Открытый урок по изобразительному искусству.
Тема. Современное декоративное искусство. Витраж.
Цель: научить рисовать имитацию витража.
Задачи:
Образовательные:
— знакомство учащихся с искусством витража;
— формирование представления об истории развития витража.
Развивающие:
— развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
— сформировать навыки работы над имитацией техники витража.
Воспитательные:
-создание условий для формирования эстетического вкуса.
Ведущие методы деятельности:
— метод беседы;
-практический метод.
Оборудование:
презентация «Виды витражей и технология работы»;
последовательность рисования витража;
иллюстрации витражей;
выставка детских рисунков;
компьютер
Материалы для занятия:
бумага формат А-4;
цветные акварельные карандаши;
восковые мелки;
кисточки;
ножницы;
баночка для воды;
краски.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.
II. Мотивация к учебной деятельности.
— Кто мне скажет, на чем можно рисовать?
— На наших уроках мы рисуем на бумаге, а на чем еще можно?
Просмотр иллюстраций витража.
— Что изображено на данных иллюстрациях?
— А вы знаете, как рисовать на стекле?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов декоративного искусства- витраж.
III. Изучение нового материала.
Вводная беседа.
Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. В первую очередь, это мозаика и витраж.
Витраж – это картина, выполненная из кусочков стекла, скрепленных посредством свинцовых узких полос. Большей частью для витража берут цветные стекла, но бывают и белые прозрачные, и матовые, гладкие или с рельефным рисунком.
В 1930 г. археологами были обнаружены стеклянные фрагменты, и было установлено, что они относятся к 540 году нашей эры.
Это очень старинное искусство. Вначале витражи украшали окна монастырей, церквей, затем перешли на жилые здания. Свет, проникая через цветные стекла, отражаясь на полу и стенах, создает фантастическую, сказочную обстановку. Сейчас как бы начинается вторая молодость этого вида искусства. Талантливые художники разработали новые техники.
Виды витражей. (просмотр презентации)
Итак, витраж – это уникальный вид искусства, имеющий множество разновидностей. Их можно условно разделить на виды в зависимости от технологии производства. Я расскажу о некоторых из них.
Классические витражи –это набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем со стальными вставками
Витраж в технике «Тиффани»
Из стекла вырезаются куски в соответствии с рисунком, затем обматываются по краям самоклеящейся медной фольгой и спаиваются между собой. В настоящее время большая часть витражей в России выполняется именно в этой технике.
Витраж в технике фьюзинга. Сравнительно молодой вид витража. Фьюзинг — это по-русски спекание. В настоящее время фьюзинг бурно развивается во всем мире.
В России в практике используются ещё и смешанные техники: «латунная протяжка и Тиффани», «Тиффани и фьюзинг»
Пленочные витражи – для изготовления витражей сначала вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки, а затем, наклеиваются на стекло и собираются в единый рисунок
Комбинированные витражи изготавливаются путем комбинации разных технологий. Например, фьюзинг и расписной витраж
Расписные витражи – витраж получается в результате росписи стекла специальной краской. Для этого применялись натуральные краски на минеральной основе. Таким способом расписаны практически все витражи в готических храмах. Это классика. В настоящее время применяют акриловые краски или краски на водной основе
Вопросы учащимся
Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.
-Какие примеры вы можете привести?
— Стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле.
— Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.
— Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.
— Давайте ещё раз посмотрим, какие красивые виражи создали художники. Обратите внимание на цвета и оттенки.
Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:
-разработка эскиза;
-раскрой цветного стекла;
-окантовка свинцом и пайка.
Существует несколько способов изготовления имитации витража в школьных условиях. Это живопись по стеклу «под витраж», изготовление модели витража при помощи стекла, пластилина и красок и другие. Мы попробуем сделать роспись «под витраж» красками, цветными карандашами
Она выполняется в определенной последовательности (таблица):
1 этап – выбор формата и составление эскиза композиции;
2 этап – корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;
3 этап – соединение изображения с рамкой, зачернение;
4 этап – вырезание ножницами белых мест («сетка»);
5 этап – подклейка цветной бумаги;
6 этап – оформление работы на листе бумаги.
IV. Подготовка к практической части.
Мы с вами сделаем свой витраж.
V. Выполнение практической работы.
— Для начала, нам необходимо выполнить эскиз будущего витража. У нас будет цветок.
Когда эскиз готов, подкладываем его под стекло, предварительно обезжирив его, и обводим контуром. Обводим аккуратно, стараемся руку держать жестче, чтобы она не дрожала, чтобы линия была ровной и сплошной.
Физкультминутка.
Ребята, мы немного отдохнули, продолжим работу. Контур уже подсох, можно начать работу красками.
Выбираем цвет, которым мы будем закрашивать определенное место. Краска наносится в один слой, ровной поверхностью. Теперь важно не забыть посмотреть на слой краски на просвет. Если остались «дырки», то обязательно их закрашиваем. Затем берем следующий цвет, и следующий и так, пока все не закрасим.
VI. Подведение итогов урока.
Урок наш подходит к концу. Возьмите все свои рисунки и положите на стол. Хорошие рисунки у вас получились, молодцы!
— Что нового мы с вами сегодня узнали?
— Какой рисунок мы сегодня научились рисовать?
— С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?
— Что мы называем витражом?
VII.Выставка и анализ работ учащихся.
— Какие работы получились самые лучшие? Почему?
— Посмотрите на свою работу и на работы своих друзей: что удалось, а что не получилось? (рассуждения детей).
VIII. Рефлексия.
Самооценка.