Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано» Заместитель директора по УР «__»______________20___г.
| «Утверждаю» Директор Приказ №_____________от «__»_______________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
2 класс КРН VII вида
Учитель:
Зимина М.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться во 2 классе КРН VII вида.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
-
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
-
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
-
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
-
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
-
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
-
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно — логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
-
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания
•освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры,
патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ОВЗ VII вида формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностям содержания этого учебного предмета является: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
-
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
-
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
-
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
-
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
-
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
-
взаимообучение, диалогические методики;
-
комментированные упражнения;
-
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 70.
Количество часов в неделю – 2.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны
знать:
-
сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
-
основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
-
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
-
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
-
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
-
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
-
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
-
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Содержание рабочей программы
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (20 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Тема урока | Дата | Кол-во часов | урок | |
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ (2 ч) | ||||
1. (1) | Твой адрес в мире. |
|
|
|
2. (2) | Что нас окружает. |
|
|
|
ПРИРОДА (21 ч) | ||||
3. (1) | Живая и неживая природа |
|
|
|
4. (2) | Явления природы |
|
|
|
5. (3) | Как измеряют температуру? |
|
|
|
6. (3) | Что такое погода? |
|
|
|
7. (5) | Урок-экскурсия «В гости к осени». |
|
|
|
8. (6) | В гости к осени. |
|
|
|
9. (7) | Звёздное небо. |
|
|
|
10. (8) | Заглянем в кладовые земли. |
|
|
|
11. (9) | Про воздух. |
|
|
|
12. (10) | И про воду. |
|
|
|
13. (11) | Какие бывают растения? |
|
|
|
14. (12) | Какие бывают животные? |
|
|
|
15. (13) | Невидимые нити. |
|
|
|
16. (14) | Невидимые нити в осеннем лесу. |
|
|
|
17. (15) | Дикорастущие и культурные растения. |
|
|
|
18. (16) | Дикие и домашние животные. |
|
|
|
19. (17) | Комнатные растения. |
|
|
|
20. (18) | Животные живого уголка. |
|
|
|
21. (19) | Про кошек и собак. |
|
|
|
22. (20) | Красная книга. |
|
|
|
23. (21) | Будь природе другом. |
|
|
|
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (11 ч) | ||||
24. (1) | Город и село. |
|
|
|
25. (2) | Что такое экономика. |
|
|
|
26. (3) | Из чего что сделано. |
|
|
|
27. (4) | Как построить новый дом. |
|
|
|
28. (5) | Какой бывает транспорт. |
|
|
|
29. (6) | За покупками. |
|
|
|
30. (7) | Культура и образование. |
|
|
|
31. (8) | Все профессии важны. |
|
|
|
32. (9) | В гости к зиме. |
|
|
|
33. (10) | В гости к зиме. |
|
|
|
34. (11) | Невидимые нити в зимнем лесу. |
|
|
|
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (10 ч) | ||||
35. (1) | Строение тела человека. |
|
|
|
36. (2) | Если хочешь быть здоров. |
|
|
|
37. (3) | Поговорим о болезнях. |
|
|
|
38 — 39. (4-5) | Берегись автомобиля! |
|
|
|
40. (6) | Домашние опасности. |
|
|
|
41. (7) | Пожар. |
|
|
|
42. (8) | Лесные опасности. |
|
|
|
43. (9) | Как нужно купаться. |
|
|
|
44. (10) | Очень подозрительный тип. |
|
|
|
ОБЩЕНИЕ (5 ч) | ||||
45. (1) | Наша дружная семья. |
|
|
|
46. (2) | В школе. |
|
|
|
47. (3) | Правила вежливости. |
|
|
|
48. (4) | День рождения. |
|
|
|
49. (5) | Мы – зрители и пассажиры. |
|
|
|
ПУТЕШЕСТВИЯ (20 Ч) | ||||
50. (1) | Посмотри вокруг…
|
|
|
|
51. (2) | Для чего нужен компас?
|
|
|
|
52. (3) | Формы земной поверхности. |
|
|
|
53. (4) | Водоемы. |
|
|
|
54. (5) | В гости к весне.
|
|
|
|
55. (6) | В гости к весне.
|
|
|
|
56. (7) | В гости к весне.
|
|
|
|
57. (8) | Путешествие по родной стране. |
|
|
|
58. (9) | Что такое карта и как ее читать? |
|
|
|
59. (10) | Путешествие по Москве. |
|
|
|
60. (11) | Московский кремль. |
|
|
|
61. (12) | Город на Неве. Путешествие по Оке. |
|
|
|
62-63. (13-14) | Путешествие по планете. |
|
|
|
64-65. (15-16) | Страны мира. |
|
|
|
66. (17-18) | Путешествие в космос. |
|
|
|
67-68. (19-20) | Впереди лето. |
|
|
|
69-70 (21-22) | Что мы узнали и чему научились за год?
|
|
|
|
УМК » Школа России» ЛИТЕРАТУРА
Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2008, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2008, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011
Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 2 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2011, 255 с. (Учебно-методический комплект)
Крылова О.Н. Окружающий мир: итоговая аттестация: 2 класс; типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,2011
А.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008