разработка урока по окружающему миру
ОС «Школа 2100», 1 класс
Учитель: Хазиева А.М.
Тема: « Растения и животные»
Планируемые результаты:
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные – выражать чётко свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться выполнять различные роли в группе.
Регулятивные – принимать и сохранять учебный материал, активно включаться в деятельность, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные – проявление любознательности к изучаемому материалу, формировать бережное отношение к живым организмам, развивать устную речь.
Вид деятельности – групповая работа, работа в парах, работа по учебнику, в рабочих тетрадях, ИКТ.
Цели:
1.Познакомить с отличиями и сходствами растений и животных, показать роль растений и животных в природе и в жизни человека.
2.Дать понятия «кормильцы», «едоки».
(1 – я линия развития – уметь объяснять мир).
3. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них.
(2- я линия развития — уметь объяснять своё отношение к миру).
Задачи: познакомить с отличиями растений и животных; показать роль растений и животных в природе и в жизни человека, расширить знания учащихся о живых организмах сведениями об их свойствах; рассмотреть вопрос о взаимосвязи в природе и значении живых организмов для человека; учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных; объяснить понятия «кормильцы», «едоки»; воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них.
Оборудование: слайды, слова, группы слов, таблицы, компьютер.
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |||||
Ι.Организационный момент | Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что » мышкою шныряет под листьями в норах, « Кто » ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит « отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем » вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Где и как нам искать ответы на все вопросы? Ответы мы с вами найдем, продолжая изучать «Окружающий мир». Вспомните, какой раздел мы с вами открыли?(«Живые обитатели планеты») |
| ||||
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Введение в тему | —Окружающий мир такой огромный. Что нас окружает? ( множество природных объектов, предметов)
Посмотрите на слайд, что вы можете сказать? Что общего у всех предметов? Попробуйте разделить на две группы. Слайд 1 группа: дождь, снег, ветер, реки, земля. – неживые предметы 2 группа: звери, растения, грибы, рыбы, насекомые.- живые организмы
Слайд (коллективно) 1 группа: стол, шапка, автобус, карандаш. – предметы сделанные человеком 2 группа: горы, камень, солнце, облака.- неживые предметы
Посмотрите , что изменилось на слайде? — О каких объектах мы сейчас говорим? (ответы учащихся оформляют схемой у доски)
Неживые предметы
Живые организмы
Силы природы
Сделанные руками человека
Групповая работа: составление пазлов.3 группы – растения животные грибы
– Чем отличаются неживые и живые предметы?( все живые организмы дышат воздухом, пьют воду, растут, приносят потомство.) Могут ли неживые предметы использовать эти же свойства?( Сосулька растет, машина питается бензином, водные насосы и башни пьют воду, газеты и книги множатся) Рефлексия. Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить? Самооценка. Кто из вас может распознать живые и неживые предметы? покажите оценочные карточки.
Посмотрим, что получилось у ребят 1 группы?(растения)докажите-(зеленые листья цветы) 2группа?(животные) 3 группа?( грибы) – Можем ли мы объединить растения животные и грибы в одну группу? По какому признаку? (живые организмы) – Как вы думаете, какова тема урока? Предположения детей. — О чем бы вы хотели узнать на уроке? – Растут ли растения? А животные?Что образуется в плодах растений? – Чем питаются животные? – А что используют семена растений для роста? – Какие общие свойства у животных и растений? – В чём нуждаются животные? – В чём нуждаются растения? – Чем растения отличаются от животных? – А что такое грибы?
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. | ||||
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний
|
Что между ними общего? (пьют воду растут.) Я предлагаю 2 группе пронаблюдать за семенами фасоли. Что изменилось? Почему? А вы расскажите, что помогает вырасти луку? цветку в горшке? улиткам? 2. Работа в учебнике. 1) – Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии. Посмотрите на рисунки в нижней части страницы на с. 50. Прочитайте вывод. – Что можете сказать? – Что общего у животных и растений? 2) Проверка работы 2 группы. в одной баночке- семена начали прорастать потому что стояли в теплом месте, в воде, во второй они увеличились в размере но еще не прорастают, т.к. находились в воде. а третьей не изменились тк. нет воды. Какой можно сделать вывод? без воды растение не растет? нужно ли нам это знание в жизни? – Не только вода нужна растениям.У растений есть свои секреты. Раскроем один. Выступление обучающихся сценка «Цветок и заяц.» Что употребляют в пищу растения?(воздух.на рисунке это белые кружочки)откуда? чем?(из воздуха, листьями) Что еще употребляют? (Воду. –синие кружочки. из земли корнями) Что еще необходимо растениям? (Солнечный свет) Какое волшебство происходит в листьях растений?(под воздействием солнца образуются питательные вещества) – это первый секрет Нужно растениям двигаться в поисках еды? Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями. Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи Это их еда. Физминутка. Представили себя самыми красивыми цветами. Обрадовались свежему воздуху(вдох-выдох), теплому солнышку ( руки вверх), изумительной воде(руки опустили) Что образовалось на ваших листочках? (Питательные вещества) – покормите зайчика.
3) – Чем же закончилась эта история? (Животное съело растение.) – А что удивительного заметили? (Всё, что было в растении, перешло в животное.) — Что было бы если б вместо зайца пришла лиса? какая пища нужна ей? Животным требуется другая пища: растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются.
— Вы покормили зайчика, как называют тех, которые кормят, дают пропитание кому-нибудь? Как же назвать тех, кто едят, принимают пищу, питаются где-нибудь. Слайды: Кормильцы – те, которые кормят, дают пропитание кому-нибудь. Едоки – те, кто едят, принимают пищу, питаются где-нибудь. Как вы считаете, какая группа – животные или растения относятся к едокам, а какая к кормильцам? Продолжите схему.
Живые организмы
Растения
Животные
Кормильцы
Едоки
– С какими словами познакомились? – Как называют растения? – А как называют животных?
Составление таблицы вместе с учениками. Почему мы соединили общей стрелкой растения и животные? Из чего « строят » свой организм растения? Что служит кормом для животных? Выступление ученика. Где ты узнала о растениях? где можно еще больше узнать о растениях? (Растения называют «кормильцами» всех живых организмов на Земле. Это удивительное свойство возможно благодаря особому веществу – хлорофиллу, хранящемуся в листьях и других частях растений. Именно поэтому растения имеют зелёную окраску. Листья служат растениям для дыхания, поглощения углекислого газа и улавливания солнечных лучей. Корень позволяет всасывать воду из почвы. А стебель поддерживает растение. На месте цветка образуется плод, в котором созревают семена.) 4) – Раскроем ещё один секрет растений. Где легче дышать – в парке или в тесной комнате? – Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Но лишь растения на свету сами выделяют кислород, снабжая им все организмы. – Рассмотрите нижний рисунок. – Прочитайте вопрос, записанный над картинкой. – Ответьте на него. 5) – Посмотрите на слайд и в учебник на с. 52. – Кого мы видим на картинке? – Чем банки отличаются друг от друга? – В какой банке животным можно не бояться духоты? – Почему? 6) – А теперь раскроем секреты животных. – Чем питается кошка? – А корова? (Мелкими животными, растениями, т.е. готовыми органическими веществами.) – Что общего в питании кошки и коровы? (Их кормит человек.) – Как поэтому называется эта группа животных? – А как приходится питаться диким животным? – Что же делает животное, чтобы найти пищу? (Двигается, ищет себе питание.) 7) – мы раскрыли секреты растений и животных, но у нас есть еще и грибы. И у них тоже есть секрет – какой вы узнаете поработав в рабочей тетради. Работа в парах. Работа в тетради. – Откройте тетради на с. 59, № 4. Впишите нужные слова. Представление работы. Самооценка. – Что вас удивило? – Грибом мы называем плодовое тело, а вся остальная его часть, грибница, спрятана под землёй. Грибница срастается с корнями деревьев и даёт им воду с питательными веществами почвы, в ответ получая от растений пищу – сладкий сахар. Вот почему рядом с берёзой растёт подберёзовик, рядом с осиной – подосиновик. Поэтому, когда собираете грибы, срывать гриб нужно осторожно, чтобы не повредить грибницу. — грибы как и животные могут быть разного цвета 8)Выявление сходств и различий между растениями и животными( работа в парах) На ваших партах слова, подумайте и слова которые относятся только к растениям принесите к карточке растения ,…ко всем организмам посередине Дышать, пить воду, кричать, расти, зеленеть, кормить, бегать, питаться, двигаться, цвести, | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско- патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
| ||||
ΙV. Применение нового знания
| 1. слайд – Посмотрите в учебник на с. 53. Кто нарисован на иллюстрации? – Что напутал Незнайка? Поправьте его, пожалуйста. Докажите свою точку зрения. 2. – Посмотрите на нижнюю иллюстрацию. Что говорит лягушонок? – Как вы думаете, что ответил ему утёнок?. Самооценка |
| ||||
V. Итог урока Рефлексия. | – Что узнали нового? – Ответили ли на главный вопрос урока? – Какие свойства растений мы узнали? – Почему мы называем их «кормильцами»? – Кто такие «едоки»? – Какие тайны животных мы открыли? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой?
Слайд Что если бы не было…. воды, солнца, растений, животных…. урока. Какие знания вам пригодятся в жизни? Как вы оцените свою работу на уроке? |
|