Сценарий урока окружающего мира
по теме «Царства живой природы»
Ефимова Наталия Николаевна
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи»
Саратовской области
2013г.
Урок окружающего мира
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Тема урока: Царства живой природы
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний о царствах
живой природы.
Задачи: 1. Дать представление о способах группировки объектов живой природы (предметный результат);
2. Формировать умение работать с разными источниками информации, совершенствовать навыки работы
в группе, умение полно и точно выражать свои мысли (метапредметный результат);
3. Развивать познавательный интерес к предмету (личностный результат)
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемно-диалогический, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Средства обучения:
для учителя: электронный учебник «Окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков,
Дети формулируют тему урока
Дети проверяют правильность выполнения парной работы – растения и животные.
Еще два царства не назвали
Умение слушать и понимать других (К)
Умение на основе анализа текста сделать вывод (П), взаимодействие с учителем, умение выражать свои мысли(К)
Взаимодействие со сверстниками (К)
Логические действия: анализ, синтез, классификация (П)
Осознание и построение речевого потока (П)
Проверка своих действий (Р), подведение под понятие (П)
Фиксация затруднения, формулирование проблемы (П)
3. Постановка учебной задачи
Для кого же в природе существуют еще два царства?
А хотели бы узнать?
Какую задачу мы сегодня поставим перед собой?
Наверное, есть еще жители, о которых мы пока не знаем.
Да
Узнать всех жителей царств живой природы
Фиксация затруднения
(Р),выдвижение гипотез (П), проявление познава
тельной инициативы (Л)
умение понимать и следовать учебной задаче (Р)
4. Построение проекта выхода из затруднения
С-4
С-5
С-6
С-7
С-8
А как предлагаете действовать?
Предлагаю начать с того, что знаем и, может быть, соседи подскажут.
1.Сравните свойства растений и животных, найдите общие признаки
Живая природа, зеленые, прыгают, растут, дышат, питаются, размножаются, неживая природа.
2. В чем различие растений и животных: не способны сами двигаться, способны сами двигаться, питаются готовой пищей, сами создают питательные вещества
Кто же помогает растениям в этом процессе создания питательных веществ в результате гниения? Это жители нового царства живой природы. Они были первыми обитателями Земли. Это мельчайшие живые существа. Они живут везде: в воде, в почве, в организме животных и человека. Они бывают вредными и полезными. Например, помогают человеку делать йогурт с живыми бифидо…
Так как же назовем новое царство живой природы?
А человек к какому царству относится?
Другие представители этого царства подскажут название последнего царства живой природы, но только в том случае, если вы разгадаете кроссворд. (Задание звучит в виде загадок)
| г | у | с | ь |
|
| |
ч | е | р | е | п | а | х | а |
у | л | и | т | к | а |
|
|
б | а | б | о | ч | к | а |
|
| р | ы | б | а |
|
|
|
Какое ключевое слово получили?
Действительно соседи подсказали название последнего царства живой природы.
Грибы- удивительные создания природы. Бывают шляпочные, а бывают необычные грибы – плесень.
Подумать и вспомнить то, что знаем, посмотреть в учебнике или интернете, спросить у взрослых.
Дети выполняют задания электронного приложения к учебнику.
Бактериями
Дети делают вывод – бактерии
Животные
Дети разгадывают кроссворд и, получив ключевое слово, делают вывод о новом царстве живой природы –
грибы
Дети, работая в группах, рассматривают плесень на хлебе, на цитрусовых, на сыре.
Проводится опыт с сухими дрожжами (рассматривают рост грибов)
Прогнозирование предстоящей работы (Р)
Логические действия: анализ, синтез(П),контроль и сравнение с эталоном (Р)
Подведение под понятие (П)
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р), логические действия: анализ, синтез (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П), взаимодействие с одноклассниками (К),
Инициативное сотрудничество в сборе информации (К)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Рассмотрите в учебнике представителей разных царств живой природы, выполните к ним задания.
Объясните, почему представителей растений, грибов и животных относят к живой природе?
Работа в группах
Дети обосновывают свое мнение
Работа с информацией (П), взаимодействие с одноклассниками (К), высказывание своего мнения (К), построение логической цепи рассуждений (П)
Природа н…
П…
Природа ж…
Б…
Р…
Ж…
Г…
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
С-9,10
Составьте кластер по теме:
Дети составляют кластер с помощью слов-подсказок и проверят с образцом
Знаково-символические действия (П), контроль в форме сличения с образцом (Р)
7. Включение в систему знаний и повторение
С-11
Из ряда объектов распределите в группы только объекты царств живой природы: липа, стол, жаба, мухомор, собака, земляника, горы
Дети выбираю нужное, оставляя объекты неживой природы и то, что сделано руками человека
Принятие и следование учебной цели (Р), логические действия (П)
8. Рефлексия
А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись теперь и с нами.
Продолжи предложение
Я узнал…
Я сумел…
Мне было трудно…
Дети высказывают свое мнение, анализируют свою работу.
Высказывание своего аргументированного мнения (К), оценка своей деятельности (Р,Л)