Урок окружающего мира во 2 классе

«Строение Земли»

учитель 1 кк МОУ Лицея № 33

Напалкова Елена Владимировна

г. Комсомольск-на-Амуре

Хабаровского края

Цель:

формировать у учеников стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о строении Земли.

Задачи:

— познакомить учащихся со строением Земли, дать представление о слоях и оболочках Земли;

— создавать у учеников целостное представление о взаимодействии оболочек Земли друг с другом, о значении каждой оболочки для жизни на Земле.

Планируемые результаты:

— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; формировать представления о красоте нашей планеты и бережном отношении к объектам окружающего мира Земли; (личностные УУД)

  • учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; (регулятивные УУД)

  • учить пользоваться схемами, приведенными в учебнике; самостоятельно осуществлять поиск информации в учебнике в соответствии с учебной задачей; производить сравнение, классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; (познавательные УУД)

  • формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при групповой и парной работе), формулировать собственные мнение и позицию, учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; (коммуникативные УУД)

Оборудование: интерактивная доска SMART, проектор, учебник «Окружающий мир 2 класс» (авторы Н.Я. Дмитриева А.Н. Казаков, 2012), набор цифр 1-4, раздаточный материал для работы в группе и паре, карточки с названием слоев и оболочек Земли, жетоны (выдаются группе за верный ответ).

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форы работы— групповая (класс разделен на 4 группы), парная, индивидуальная, фронтальная

Применяемые технологии — ТРКМ, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем

И урок уже начнем.

Готовы к началу урока.

2

Актуализация опорных знаний

Слайд 1 (цветок, кошка, снежинка, будильник, река) Что объединяет данные предметы?

Назовите лишний объект, разделите остальные объекты на группы.

Какое слово я зашифровала этими картинками? (шторка открывается)

Как записано слово «Земля»? Что оно обозначает? Как может быть связано это слово и наш урок?

А разве вы мало знаете о Земле? Проведем игру «Доскажи словечко»

1 группа — 1. Наша Земля по счёту-… планета Солнечной системы.

2.Земля вращается вокруг оси за…

2 группа — 1 .Земля имеет форму….

2. При вращении Земли вокруг оси происходит….

3 группа — 1.Спутник Земли- …

2. Земля вращается вокруг Солнца за….

4 группа — 1.Только на нашей планете есть…

2.При вращении Земли вокруг Солнца происходит …

-Это объекты окружающего мира; лишний – будильник; группа объектов живой природы и неживой.

-Группа поднимает карточку с цифрой (слово «Земля»)

-Имя собственное, обозначает название нашей планеты. Наверное, это связано с темой нашего урока.

Групповая работа.

Ученица читает стихотворение:

Земля – наша милая,
Добрая мать!
Ведь все, что мы любим
Все связано с нею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты.

3

Открытие нового материала

А. Слои Земли

А что же вы о Земле еще не знаете? На какую тему мы поведем разговор на уроке? Что будем изучать?

Сегодня у нас урок-путешествие к центру Земли. Как вы понимаете «строение Земли»?

Где найти информацию об этом?

Сегодня нам поможет информация учебника (с. 75-76)

Узнали для себя что-то новое? Что в прочитанном материале было трудным?

Какое интересное сравнение узнали? Давайте исследуем, почему так происходит.

Слайд 3 Что находится внутри яйца? (желток) А внутри Земли? (на доску крепится карточка «ядро»). В каком состоянии находится ядро? Ядро – до сих пор загадка для ученых, но они высчитали, что температура там + 4000-5000оС. Чем покрыт желток в яйце? А ядро? (крепится карточка «мантия»). Температура там + 2000оС.Слово «мантия» с латыни переводится как «покрывало». Прочитайте, что в учебнике ещё сказано о мантии.

Что покрывает яйцо? А Землю? (карточка «земная кора»). У чего есть кора? Какая она, зачем нужна? А какова роль земной коры?

-Что находится внутри Земли, её строение.

-В Интернете, в справочнике, в учебнике, спросить у взрослых.

-Чтение с пометами (Слайд 2)

-Много новых непонятных слов-терминов.

-Земля по строению сравнивается с яйцом.

— В раскаленном

— В верхней части мантия вязкая, как густой мед.

— У дерева, она твердая, защищает дерево.

физпауза

Если в моем высказывании речь идет о ядре Земли, вы поднимаете руку. Если о мантии, то обе руки. Если о земной коре, то вы прыгаете:

— верхний слой Земли

— находится в центре Земли

— подобна скорлупе яйца

— переводится как «покрывало»

— находится в раскаленном виде

— состояние вещества там вязкое и пластичное

— находится в твердом состоянии

Историческая справка

Первичное закрепление

А как же людям удалось составить представление о строении Земли?

Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом.

Слайд 4 Проверим, как вы запомнили расположение и название слоев Земли.

Высказывают предположения

Б. Оболочки Земли

Ученые на нашей планете выделяют несколько оболочек. Сколько их, какие? Перечислите, используя информацию учебника (на доску крепятся карточки ). Что общего в названиях? Часть «сфера» переводится как «шар».

Каждая группа получает карточку с одной из букв Л, Г, Б, А (по названию оболочек)

Рассматривается схема с. учебника 76

Какую роль в нашей жизни играют оболочки Земли? Твердая, водная и воздушная оболочки взаимодействуют друг с другом. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое Землей от Солнца. Они же спасают Землю от перегрева и переохлаждения.

— Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера

-Группы готовят описание своей оболочки, зачитывают из учебника.

4

Закрепление изученного. Работа с раздаточным материалом

  1. Определить оболочку Земли и её значение (слайд 5)

  1. В классе развешены надписи, обозначающие объекты окружающего мира. Группам, двигаясь по классу, надо собрать надписи, соответствующие своей оболочке (живые организмы, горы, река, воздух, человек, озеро, камни, море).

  1. Каждой группе надо найти «лишнее» слово в списке из 4-х слов (слайд 6) 1 группа- биосфера, литосфера, география, атмосфера

2 группа – ядро, мантия, земная кора, Солнце

3 группа – вода, змея, ученик, цветы

4 группа – астрономия, биосфера, экология, география

  1. Тестовая работа. Выбрать букву правильного ответа:

1) Атмосфера – это… К. оболочка жизни Л. водная оболочка

М. воздушная оболочка

2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая

3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора

4) Все живые организмы относятся … З. к биосфере

И. к гидросфере Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка

М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов ( М, Е, Я, З, Л) решить анаграмму (ЗЕМЛЯ).

— фронтальная работа

— Групповая работа

— Карточки крепятся на доске, обсуждается правильность выполнения работы.

— Представитель группы высказывает мнение группы, аргументирует ответ.

— Парная работа, проверка фронтальная

5

Итог урока, домашнее задание

Ребята, наше путешествие к центру Земли заканчивается. На протяжении всего урока вы работали старательно, дружно, помогали друг другу. Давайте подведем итог.

Домашнее задание:

— с. 75-76, по желанию выполнить творческое задание: по теме урока составить задания (ребусы, загадки, группировки слов и т.д.) , на следующий урок предложить их одноклассникам.

— Ученики высказывают свое мнение, используя опору

узнал

Я научился

повторил

6

Рефлексия

— Наша Земля очень красивая. Что же мы, её жители, должны делать, чтобы сохранить все сокровища нашей планеты?

— Сколько жетонов заработала каждая группа на уроке?

— Посовещайтесь и оцените работу своей группы. Если группа работала успешно, все получилось, подарите Земле букет красных цветов. Если группа хорошо работала, но могла еще лучше – подарите желтые цветы. Если группа работала не в полную силу, многое не получилось – подарите букет белых цветов (слайд 7).

— Ребята, спасибо за урок.

— Беречь и охранять литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.

— Подсчет жетонов, которые получала каждая группа за правильные ответы.

— 1 представитель от группы «украшает» нашу Землю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here