уметь делать выводы на основе результатов опыта | |
| 12 (5). Разнообразие природы Земли. С. 16–17 | | | | Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных средах (лес, водоем, территории, покрытые снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя | Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию | |
| 13 (6).Знакомство с природой родного края (экскурсия на природу, в краеведческий музей) | | | | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскур- сии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно -следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края | |
| 14 (7). Неживая и живая природа. С. 18–19. № 16, 18, 25 | | | | Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков, доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или с помощью учителя). Разделение объектов природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком. Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты опытов (в ходе наблюдения за домашним растениями, их движением к свету сделатвывод о движении растений) | Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений | |
| 15 (8). Живая природа (экскурсия в зоологический музей, ботанический сад, на природу). С. 20. № 27 | | | | Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой и собакой), их передвижением, питанием, поведением. Группировка объектов живой и неживой природы по самостоятельно выделенным признакам. Определение растений и животных на основе иллюстраций, моделей (чучело). Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отно- шения к природе. Создание собственных устных высказываний. Подведение поня- тий под определение (природа, живая, не- живая, деревья, дуб) | Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | |
| 16 (9). Царства живой природы С. 20–21 | | | | Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности | Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему-рисунок | |
| 17 (10). Растения. Строение растений С. 22–23. № 19 | | | | Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода, цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения | Формировать понятия «растение», «существенный признак». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и срав- нивать растения. Приводить 2–3 примера различных видов растений | |
| 18 (11). Разнообразие растений по внешней форме (экскурсия на школьный участок) С. 22–23 | | | | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, окраска листьев у деревьев, листопад, наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, осенних и летних явлений природы (продолжительность дня, небо, насекомые; птицы; труд человека) | Различать растения – деревья, кустарники, травы. Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения | |
| 19 (12). Зависимость растений от природных условий. Растение и человек. С. 24–25 | | | | Соотнесение объектов природы с условиями природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги). Установление простейших причинно-следственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло). Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека | Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | |
| 20 (13).Животные. С. 26–27. № 21 | | | | Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации | Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | |
| 21 (14). Разнообразие растений и животных. С. 28–29 | | | | Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.) | Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира | |
| 22 (15). Природа и человек. С. 30–31. № 24 | | | | Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для птиц | Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты | |
| 23 (16). Труд человека С. 32–33. № 35,48 | | | | Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей | Различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). Осознавать ценность труда человека. Иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. Знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются | |
| 24 (17). Красота природы (проверочная работа) С. 34 | | | | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | |
Планета Земля (10 часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о гражданской идентичности – «Я» как гражданин России; – представления о причинах успеха в учебе; этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; — первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; — представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -
выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); -
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Обучающийся получит возможность научиться: -
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; -
осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; -
находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; -
осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; -
понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; -
осуществлять синтез как составление целого из частей; -
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность научиться: -
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа: живая–неживая; животные: птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые; растения: деревья, кустарники, травянистые и др.); -
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
формулировать собственную точку зрения и позицию; -
строить понятные высказывания; -
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля |
план | факт |
| 25 (1). Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа). С. 36–37, 38–39 | | | | Работа с глобусом, физической картой. Сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме. Ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Чтение знакомых условных обозначений. Нахождение и определение изученных географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор) | Иметь представление о моделях. Ознакомиться с моделью Земли – глобусом, с картой. Иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков. Находить на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны | |
| 26 (2). Азбука географии (практическая работа). С. 40–41. № 29 | | | | Работа с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков. Знакомство с новыми географическими понятиями (Северное и Южное полушария). Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы | Уметь работать с картой: читать условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши). Находить Северный и Южный полюса, экватор, полушария, материки и океаны | |
| 27 (3). Тепловые пояса Земли. 42–43. № 31 | | | | Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий». Работа с моделью Земли (глобусом). Нахождение и показ знакомых географических объектов. Прослеживание за изменениями времен года в разных полушариях. Доказывание своей точки зрения с помощью рисунков в учебнике и знаний, полученных в ходе проведенных ранее опытов. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края. | Различать и определять месторасположение на глобусе. Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки. Ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени | |
| 28 (4). Облик Земли меняется. С. 44–45 | | | | Развитие наблюдательности. Получение представлений об этапах развития истории нашей Земли по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов.Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнение природы далекого прошлого с природой современного периода. Участие в обсуждении проблем. Выполнение моделей окаменелости из гипса | Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе | |
| 29 (5). Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли. Оценка знаний. С. 46–49 | | | | Распределение объектов окружающего мира по тепловым поясам. Классификация объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Оценка результатов своей работы. Формулирование вопросов к иллюстрации. Нахождение несоответствий в рисунке, корректирование своих действий | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | |
| 30 (6). Ориентирование в пространстве и времени (материал может быть использован ранее). С. 50–51. № 10, 11, 59 | | | | Обсуждение ответов на поставленные вопросы в учебнике. Восприятие текста «Как учили наших предков» на слух, выделяя главную мысль. Моделирование и оценка различных ситуаций использования слов, показывающих направление (вверх, вниз, справа и др.). Ориентирование в пространстве и времени. Определение времени по часам. Совместное составление режима дня | Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т.д.). Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) | |
| 31 (7). Как открывали новые земли (материал мог быть использован ранее). С. 52–55 | | | | Анализ текста в учебнике, формулирование ответов на вопросы к тексту. Различение достоверных фактов и вымысла. Соотнесение текстов учебника «Плавание Ганнона», «Сказка и быль» с иллюстрациями. Работа с картой. Нахождение и показ на карте географических объектов, указанных в тексте. Подготовка описания природы, которая окружает героев сказки П. Ершова «Конек- горбунок» | Использовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках | |
| 32 (8). Появление и развитие жизни на Земле. С. 2–7 (здесь и далее приводятся страницы из 2-й части учебника) | | | | Извлечение информации из разных источников (учебник, фильмы, книги) и обмен ею с одноклассниками. Различение прошлого, настоящего и будущего. Определение условий, необходимых для жизни. Знакомство с этапами развития жизни на Земле. Описание внешности животных по иллюстрациям. Подготовка сообщения о динозаврах | Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. Ознакомиться с изменениями, происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам | |
| 33 (9). Древние и современные растения и животные. С. 6–9 | | | | Самостоятельная группировка животных и растений на современные и древние. Сравнение современного животного и древнего (внешний облик, питание, охота и образ жизни, место обитания), современного растения и древнего. Знакомство с изменениями, происходивши- ми в природе Земли. Анализ внешнего строения объектов. Установление связи изменений, происходящих с животными, с изменением природных условий. Формулирование вопросов по рисунку в учебнике | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания). Приводить 2–3 примера древних животных | |
| 34 (10). Древняя и современная природа Земли. С.10–11 | | | | Сравнение объектов живой и неживой природы. Нахождение отличий между рисунками с древней и современной природой Земли. Восстановление целого объекта из частей (в ходе игры). Классификация изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Подведение анализируемых объектов под понятия разного уровня обобщения | Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия (обобщение) | |
Становление человека(8 часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -
положительное отношение к школе и учебной деятельности; -
представление о причинах успеха в учебе; -
интерес к учебному материалу; -
представление об основных моральных нормах поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: -
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; -
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -
осознания гражданской идентичности –«Я» как гражданин России; -
представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -
оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы; -
владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность научиться: -
адекватно воспринимать оценки своей работы учителями, товарищами; -
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; -
осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -
понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; -
осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; -
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -
обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям). Обучающийся получит возможность научиться: -
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, осуществлять смысловое восприятие познавательного текста; -
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения (например, природа: живая – неживая, животные – растения); -
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать участие в работе парами и группами; -
допускать существование различных точек зрения; -
договариваться, приходить к общему решению; -
использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: -
принимать другие мнение и позицию; -
формулировать собственные точку зрения и позицию; строить понятные для партнера высказывания; -
задавать вопросы; -
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля |
план | факт |
| 35 (1). Растительноядные и хищные животные на Земле. С. 12–13 | | | | Объединение животных в группы по заданному признаку. Установление связи между образом жизни и типом питания животных. Работа в группе: выделение признаков хищных и растительноядных животных. Самостоятельное приведение примеров. Обсуждение правил поведения с незнакомыми животными | Формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. Выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. Оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» | |
| 36 (2). Растительноядный предок человека. С. 14 (с возвращением на с. 12–13) | | | | Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека. Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предков человека). Сравнение конечностей животного с рукой человека и формулирование выводов | Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами | |
| 37 (3). Человек охотник и кочевник. С. 15 | | | | На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека (переход к занятию охотой). Обсуждение вопросов (например, «Как человек, не имея когтей, клыков хищника, может добывать мясо?»). Извлечение необходимой информации из рисунка. Называние объектов, сделанных человеком. Выстраивание устного высказывания | Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие». Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни | |
| 38 (4). Человек прямоходящий. С. 16–17. № 35 | | | | Сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития. Сравнение условий обитания и видов занятий тех и других. Исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня (работа в парах). Приведение примеров инструментов, используемых дома | Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносить древние орудия труда с современными. Получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда | |
| 39 (5). Жизнь родом и племенем. С. 18–19 | | | | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания. На основе анализа иллюстрации формулирование вывода о зарождении живописи, музыки, танца. Извлечение из дополнительных источников знаний необходимой информации и обсуждение полученных сведений (видеофильм о жизни человека племенем). | Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). Иметь представление о зарождении разных видов искусства. Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное». Чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Получение представления об использовании в хозяйстве домашних животных | |
| 40 (6). Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений. С. 19–21 | | | | Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных. Различение профессий, связанных с сельским хозяйством. Составление рассказа по рисунку. Классификация животных (дикие и домашние, хищные и растительноядные и др.) | Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством и с продуктами сельского хозяйства | |
| 41 (7). Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле, в том числе человека. С. 22–23 | | | | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | |
| 42 (8). Мы – часть окружающего мира (проверочная работа). С. 24, 26–27. № 39, 40 | | | | Оценивать и воспринимать результат своей работы: устанавливать последовательность этапов развития человека; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; определять роль животных в природе и жизни людей. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы. Формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, зависит и от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребенка в семье | Оценивать и воспринимать результат своей работы: устанавливать последовательность этапов развития человека; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; определять роль животных в природе и жизни людей. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы. Формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, зависит и от природы, и от окружающих людей, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребенка в семье | |
Современное человечество (18 часов) Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -
положительное отношение к школе и учебной деятельности; -
представление о причинах успеха в учебе; -
интерес к учебному материалу; -
этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; -
знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: -
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -
представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; -
представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -
уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; -
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность научиться: -
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; -
находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; -
осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -
понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; -
осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; -
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Обучающийся научится: -
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; -
понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; -
осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; -
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -
принимать участие в работе парами и группами; -
допускать существование различных точек зрения; -
договариваться, приходить к общему решению; -
использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: -
принимать другое мнение и позицию; -
выражать собственное мнение и позицию; -
строить понятные для партнера высказывания; -
задавать вопросы; -
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы контроля |
план | факт |
| 43 (1). Продолжение разговора о семье. Различие людей по возрасту и внешнему виду. С. 28–29. № 38 | | | | Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам. Рассказ посредством рисунка о людях разных рас, их внешних различиях, разных условиях жизни. Знакомство с основными моральными нормами поведения. Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, вероисповедания. Приведение примеров заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных. Подготовка (для следующего урока) рассказа о семье, домашнем хозяйстве. Составление (с помощью взрослых) родословного древа. Организация (сообща) выставки плакатов «Моя семья» с обычаями, традициями, фотографиями членов семьи | Получить представление о родословной. Осваивать слова, указывающие на родственные связи. Развивать толерантное отношение к людям, различающимся по внешности, национальности, религиозным убеждениям. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице | |
| 44 (2). Семья. Родословная. С. 28 | | | | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых, о своей семье | Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями | |
| 45 (3). Особенности жизни людей в разных природных условиях. С. 30–31. № 41 | | | | Сравнение рисунков: как условия жизни влияют на занятия, привычки, одежду, жилище, еду человека. Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями. Нахождение общего и особенного. Использование краеведческого материала (условия в своей местности, занятия людей, родителей) | Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей. Устанавливать причинно-следственные связи между природными услоиями и жизнью людей. Активизировать понятия: «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные» | |
| 46 (4). Люди живут в разных странах (практическая работа). С. 32–33. № 42 | | | | Нахождение на карте стран, которые указаны в учебнике и названы учителем. Различение их по заданным признакам: на карте (размер, местоположение), по рисунку (количество населения). Подготовка сообщения о своей стране с использованием иллюстраций и детской литературы, или изображения национального костюма, или рассказа о национальном блюде любой страны, или пословиц, поговорок разных народов (2–3) с объяснением их смысла | Составлять небольшой рассказ о своей стране (о своем регионе). Находить на политической карте 3–5 государств мира. Иметь представление о границе России | |
| 47 (5). Обычаи разных народов. С. 33 | | | | Анализ обычаев своей местности с помощью взрослых. Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, национальной кухне разных народов. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках, о том, как их отмечают в своей семье. Заслушивание выступлений одноклассников по подготовленным темам | Знакомиться с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством. Уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам | |
| 48 (6). На Земле люди живут в разное время суток. С. 34–35. № 45, 46, 47 | | | | Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи. Наблюдение за движением стрелок часов, определение часов суток. Работа с иллюстрациями учебника. Сравнение рисунков на карте (время и деятельность детей в разных частях нашей страны). Работа с графической информацией (циферблат, схемы, рисунки) | Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле. Оперировать результатами ранее проведенных наблюдений, опытов (опыт с теллурием или лампой) | |
| 49 (7). Люди разных профессий. С. 36–37. № 40, 48, 51 | | | | Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессий. Обсуждение качеств личности, необходимых для той или иной профессии. Установление связей профессий с природой. Приведение пословиц о труде и обсуждение их смысла. Подготовка сообщения о профессии своих родителей. Различение древних профессий и тех, которые появились недавно | Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное). Устанавливать связь деятельности человека и природы. Различать прошлое и настоящее | |
| 50 (8). Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы). С. 38–39. № 50 | | | | Установление связей между деятельностью человека и природой. Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике. Формулирование ответов на вопросы с использованием текста. Выявление потенциально опасных для жизни и здоровья человека ситуаций, сохранения личного и общественного имущества. Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей (картон, одежда, газеты). Выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, в лесу, на водоемах). Совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге. | Понимать взаимозависимость деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений» | |
| 51 (9). Российская Федерация – страна, в которой мы живем. С. 40–41,54. № 53, 54, 55 | | | | Работа с глобусом и картой. Показ на них территории России. Выполнение заданий в практической работе с картой: определение местонахождения Москвы и 2–3 других крупнейших городов России, морей. Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России. | Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства: называть государство, столицу, флаг, герб, иметь представление о гимне. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. | |
| 52 (10). Народы родного края | | | | Творческая работа на основе дополнитель- ного материала о народах родного края | Использовать различные материалы (репродукции картин, рисунки, зафиксированные рассказы взрослых, тексты книги) для описания (составления рас- сказа) народов родного края | |
| 53 (11). Транспорт и связь. Как связываются люди между собой на планете. С. 42–43. № 38, 52 | | | | Приведение примеров разных видов транспорта. Работа с картой: ориентирование, местонахождение городов относительно друг друга, прокладывание маршрутов от одного объекта к другому (обосновать, какой вид транспорта для этого понадобится). Приведение примеров разных современных источников информации. Обсуждение, в каких случаях необходим тот или иной источник информации. | Ознакомиться с различными транспортными средствами. Иметь представление о рациональном их использовании. Ознакомиться с источниками информации, со средствами связи, понимать их назначение. Знать телефоны экстренного вызова | |
| 54 (12). Правила дорожного движения. С. 42 | | | | Знакомство с правилами дорожного движения. Участие в игровых ситуациях по правилам дорожного движения. Подготовка к следующему уроку иллюстраций, фотографий достопримечательностей своего края | Соблюдать правила дорожного движения. Распознавать знаки дорожного движения (самые необходимые для безопасного движения) | |
| 55 (13). Богатства Российской Федерации. С. 44–45. № 49 | | | | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. Описание по картинке внешнего вида животного. Работа с картой (нахождение географических объектов) | Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности, о богатой природе и ее красоте и разнообразии. Осознавать себя гражданином Российской Федерации. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину. Описывать по рисунку животных. Рассказывать о животных и растениях своего края. Использовать иллюстративный определитель животных и растений | |
| 56 (14). Как жили наши предки. С. 46–47 | | | | Извлечение информации из рисунка: рассказ об образе жизни людей, их одежде, прическах, обуви, деятельности и т.д. Развитие наблюдательности. Анализ и обсуждение картины В.М. Васнецова «Богатыри» (природа, оружие, одежда, позы богатырей). Выражение своих эмоций, общего впечатления о картине. Участие в беседе об истории Древней Руси | Извлекать информацию из рисунка. Составлять связанное высказывание. Ознакомиться с образом жизни древних славян, сравнивать его с современностью | |
| 57 (15). История родного края (экскурсия в краеведческий музей) | | | | Наблюдение, сравнение, сопоставление прошлого с настоящим. Слушание и выделение главного. По окончании экскурсии подготовка сообщения о своих впечатлениях об увиденном | Получить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах | |
| 58 (16). Жизнь современного человека. С. 48–49. № 58 | | | | Работа с текстом учебника. Моделирование ситуаций по получению необходимой информации из разных источников. Обсуждение сведений из средств массовой информации о новейших изобретениях. Участие в беседе и анализе жизненных ситуаций. Выбор допустимых форм поведения в обществе, семье. Знакомство с культурой пользования компьютером | Иметь представление о современных технических устройствах, о роли электроники и ее совершенствовании. Приводить примеры современных технических устройств. Демонстрировать правила вежливого общения в устной и письменной речи | |
| 59 (17). Законы современной жизни. С. 50–51. № 60, 61 | | | | Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения транспорта; правил внутреннего распорядка в школе. Знакомство с понятием «Конституция» | Различать формы поведения, которые допустимы или допустимы со сверстниками, взрослыми. Понимать необходимость существования правил в обществе. Следовать общепринятым правилам поведения в обществе. Получить представление об основном законе страны – Конституции | |
| 60 (18). Можно ли выжить одному (проверочная работа). С. 52–53 | | | | Подведение понятий под определения. Классификация и обобщение объектов природы. Работа со схемами, справочным материалом, иллюстрацией учебника. Высказывание и доказывание своей точки зрения по вопросу «Можно ли одному выжить на острове и что для этого нужно?». Работа в группах (одна группа приводит доводы, что одному выжить можно, другая – что невозможно) | Оценивать и адекватно воспринимать оценку результатов приобретенных умений и знаний | |
Резерв – 6 часов |