ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Живое и неживое
(с применением системно-деятельностного подхода, ИКТ технологий)
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Антонова Татьяна Алексеевна | |
| Место работы | МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Окружающий мир |
| Класс | 1 |
| Тема и номер урока в теме | Живое и неживое, урок 1 |
| Базовый учебник | А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» |
-
Цель урока: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.
9. Задачи:
— обучающие
-
Систематизировать знания о живой и неживой природе.
-
Выявить признаки живых организмов природы и неживых объектов природы.
-
Показать отличия живых организмов от неживых объектов природы.
-развивающие
-
Развивать умение работать в парах, группах.
-
Развивать умение слушать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме, совместно договариваться о правилах общения и поведения.
-
Развивать умение определять успешность выполнения своего задания, умение оценивать свою работу.
-воспитательные
-
Воспитывать чувство ответственности не только по отношению к редким видам растений и животных, но и природы в целом.
-
Воспитывать чувство прекрасного в природе.
-
Тип урока
Открытие новых знаний
-
Формы работы учащихся
— в парах
— групповая
— индивидуальная
-
Необходимое техническое оборудование
— ноутбук
— интерактивная доска
— проектор
— колонки
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| ||||||||
1 | Организационный |
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, их настроя на работу | Проверка готовности обучающихся с прогнозированием своих действий на уроке. | 1 | |||||||
2 | Актуализация знаний и постановка учебной задачи | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, №1
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, №2
| Организует диалог с обучающимися, в ходе которого систематизируются знания детей о предметах живой и неживой природы. В ходе работы детей с заданиями конкретизирует понятие живой и неживой природы. Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Показывают свои знания о живой и неживой природе. Систематизируют знания, используя задания интерактивного модуля, вследствие чего формулируют тему и цель урока.
| 7 | |||||||
3 | Совместное открытие знаний
| Видеофрагменты из фильма BBC | Организует детей на работу по формированию познавательных УУД (работа с информацией), задавая вопросы: — А как вы отличаете живые объекты природы от неживых? — Откуда мы можем получить знания, информацию? — Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
| Высказывают свои предположения.
Наблюдение из жизни учащихся Основываясь на личный опыт, перечисляют источники информации и способы работы с ней. По мере просмотра видеофрагментов, анализируют, выделяют общее и различное, заполняют таблицу
Обозначают символами или цветом, или словом свойства живых и неживых организмов. — движение — питание — дыхание — приносит потомство
| 15 | |||||||
|
|
| Учитель акцентирует внимание детей на целесообразность выполнения данного задания и подводит к выводу. Предлагает сравнить свои выводы с выводом в учебнике. Для закрепления вновь полученных знаний предлагает найти соответствие картинок и признаков живых организмов в учебнике.
Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания.
| Объясняют цель выполнения данного задания. Аргументируют тем, что необходимо знать отличия живых организмов от неживых.
Сравнивают свои выводы с учебником. Читают текст учебника. На картинки в учебнике накладывают соответствующие им слова: питание, движение, дыхание, потомство.
Объясняют, что задание необходимо выполнить, чтобы проверить полученные знания. |
| |||||||
4 | Физминутка |
| Проводит инструктаж обучающихся. Напоминает о значении зарядки и физминутки. | Выполняют упражнения, делают гимнастику для глаз. | 3 | |||||||
5 | Применение нового знания |
| Предлагает побыть в роли исследователей в научной лаборатории. И поработать со страничками энциклопедии, в которых отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Предлагает по описанию догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.
Предлагает выбрать способ работы и объяснить свой выбор (предусмотрена работа в группе).
Ведет диалог, подводящий к созданию плана работы в группе.
|
Выбирают способ и вспоминают правила работы в группе. Рассаживаются по группам.
Приходят к выводу, что строить свой ответ легче, составив план работы. Проговаривают алгоритм своих действий и выбирают соответствующий план с указанием названия, внешних признаков, признаков живых или неживых объектов, выводом.
| 12 | |||||||
|
|
| Учитель помогает каждой группе.
Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания |
Работают в группах.
Объясняют цель этапа урока с использованием личностно-ориентированного подхода. |
| |||||||
|
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, № 3 (задание №3) | .
Подводит к выводу об охране природы. Задает вопросы: — Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? — Знаете ли вы заповедники и национальные парки нашей республики? — Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?
| Поясняют, что необходимо уметь различать живые и неживые объекты, чтобы применить эти знания в жизни. И беречь природу, особенно живых организмов, потому что они могут погибнуть.
Сравнивают с выводом в рамке учебника на с. 47. Пытаются объяснить взаимосвязь между словами отгадками со страничек энциклопедии (они все редкие, нуждаются в охране).
Делятся своими знаниями, полученными в жизни.
Работают с интерактивным модулем «Красная книга»
|
| |||||||
6 | Рефлексия | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, №4 (дополнительно) | Предлагает ответить на вопрос в учебнике на с.49 (о чём просят живые организмы?) Задает вопросы о цели и задачах урока. | Отвечая на вопросы, приходят к выводу о том, что именно человек способен сохранить природу. И зная отличие живой и неживой природы, может выбрать способы сохранить живую и неживую природу. | 5 | |||||||
7 | Итоги урока и оценивание |
| Предлагает проанализировать и оценить свою работу самостоятельно, отметить в дневнике. | Отвечают на вопросы: – Что нужно было сделать? – Удалось выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Отмечают в дневнике. | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Живое и неживое
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | портал | иллюстрации | http://fcior.edu.ru/card/27035/lesa-kontrolnye-zadaniya.html
|
2 | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов | портал | интерактивный модуль | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html
|
3 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | портал | интерактивный модуль | http://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html
|
4 | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов | портал | интерактивный модуль | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae3875c-0a01-0180-017d-51a6d549f670/%5BNS-TECH_2-16%5D_%5BID_129%5D.swf
|
Приложение к плану-конспекту урока
Живое и неживое
Окружающий мир
Тема: Живое и неживое.
Цель: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
ΙΙΙ .Целеполагание
IV.Совместное открытие знаний
V.Физминутка
VI. Применение нового знания
VII. Рефлексия
VI. Оценивание
| — Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы? 1. Посмотри, мой милый друг,
— Что же такое природа? (всё, что нас окружает) Слайд — Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы. — Попробуйте дать название каждой группе. ( живые , неживые ). — Как вы думаете, какая тема нашего урока? — Живая природа и неживая природа. — Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел? — Прочитайте, как он называется. — Прочитайте тему нашего урока. 1. Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)
— Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой). -Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются) — Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться? 2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых) — А как вы отличаете живые объекты природы от неживых? — Откуда мы можем получить знания, информацию? — Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета». Что уже мы знаем? Что хотим узнать? Узнали….
Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице. Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице. Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице. Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице. —Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых) — Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут). — Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение. — Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами. — Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки. — Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания) Слайд
Только в лес мы пошли. — Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии, в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы. — Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой) — Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся? — Что необходимо для ответа? (план) Что необходимо указать в плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод) Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.
— Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты) — Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов) — А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть) — Сравните с выводом в рамке учебника на с. 47. — Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране) — Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки) — А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики? — Откуда мы узнаем о редких растениях и животных? (Красная книга) — Переверните на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет, иначе оно погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить) — Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами) – Что нужно было сделать? – Удалось выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Отметь в дневнике.
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
сходства http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html
отличия http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76db3-0a01-022a-0183-aedf879da742/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
http://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html
|
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________