МОУ «Ракитянская СОШ №1»

Сценарий конкурса для 2 класса

«В мире птиц»

Разработала и провела

учитель начальных классов

Латышева Т. А.

Ракитное 2013

Конкурс «В мире птиц»

Цель:

— проверить и углубить полученные знания учащихся 2 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе, расширить кругозор детей;

— выявить лучших знатоков пернатых друзей;

— продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

— воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, вызвать интерес к миру природы.

Оборудование: мультимедийное устройство, плакаты, посвященные Дню птиц.

Ход занятия:

Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.

Звучит фонограмма птичьего пения.

— Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Всего на Земле около 8500 видов птиц. Существуют: лесные, городские, болотные, птицы открытых пространств и культурных ландшафтов, странствующие. Питаясь насекомыми и грызунами, они сдерживают их численность и защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей. Употребляя плоды, ягоды и семена растений, птицы способствуют их расселению.

Пернатые дороги нам и тем, что они красивы. Их звонкие мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям истинное наслаждение. В течение года мы помогаем птицам выживать: сооружаем кормушки и птичьи домики, подкармливаем их зимой.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.

— Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины.

— Прежде чем начать игру, в которой определится победители – лучшие знатоки птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои загадки. (Правильно ответивший получает жетон)

1. Отборочный тур. Загадки

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг впорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два огромных крыла

У хозяина… (Орла)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (Сорока)

В своей короне красной

Он ходит как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

«Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!»

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький… (Петух)

Верещунья, белобока,

А зовут её… (Сорока)

Ты с модницей этой, конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится… (Синица)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг,

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть покроет снег пруды

И пригорок, и пустырь –

Раскрасавец красногрудый,

Житель Севера… (Снегирь)

В каждом городской дворе

Есть на радость детворе

Птичку эту ты не бей!

Эта птичка… (Воробей)

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон. Птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных… (Грач)

Небольшая и пёстрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится –

Прилетает к нам часто… (Синица)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

В лужах – отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки… (Щеглы)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой… (Грачи)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее … (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (Ворона)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом. (Клест)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (Дятел)

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.(Сойка)

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! (Свиристели)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!» (воробей)

Тащит в дупла лип упорно

Желуди, орехи, зерна,

Как заправский кладовщик

Бойкий акробат- ямщик. (Поползень)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

— С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Спереди — шильце

Сзади — вильце,

Сверху — черное суконце,

Снизу — белое полотенце.(Ласточка)

Днем спит, ночью летает.(Сова)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.(Грач)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(Кукушка)

На шесте — дворец, во дворце — певец.(Скворец)

2. Определение команд.

— Ребята, получившие жетоны, делятся на 2 команды. Первая команды будет называться «Попугаи», а вторая – «Пингвины». Выберите капитанов.

1 конкурс «Буква заблудилась» (игрокам необходимо заменить одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы)

Задание

Чашка (Чайка)

Капля (Цапля)

Осёл (Орёл)

Лист (Аист)

Морока (Сорока)

Борона (Ворона)

Сазан (Фазан)

Лебеда (Лебедь)

Граф (Грач)

Куница (Курица)

К сведению:

  • Скворец съедает за день до 300 червей и слизней

  • Дятел за день уничтожает несколько сотен жуков-ороедов

  • Кукушка только за час может съесть 100 мохнатых гусениц

  • Розовый скворец съедает до 200г саранчи в день, а майна за год (пока выкормит птенцов) уничтожает их почти 150 тысяч штук

  • Одна сова уничтожает за год 1000 мышей, тем самым спасая тонну хлеба

  • Чёрный дрозд скармливает пяти птенцам за 12 дней 4500 беспозвоночных

  • Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят при этом более 100г насекомых и личинок

2 конкурс Молодцы, ребята! Продолжим викторину. В жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят?

Короче воробьиного носа. (Очень маленький)

Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)

Стреляный воробей. (Опытный, бывалый человек.)

Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время,лодырничать.)

Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)

С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.)

Ведущий: А теперь мы с вами поиграем.

Ведущий читает вопросы, участники и болельщики, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это — я, это все мои друзья!» Если неправильно — молчат.

Ведущий. Кто помог замерзающей птице?

Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!

Ведущий. Кто взял птенчика домой?

Учащиеся молчат.

Наш гусак встает на зорьке.

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто, как наш гусак, делает зарядку?

Учащиеся. Это — я, это — я. это все
мои друзья!

Ведущий. Кто любит разорять птичьи гнезда?

Учащиеся молчат.

Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

Учащиеся. Это — я, это — я. это все мои друзья!

Ведущий Кто на уроке считает ворон?

Учащиеся молчат.

Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!

Ведущий. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Учащиеся. Это — я, это — я, это все мои друзья!

Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

3 конкурс «Угадай-ка»

  • Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

  • Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы (Иволга)

  • Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

  • Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королёк)

  • Какие птицы роют норы для гнёзд? (Береговая ласточка, зимородок)

  • Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки)

  • У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвины)

  • Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет)

  • Какая птица большую часть пути с юга шагает пешком (Коростель)

  • У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих – пеликана, баклана, утки, гуся)

  • У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)

  • Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах)

  • Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

  • Как гуси прячут детей от непогоды? (Прячут под крыльями)

  • Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

4 конкурс «Конкурс пословиц»

(Нужно вписать пропущенные названия птиц)

  • Слово – не … вылетит – не поймаешь (Воробей)

  • Всяк … своё болото хвалит (Кулик)

  • свинье не товарищ (Гусь)

  • Лучше … в руке, чем … в небе (Синица, журавль)

  • Старого … на мякине не проведёшь (Воробья)

  • невеличка, а птичка (Синичка)

Ведущий: А пока наши команды работают, мы проведем конкурс для болельщиков — «Самый остроумный»

Вопросы:

  1. Кто под проливным дождём не замочит волосы? (Лысый)

  2. Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным)

  3. Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (Инспектор ГИБДД)

  4. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

  5. Какой малыш рождается с усами? (Котёнок)

  6. Какой песок в Волге? (Мокрый)

  7. Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

  8. Отчего кошка бегает? (Потому что не умеет летать)

5 конкурс Тройное решето (по трем подсказкам узнайте птицу)

— Маленькая серенькая подвижная птичка.

— Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное » чив…, чив…», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.

— В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Это воробей.

— У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.

— Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

— Нравятся блестящие предметы.

Это ворона.

— Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.

— Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.

— Эту птицу называют «лесным доктором».

Это дятел.

— Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.

— Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина — пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.

— У этих птиц снежное имя.

Это снегирь

— Ловкая, подвижная, суетливая птица.

— Голова крылья, хвост — чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

— Эту птицу считают очень болтливой.

Это сорока.

— Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.

— Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

— В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»

Это синичка.

— Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.

— Лучше других птиц лазает по деревьям.

— Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.

Это поползень.

Молодцы! Все правильно!

Ведущий: А теперь я хочу узнать у болельщиков: как вы поступите в подобных ситуациях?

1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.

Давай возьмем его домой, — сказал Кирилл, — пусть живет у нас.

— Нет, — ответил Рома – Нужно залезть на дерево и посадит его в гнездо.

— Кто прав из детей? (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)

2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.

— Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, — сказал Сережа

_ Нет, мы их трогать не будем, — ответил Миша – Пусть остаются на месте.

— Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша)

3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собак. Собака бежала впереди. Вдруг все услышали её лай. Дети подбежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспели вовремя, быть беде.

Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться собаке к птенцу. Его мать заметит и посадит в гнездо.)

6 конкурс «В мире птиц»

(Дети отгадывают названия птиц)

Названия или прозвища птиц соответствуют человеческим профессиям или роду занятий.

  1. В давние времена писец писал птичьим пером, а запасные перья закладывал за ухо. Одна африканская птица внешне напоминает такого писца. Что это за птица? (Секретарь)

  2. Длинноногий кулик, или морской кулик, имеет ещё одно название, обозначающее профессию человека. (Пожарный)

  3. Название хищной птицы, схожее с названием человека, ловящего рыбу. (Рыболов)

  4. А эта африканская птица очень искусно плетёт гнездо, похожее на мешок. Какая человеческая профессия дала ей название? (Ткач)

  5. Красноносая водяная курочка, она же конюх и она же имеет ещё одно название, связанное с профессией «начальника» стада. (Пастух)

7 конкурс «Веришь-не веришь»

(детям зачитываются факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда это или нет)

  1. В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

  2. Первая весенняя птица – скворец. (Нет – грач)

  3. Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

  4. У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

  5. Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет – питается мошками)

  6. Оперение птиц, которые живут в клетках, становится ярче. (Наоборот)

  7. У австралийских страусов эму, яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

  8. Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Не летают)

  9. Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

  10. Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

  11. На юге Америки живёт птица-хохотун. Она издаёт звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

  12. Клесты выводят птенцов зимой. (Да)

Подведение итогов, награждение дипломом лучшей команды, слово победителям.

Ученик:

Пусть птицы поют без нот,

Пускай поют без слов

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поет на ветке соловей,

Малиновка и дрозд

Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на них,

Яичек птичьих не бери-

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

Ведущий:

— Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

До новых встреч, юные любители природы!

Рефлексия. Понравилось ли вам занятие, узнали ли вы что-то новое?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here