Тема урока: Органы чувств – верные помощники в познании мира
Тип: урок открытия нового знания.
Вид: урок-исследование
Цели урока: узнать, какие органы чувств есть у человека, и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.
Задачи:
-
Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
-
Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации.
-
Развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, речь.
-
Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Оборудование:
-
Для проведения исследований:
геометрический материал одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; книга, журналы, репродукции картин; игрушка; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной, сладкой и простой водой; корзина, помидор, апельсин, клубок, яблоко, рукавички.
-
На доске плакат с изображением фигуры человека; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот, уши; табличка со знаком вопроса, рисунки органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган слуха, орган осязания).
Ход урока
Деятельность ученика | Формируемые | |
| ||
Приветствие. — Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением. | Дети смотрят друг на друга, улыбаются. | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
| ||
1.Актуализация. На доске плакат с изображением человека, но без лица. -Сегодня на урок к нам пришла девочка, но мне кажется она какая-то странная. Что в ней странного? -А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (После ответов детей, учитель выставляет на доску рисунок глаз, носа, ушей, рта, рук) |
Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у девочки нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта.
| Познавательные: умение извлекать информацию из рисунка.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
2.Постановка проблемы. — Ребята, что у всех этих частей организма общего? — Можем ли мы назвать их одним словом? -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Прикрепляется на доску знак вопроса) |
Отвечают на вопросы, которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?»
| Познавательные: Регулятивные: |
| ||
— А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи? -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? — Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши — это всё части организма — его органы. Давайте приступим к исследованию. |
Отвечают на вопросы. С помощью рисунка человечка без органов чувств учащиеся приходят к выводу, что такой человечек познать мир не сможет! Дети создают план «помощи» странному человечку… | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
| ||
-Ребята, закройте глаза. (Достает игрушку) -С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? -Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? -Продолжаем наше исследование. 1.Что общего и в чём различие предметов? (Конверт с геометрическим материалом одинакового размера, но различных цветов) 2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.) 3.Рассмотри книги, журналы, может быть успеете почитать. (Книга, журналы, репродукции картин) — Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? -При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза — это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Глаза- это орган зрения. |
Разбиваются на пары и выполняют задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
Дети вместе с учителем формируют выводы: Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
| Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
Личностные: умение сотрудничать. Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Познавательные:
умение делать выводы. |
Зарядка для глаз Упражнение 1
Упражнение 2
| ||
| ||
-Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу: 5, 8. В нашем классе тишина. -Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? -Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши — это орган слуха (наклеиваю рисунок ушей на изображение человека) | Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
(Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны, чтобы слышать.) | Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга) | ||
| ||
(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой) -Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? -Откройте носики, понюхайте. (Показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества) -Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах) Проведем второй опыт. -Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (закрывают глаза, даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи) -Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние. — Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности — о пожаре.(наклеиваю рисунок носа на изображение человека)
| Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
| Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
Физминутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха) | ||
3.4. Исследование органа вкуса. | ||
(Раздаю 3 стакана с водой — солёной, сладкой, простой) -Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? -Значит, нам необходимо ещё одно исследование — на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? -Научное определение: язык — орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Наклеиваю рисунок губ на лицо человека)
|
Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая.
| Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
|
Физминутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса) | ||
3.5.Исследование органа осязания | ||
Игра «Узнай, что в корзине ». -Попробуйте определить наощупь какой – нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой. — Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? -А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. — Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? -Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. -На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания. -Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Теперь дадим их общее название — ОРГАНЫ ЧУВСТВ. | Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
Дети отгадывают предмет и достают его из корзины.
Отвечают на вопросы.
| Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы. Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
Физкультминутка | ||
4.Закрепление | ||
1.Работа по учебнику (стр.62-63) 2. Тест. Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Взаимопроверка. | Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации. | Познавательные: |
5.Итог урока. Рефлексия | ||
—Что нового мы узнали? -Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом. Выводы: -Органы чувств — наши верные помощники. -Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире. -Они показывают нам разные признаки и свойства. Оцените свою работу на уроке при помощи светофора. | Учащиеся делают выводы и доказывают примерами, какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные: умение оценивать результат. |
Домашнее задание | ||
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами. |
|
|