МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Верхнекетского района
Томской области
Окружающий мир
Разнообразие животных
2 класс
Боровикова Любовь Асеевна,
учитель начальных классов
пос. Клюквинка
Сценарий урока «Разнообразие животных»
Предмет — Окружающий мир
Класс — 2 класс
Тема: «Разнообразие животных»
Тип урока — Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Время реализации занятия — 45 минут
Учебно-методическое обеспечение
1. Р.Г.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа».
2. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова , С.А.Трафимов «Окружающий мир», учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
3.Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина «Окружающий мир», поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2010.
Необходимое оборудование
Персональный компьютер, проектор, экран.
Авторский медиапродукт:
1. Операционная среда – Microsoft Windows XP, Microsoft Word, Microsoft Office Power Point.
2. Вид медиапродукта
Наглядная презентация учебного материала (15 слайдов в Power Point).
Структура презентации
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | Временная реализация | №слайда | |
1 | Целевая установка | 2 минуты | 2 |
2 | Стадия вызова | 3 минуты | 3 |
3 | Актуализация опорных знаний | 6 минут | 4 — 5 |
4 | Постановка проблемы | 6 минуты | 6 |
5 | Решение проблемного вопроса | 10 минут | 7 — 8 |
6 | Обсуждение вывода | 7 минут | 9 -11 |
7 | Закрепление материала | 4минут | 12 |
Схема взаимосвязи кадров презента ции
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
-
повышение мотивации к обучению;
-
повышение эффективности усвоения материала;
-
развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;
-
интенсификация учебно-воспитательного процесса;
-
эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
-
развитие их творческих способностей;
-
развитие наглядно-образного мышления.
Задачи урока:
1.Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.
2.Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Технологии, методы:
-
ИКТ;
2. Словесный, наглядный, исследовательский.
План занятия
Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | |
1 | Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой. | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Стадия вызова. Деление объектов на две группы. | Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. | Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания. | 2 |
3 | Актуализация знаний. | Фиксирует информацию. | Выполняют задания на основе полученных знаний. | 6 |
4 | Вхождение в тему. Постановка проблемы. | Организует работу в группах | Групповая работа. Классификация животных по группам. | 6 |
5 | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья обучающихся. | Динамическая пауза. | 2 |
6 | Решение проблемного вопроса. | Наблюдает, помогает. | Работа в группах. Исследовательская работа. | 10 |
7 | Коллективное обсуждение гипотезы. | Направляет, корректирует. | Выступления учащихся. | 7 |
8 | Закрепление. Кроссворд. | Побуждает к осмыслению, фиксирует. | Выполнение заданий. | 4 |
9 | Рефлексия. Подведение итога. | Оценка деятельности обучающихся. | Высказывание мнений об уроке. | 3 |
10 | Домашнее задание. | Разъяснение задания. | Запись в дневниках. | 3 |
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2минуты)
Звучит музыка «В мире животных» Слайд№2
Слово учителя
— Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих — всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
II. Стадия вызова (2 минуты)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня. Слайд№3.
— Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
III. Актуализация опорных знаний (6 минут)
— Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова «улетают», а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
— Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд№5
— Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
— Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.
IV. Вхождение в тему. (6минут)
(Тема и цель урока спрятаны в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
— Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
— Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
— А куда поместить змею и лягушку?
V.Физкультминутка. Игра «Рыба, птица, зверь». (2 минуты)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
VI. Решение проблемного вопроса. (10 минут)
Слайд№7. Остался открытым вопрос:
— Куда поместить змею и лягушку?
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Слайд№8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.
VII. Коллективное обсуждение гипотезы. (7 минут)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд№9-10
— Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
— Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – «пресмыкаются». Вот почему их назвали пресмыкающимися.
— Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
— Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп «земноводные» и «пресмыкающиеся». Слайд№11
VIII. Закрепление. (4 минуты)
— Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
2. Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
3. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
5. Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
6. Кто на своей голове лес носит? (Олень)
7. Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь)
8. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
— Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
— Назовите группы животных.
IX. Подведение итога. Рефлексия. (3 минуты)
На слайде №13 задание:
— Назвать все группы животных.
( Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.)
— Какой этап работы вам показался трудным? Почему?
— Какой этап работы вам показался интересным? Почему?
— Полезным был для вас урок или нет?
(После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)
X. Домашнее задание. (3 минуты)
— Приготовить проект: 1-ая группа по теме «Жизнь пресмыкающихся», 2-ая группа по теме «Жизнь земноводных».
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:
1. Введение.
2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).
3. Питание.
4. Места обитания.
5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).
6.Секреты выживания.
7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
Список литературы
1. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова , С.А.Трафимов «Окружающий мир», учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
2.Т.С.Гулуева, Н.В.Лободина «Окружающий мир», поурочные планы. Волгоград «Учитель», 2010.
3. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк «Исследовательская деятельность младших школьников». Волгоград «Учитель», 2008.