ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Живое и неживое

(с применением системно-деятельностного подхода, ИКТ технологий)

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Антонова Татьяна Алексеевна

Место работы

МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Живое и неживое, урок 1

Базовый учебник

А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир»

  1. Цель урока: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.

9. Задачи:

— обучающие

  • Систематизировать знания о живой и неживой природе.

  • Выявить признаки живых организмов природы и неживых объектов природы.

  • Показать отличия живых организмов от неживых объектов природы.

-развивающие

  • Развивать умение работать в парах, группах.

  • Развивать умение слушать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме, совместно договариваться о правилах общения и поведения.

  • Развивать умение определять успешность выполнения своего задания, умение оценивать свою работу.

-воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности не только по отношению к редким видам растений и животных, но и природы в целом.

  • Воспитывать чувство прекрасного в природе.

  1. Тип урока

Открытие новых знаний

  1. Формы работы учащихся

— в парах

— групповая

— индивидуальная

  1. Необходимое техническое оборудование

— ноутбук

— интерактивная доска

— проектор

— колонки

  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, их настроя на работу

Проверка готовности обучающихся с прогнозированием своих действий на уроке.

1

2

Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, №1

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, №2

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого систематизируются знания детей о предметах живой и неживой природы.

В ходе работы детей с заданиями конкретизирует понятие живой и неживой природы.

Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Показывают свои знания о живой и неживой природе. Систематизируют знания, используя задания интерактивного модуля, вследствие чего формулируют тему и цель урока.

7

3

Совместное открытие знаний

Видеофрагменты из фильма BBC

Организует детей на работу по формированию познавательных УУД (работа с информацией), задавая вопросы:

— А как вы отличаете живые объекты природы от неживых?

— Откуда мы можем получить знания, информацию?

— Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагает в парах заполнить таблицу открытий.

Высказывают свои предположения.

Наблюдение из жизни учащихся

Основываясь на личный опыт, перечисляют источники информации и способы работы с ней.

По мере просмотра видеофрагментов, анализируют, выделяют общее и различное, заполняют таблицу

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали

Живые организмы

отличия

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 классПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

Неживые организмы

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

Обозначают символами или цветом, или словом свойства живых и неживых организмов.

— движение

— питание

— дыхание

— приносит потомство

15

Учитель акцентирует внимание детей на целесообразность выполнения данного задания и подводит к выводу. Предлагает сравнить свои выводы с выводом в учебнике.

Для закрепления вновь полученных знаний предлагает найти соответствие картинок и признаков живых организмов в учебнике.

Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания.

Объясняют цель выполнения данного задания. Аргументируют тем, что необходимо знать отличия живых организмов от неживых.

Сравнивают свои выводы с учебником. Читают текст учебника.

На картинки в учебнике накладывают соответствующие им слова: питание, движение, дыхание, потомство.

Объясняют, что задание необходимо выполнить, чтобы проверить полученные знания.

4

Физминутка

Проводит инструктаж обучающихся. Напоминает о значении зарядки и физминутки.

Выполняют упражнения, делают гимнастику для глаз.

3

5

Применение нового знания

Предлагает побыть в роли исследователей в научной лаборатории. И поработать со страничками энциклопедии, в которых отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Предлагает по описанию догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.

Предлагает выбрать способ работы и объяснить свой выбор (предусмотрена работа в группе).

Ведет диалог, подводящий к созданию плана работы в группе.

Выбирают способ и вспоминают правила работы в группе. Рассаживаются по группам.

Приходят к выводу, что строить свой ответ легче, составив план работы. Проговаривают алгоритм своих действий и выбирают соответствующий план с указанием названия, внешних признаков, признаков живых или неживых объектов, выводом.

12

Учитель помогает каждой группе.

Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания

  1. Название.
    Это _____________ .

  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.

  3. Признаки.
    Это живой организм, потому что
    двигается
    питается
    приносит потомство
    дышит

  1. Название.
    Это _____________ .

  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.

  3. Признаки.
    Это неживой объект природы, потому что
    не двигается
    не питается
    не приносит потомство
    не дышит

Работают в группах.

Объясняют цель этапа урока с использованием личностно-ориентированного подхода.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов,

3 (задание №3)

.

Подводит к выводу об охране природы. Задает вопросы:

— Как называются места, где охраняют редкие растения и животных?

— Знаете ли вы заповедники и национальные парки нашей республики?

— Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?

Поясняют, что необходимо уметь различать живые и неживые объекты, чтобы применить эти знания в жизни. И беречь природу, особенно живых организмов, потому что они могут погибнуть.

Сравнивают с выводом в рамке учебника на с. 47.

Пытаются объяснить взаимосвязь между словами отгадками со страничек энциклопедии (они все редкие, нуждаются в охране).

Делятся своими знаниями, полученными в жизни.

Работают с интерактивным модулем «Красная книга»

6

Рефлексия

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов,

4 (дополнительно)

Предлагает ответить на вопрос в учебнике на с.49

(о чём просят живые организмы?)

Задает вопросы о цели и задачах урока.

Отвечая на вопросы, приходят к выводу о том, что именно человек способен сохранить природу. И зная отличие живой и неживой природы, может выбрать способы сохранить живую и неживую природу.

5

7

Итоги урока и оценивание

Предлагает проанализировать и оценить свою работу самостоятельно, отметить в дневнике.

Отвечают на вопросы:

Что нужно было сделать?

Удалось выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике?

Отмечают в дневнике.

2

Приложение к плану-конспекту урока

Живое и неживое

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

портал

иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/27035/lesa-kontrolnye-zadaniya.html

2

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

портал

интерактивный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html

3

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

портал

интерактивный модуль

http://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html

4

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

портал

интерактивный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae3875c-0a01-0180-017d-51a6d549f670/%5BNS-TECH_2-16%5D_%5BID_129%5D.swf

Приложение к плану-конспекту урока

Живое и неживое

Окружающий мир

Тема: Живое и неживое.

Цель: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

ΙΙΙ .Целеполагание

IV.Совместное открытие знаний

V.Физминутка

VI. Применение нового знания

VII. Рефлексия

VI. Оценивание

— Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы?

1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа) 

— Что же такое природа? (всё, что нас окружает)

Слайд

— Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы.

— Попробуйте дать название каждой группе.

( живые , неживые ).

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Живая природа и неживая природа.

— Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел?

— Прочитайте, как он называется.

— Прочитайте тему нашего урока.

1. Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

— Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой).

-Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются)

— Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться?

2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых)

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс ?

— А как вы отличаете живые объекты природы от неживых?

— Откуда мы можем получить знания, информацию?

— Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагаю в парах заполнять таблицу.

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали….

Что уже мы знаем?

Что хот

м узнать?

Узнали

Живые организмы

отличия

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 классПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

Неживые организмы

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс

Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице.

Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице.

Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице.

Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице.

Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых)

— Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут).

— Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение.

— Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами.

— Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки.

Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания)

Слайд

Только в лес мы пошли. 
Только в лес мы пошли, 
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. 
Раз – два, раз – два – 
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. 
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, 
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.

— Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии, в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.

— Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой)

— Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся?

— Что необходимо для ответа? (план)

Что необходимо указать в плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод)

Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.

  1. Название.
    Это _____________ .

  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.

  3. Признаки.
    Это живой организм, потому что
    двигается
    питается
    приносит потомство
    дышит

  1. Название.
    Это _____________ .

  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.

  3. Признаки.
    Это неживой объект природы, потому что
    не двигается
    не питается
    не приносит потомство
    не дышит

Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты)

— Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов)

А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть)

— Сравните с выводом в рамке учебника на с. 47.

— Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране)

— Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки)

— А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики?

— Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?

(Красная книга)

— Переверните на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет, иначе оно погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить)
— О чём же они просят? Чего ждут? (помощи) Кто им может помочь? (человек) А вы сталкивались с такой ситуацией, когда требовалась ваша помощь?
-Какую цель мы ставили на урок? (узнать, что относится к живой и неживой природе, их отличие?) Достигли мы её?

— Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами)

Что нужно было сделать?

Удалось выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Отметь в дневнике.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

сходства

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html

отличия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76db3-0a01-022a-0183-aedf879da742/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

http://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html



________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here