МОУ «Ракитянская СОШ №1»
Сценарий конкурса для 2 класса
«В мире птиц»
Разработала и провела
учитель начальных классов
Латышева Т. А.
Ракитное 2013
Конкурс «В мире птиц»
Цель:
— проверить и углубить полученные знания учащихся 2 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе, расширить кругозор детей;
— выявить лучших знатоков пернатых друзей;
— продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
— воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, вызвать интерес к миру природы.
Оборудование: мультимедийное устройство, плакаты, посвященные Дню птиц.
Ход занятия:
Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.
Звучит фонограмма птичьего пения.
— Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Всего на Земле около 8500 видов птиц. Существуют: лесные, городские, болотные, птицы открытых пространств и культурных ландшафтов, странствующие. Питаясь насекомыми и грызунами, они сдерживают их численность и защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей. Употребляя плоды, ягоды и семена растений, птицы способствуют их расселению.
Пернатые дороги нам и тем, что они красивы. Их звонкие мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям истинное наслаждение. В течение года мы помогаем птицам выживать: сооружаем кормушки и птичьи домики, подкармливаем их зимой.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.
Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.
— Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины.
— Прежде чем начать игру, в которой определится победители – лучшие знатоки птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои загадки. (Правильно ответивший получает жетон)
1. Отборочный тур. Загадки
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг впорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два огромных крыла
У хозяина… (Орла)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (Сорока)
В своей короне красной
Он ходит как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
«Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!»
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький… (Петух)
Верещунья, белобока,
А зовут её… (Сорока)
Ты с модницей этой, конечно, знаком,
Вертушке на месте никак не сидится –
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится… (Синица)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроет снег пруды
И пригорок, и пустырь –
Раскрасавец красногрудый,
Житель Севера… (Снегирь)
В каждом городской дворе
Есть на радость детворе
Птичку эту ты не бей!
Эта птичка… (Воробей)
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон. Птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных… (Грач)
Небольшая и пёстрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится –
Прилетает к нам часто… (Синица)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
В лужах – отраженье тучи,
Дни по-прежнему теплы.
На репейнике колючем
Ищут семечки… (Щеглы)
Листья медленно с крон облетают,
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
Перед дальней дорогой… (Грачи)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее … (сорока).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Клё! Клё! Клё!» поёт со свистом. (Клест)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Дятел)
Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом,
То дубы в глухом лесу.(Сойка)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!» (воробей)
Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий акробат- ямщик. (Поползень)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
— С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Спереди — шильце
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.(Ласточка)
Днем спит, ночью летает.(Сова)
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.(Грач)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(Кукушка)
На шесте — дворец, во дворце — певец.(Скворец)
2. Определение команд.
— Ребята, получившие жетоны, делятся на 2 команды. Первая команды будет называться «Попугаи», а вторая – «Пингвины». Выберите капитанов.
1 конкурс «Буква заблудилась» (игрокам необходимо заменить одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы)
Задание
Чашка (Чайка)
Капля (Цапля)
Осёл (Орёл)
Лист (Аист)
Морока (Сорока)
Борона (Ворона)
Сазан (Фазан)
Лебеда (Лебедь)
Граф (Грач)
Куница (Курица)
К сведению:
-
Скворец съедает за день до 300 червей и слизней
-
Дятел за день уничтожает несколько сотен жуков-ороедов
-
Кукушка только за час может съесть 100 мохнатых гусениц
-
Розовый скворец съедает до 200г саранчи в день, а майна за год (пока выкормит птенцов) уничтожает их почти 150 тысяч штук
-
Одна сова уничтожает за год 1000 мышей, тем самым спасая тонну хлеба
-
Чёрный дрозд скармливает пяти птенцам за 12 дней 4500 беспозвоночных
-
Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят при этом более 100г насекомых и личинок
2 конкурс Молодцы, ребята! Продолжим викторину. В жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ли вы, когда так говорят?
Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
Стреляный воробей. (Опытный, бывалый человек.)
Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время,лодырничать.)
Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине, по количеству.)
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем.
Ведущий читает вопросы, участники и болельщики, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это — я, это все мои друзья!» Если неправильно — молчат.
Ведущий. Кто помог замерзающей птице?
Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто взял птенчика домой?
Учащиеся молчат.
Наш гусак встает на зорьке.
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
Учащиеся. Это — я, это — я. это все
мои друзья!
Ведущий. Кто любит разорять птичьи гнезда?
Учащиеся молчат.
Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
Учащиеся. Это — я, это — я. это все мои друзья!
Ведущий Кто на уроке считает ворон?
Учащиеся молчат.
Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?
Учащиеся. Это — я, это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!
3 конкурс «Угадай-ка»
-
Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)
-
Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы (Иволга)
-
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
-
Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королёк)
-
Какие птицы роют норы для гнёзд? (Береговая ласточка, зимородок)
-
Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки)
-
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвины)
-
Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (Нет)
-
Какая птица большую часть пути с юга шагает пешком (Коростель)
-
У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих – пеликана, баклана, утки, гуся)
-
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)
-
Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах)
-
Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
-
Как гуси прячут детей от непогоды? (Прячут под крыльями)
-
Любимое лакомство аистов? (Лягушки)
4 конкурс «Конкурс пословиц»
(Нужно вписать пропущенные названия птиц)
-
Слово – не … вылетит – не поймаешь (Воробей)
-
Всяк … своё болото хвалит (Кулик)
-
… свинье не товарищ (Гусь)
-
Лучше … в руке, чем … в небе (Синица, журавль)
-
Старого … на мякине не проведёшь (Воробья)
-
… невеличка, а птичка (Синичка)
Ведущий: А пока наши команды работают, мы проведем конкурс для болельщиков — «Самый остроумный»
Вопросы:
-
Кто под проливным дождём не замочит волосы? (Лысый)
-
Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным)
-
Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
-
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
-
Какой малыш рождается с усами? (Котёнок)
-
Какой песок в Волге? (Мокрый)
-
Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
-
Отчего кошка бегает? (Потому что не умеет летать)
5 конкурс Тройное решето (по трем подсказкам узнайте птицу)
— Маленькая серенькая подвижная птичка.
— Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, она прежде всего издаёт призывное » чив…, чив…», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.
— В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Это воробей.
— У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит большими шагами. Клюв крепкий, большой.
— Голова, горло, крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
— Нравятся блестящие предметы.
Это ворона.
— Отличается от других птиц пестрой окраской оперения.
— Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен.
— Эту птицу называют «лесным доктором».
Это дятел.
— Обитатели таёжных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны.
— Нижняя часть тела самцов кирпично-розовая, спина — пепельно-серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато-серым.
— У этих птиц снежное имя.
Это снегирь
— Ловкая, подвижная, суетливая птица.
— Голова крылья, хвост — чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
— Эту птицу считают очень болтливой.
Это сорока.
— Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью.
— Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
— В солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!»
Это синичка.
— Окраска спинной стороны тела голубовато-серая, брюшной -белая с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса. На хвосте есть белые пятна.
— Лучше других птиц лазает по деревьям.
— Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой.
Это поползень.
Молодцы! Все правильно!
Ведущий: А теперь я хочу узнать у болельщиков: как вы поступите в подобных ситуациях?
1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.
Давай возьмем его домой, — сказал Кирилл, — пусть живет у нас.
— Нет, — ответил Рома – Нужно залезть на дерево и посадит его в гнездо.
— Кто прав из детей? (Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)
2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.
— Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, — сказал Сережа
_ Нет, мы их трогать не будем, — ответил Миша – Пусть остаются на месте.
— Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша)
3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собак. Собака бежала впереди. Вдруг все услышали её лай. Дети подбежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспели вовремя, быть беде.
Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться собаке к птенцу. Его мать заметит и посадит в гнездо.)
6 конкурс «В мире птиц»
(Дети отгадывают названия птиц)
Названия или прозвища птиц соответствуют человеческим профессиям или роду занятий.
-
В давние времена писец писал птичьим пером, а запасные перья закладывал за ухо. Одна африканская птица внешне напоминает такого писца. Что это за птица? (Секретарь)
-
Длинноногий кулик, или морской кулик, имеет ещё одно название, обозначающее профессию человека. (Пожарный)
-
Название хищной птицы, схожее с названием человека, ловящего рыбу. (Рыболов)
-
А эта африканская птица очень искусно плетёт гнездо, похожее на мешок. Какая человеческая профессия дала ей название? (Ткач)
-
Красноносая водяная курочка, она же конюх и она же имеет ещё одно название, связанное с профессией «начальника» стада. (Пастух)
7 конкурс «Веришь-не веришь»
(детям зачитываются факты из жизни птиц, а они должны ответить, правда это или нет)
-
В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)
-
Первая весенняя птица – скворец. (Нет – грач)
-
Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)
-
У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)
-
Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет – питается мошками)
-
Оперение птиц, которые живут в клетках, становится ярче. (Наоборот)
-
У австралийских страусов эму, яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)
-
Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Не летают)
-
Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)
-
Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)
-
На юге Америки живёт птица-хохотун. Она издаёт звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)
-
Клесты выводят птенцов зимой. (Да)
Подведение итогов, награждение дипломом лучшей команды, слово победителям.
Ученик:
Пусть птицы поют без нот,
Пускай поют без слов
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на них,
Яичек птичьих не бери-
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Ведущий:
— Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.
До новых встреч, юные любители природы!
Рефлексия. Понравилось ли вам занятие, узнали ли вы что-то новое?