МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа- интернат»

Верхнекетского района

Томской области

Окружающий мир

Разнообразие животных

2 класс

Боровикова Любовь Асеевна,

учитель начальных классов

пос. Клюквинка

Сценарий урока «Разнообразие животных»

Предмет — Окружающий мир

Класс — 2 класс

Тема: «Разнообразие животных»

Тип урока — Урок изучения нового материала

Форма урока – групповая, индивидуальная

Время реализации занятия — 45 минут

Учебно-методическое обеспечение

1. Р.Г.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа».

2. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова , С.А.Трафимов «Окружающий мир», учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.

3.Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина «Окружающий мир», поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2010.

Необходимое оборудование

Персональный компьютер, проектор, экран.

Авторский медиапродукт:

1. Операционная среда – Microsoft Windows XP, Microsoft Word, Microsoft Office Power Point.

2. Вид медиапродукта

Наглядная презентация учебного материала (15 слайдов в Power Point).

Структура презентации

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

слайда

1

Целевая установка

2 минуты

2

2

Стадия вызова

3 минуты

3

3

Актуализация опорных знаний

6 минут

4 — 5

4

Постановка проблемы

6 минуты

6

5

Решение проблемного вопроса

10 минут

7 — 8

6

Обсуждение вывода

7 минут

9 -11

7

Закрепление материала

4минут

12

Схема взаимосвязи кадров презента ции

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • повышение мотивации к обучению;

  • повышение эффективности усвоения материала;

  • развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса;

  • эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;

  • развитие их творческих способностей;

  • развитие наглядно-образного мышления.

Задачи урока:

1.Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.

2.Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Технологии, методы:

  1. ИКТ;

2. Словесный, наглядный, исследовательский.

План занятия

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

2

2

Стадия вызова. Деление объектов на две группы.

Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности.

Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания.

2

3

Актуализация знаний.

Фиксирует информацию.

Выполняют задания на основе полученных знаний.

6

4

Вхождение в тему. Постановка проблемы.

Организует работу в группах

Групповая работа. Классификация животных по группам.

6

5

Физминутка.

Направлена на сохранение здоровья обучающихся.

Динамическая пауза.

2

6

Решение проблемного вопроса.

Наблюдает, помогает.

Работа в группах. Исследовательская работа.

10

7

Коллективное обсуждение гипотезы.

Направляет, корректирует.

Выступления учащихся.

7

8

Закрепление. Кроссворд.

Побуждает к осмыслению, фиксирует.

Выполнение заданий.

4

9

Рефлексия. Подведение итога.

Оценка деятельности обучающихся.

Высказывание мнений об уроке.

3

10

Домашнее задание.

Разъяснение задания.

Запись в дневниках.

3

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2минуты)

Звучит музыка «В мире животных» Слайд№2

Слово учителя

— Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих — всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.                

II. Стадия вызова (2 минуты)

Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня. Слайд№3.

— Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.

III. Актуализация опорных знаний (6 минут)

— Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова «улетают», а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.

— Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд№5

— Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)

— Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.

IV. Вхождение в тему. (6минут)

(Тема и цель урока спрятаны в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:

— Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.

— Назовите каждую группу животных одним словом.

По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)

— А куда поместить змею и лягушку?

V.Физкультминутка. Игра «Рыба, птица, зверь». (2 минуты)

Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

VI. Решение проблемного вопроса. (10 минут)

Слайд№7. Остался открытым вопрос:

— Куда поместить змею и лягушку?

Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.

Слайд№8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.

VII. Коллективное обсуждение гипотезы. (7 минут)

Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд№9-10

— Что вы выяснили про змею?

(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)

— Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?

(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – «пресмыкаются». Вот почему их назвали пресмыкающимися.

Что вы выяснили про лягушку?

(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)

Кто похож на лягушку?

(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)

На схеме появляются названия групп «земноводные» и «пресмыкающиеся». Слайд№11

VIII. Закрепление. (4 минуты)

— Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)

1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

2. Ёжик вырос в десять раз,

Получился… (дикобраз).

3. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

5. Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)

7. Под полом таится,

Кошки боится? (Мышь)

8. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

— Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)

— Назовите группы животных.

IX. Подведение итога. Рефлексия. (3 минуты)

На слайде №13 задание:

— Назвать все группы животных.

( Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.)

— Какой этап работы вам показался трудным? Почему?

— Какой этап работы вам показался интересным? Почему?

— Полезным был для вас урок или нет?

(После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)

X. Домашнее задание. (3 минуты)

— Приготовить проект: 1-ая группа по теме «Жизнь пресмыкающихся», 2-ая группа по теме «Жизнь земноводных».

(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:

1. Введение.

2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).

3. Питание.

4. Места обитания.

5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).

6.Секреты выживания.

7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.

Список литературы

1. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова , С.А.Трафимов «Окружающий мир», учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.

2.Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина «Окружающий мир», поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2010.

3. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк «Исследовательская деятельность младших школьников». Волгоград «Учитель», 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here