Хлопянова Татьяна Витальевна
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «СОШ№14»
г. Новомосковска Тульской области
Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»
Цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания.
Задачи:
1.Познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника «Сороки».
2.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам.
3.В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость.
Ход праздника.
Ведущая (учитель):
Доброго здоровья, честной народ!
Дети: (здороваются)
Ведущая:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. Вот сейчас мы вам и поведаем, как в далёкую старину встречали люди весну — красну. Только сначала загадку отгадайте:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети: Весна красна!
Ведущая: И праздник-то у нас какой весенний – Сороки (слайд 1). День с ночью равняются, сорок птах небесных издали возвращаются. Все закликают Весну — красну. Вот и мы с вами сегодня позовем весну. Давайте будем весну закликать.
Дети читают закличку (слайд 2):
Ау, ау, аукаем – весну приаукаем!
Март, март, март — солнцу рад.
Апрель, апрель – открой дверь!
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Забегает (девочка) сорока:
-Я быстрая птица, прилетела к вам
Сквозь чащи лесные назло ветрам.
Хорошую весть я вам принесла:
Зимы уже нет! Пришла весна!
Я, Сорока — белобока о весне стрекотала,
Ох, устала…. Ох, устала….
Ведущая: Оставайся, сорока у нас на празднике.
Сорока: Спасибо, с удовольствием. А поиграть со мной хотите?
Игра «Птицы в гнездышках»
Дети разбиваются по три человека: двое берутся за руки — они гнездо, а третий птица. В игре участвует одна лишняя птица. В начале игры все птицы вылетают из гнёзд, а по сигналу надо занять любое пустое гнездо. Какая птица не успела занять гнездо – становится водящим.
Сорока: Я всю зиму была с вами, а со мной жили и мои друзья. Они переносили и холод, и вьюги, и метели. Спасибо вам, ребята, что помогали нам в этом. Хорошие кормушки вы построили. Они никогда не пустовали. А теперь отгадайте, какие друзья вместе со мной зимовали (по мере отгадывания открываются слайды 3-9).
-
Сероспинный, красногрудый
в зимних рощах обитает,
не боится он простуды,
с первым снегом прилетает. (Снегирь)
-
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)
-
Чик-чирик
к зёрнышку – прыг,
клюй, не робей
кто это? (Воробей)
-
Далеко мой стук
слышится вокруг,
червякам я враг,
а деревьям – друг. (Дятел)
-
Верещунья, белобока,
а зовут её …..(Сорока)
-
На окне дремала птица:
“Галка-галка, что вам снится?”
Отвечала птица сонно:
“Я не галка, я ….(Ворона)
-
Кто там прыгает, шуршит,
клювом шишки потрошит,
голоском речистым, чистым —
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
Ведущая: И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие (слайды 10-13):
Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
(Грач)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
На шесте — дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)
А птиц вы хорошо знаете? Сейчас я это проверю.
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Ведущая: Что неправильно?
Дети. Мухи!
Ведущая: А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Ведущая: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Ведущая: Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Дети топают.
Ведущая: Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Дети топают.
Ведущая: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!
С песней праздник веселее,
Без неё нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни
Приглашаю вас, друзья!
У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют (дети отвечают хором):
Утки- кря, кря, кря
Вороны — кар, кар, кар
Совы — ух, ух, ух
Воробьи- чик- чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица — тинь, тинь.
И сейчас каждой группе нужно спеть песню « В траве сидел кузнечик». Одна половина зала поет как ворона, а вторая половина – как синичка. Молодцы, а сейчас поют обе команды вместе!
Ведущая: Славный у нас получился концерт! Думаю, после такого концерта весна непременно придет. В старину на «Сороки» было принято печь из теста жаворонков, а так же выпускать на волю живых птиц. Дети бежали на улицу и приговаривали:
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная наскучила,
Руки, ноги отморозила.
А я предлагаю вам вместе с ребятами с рисунка позвать еще раз весну и выпустить птичек, которых мы изготовили на уроке технологии (слайд 14).
Используемые источники
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 185 с.
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – М.: Аквариум, 2000. – 240с.