Технологическая карта урока
1.3 Открытый урок.
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по УМК Н.Ф. Виноградовой
«Состояние воды, её свойства»
Дата: 23.04.2014г.
Группа: класс -3 ФГОС
Учитель :Семёнова Татьяна Викторовны .
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: познакомить с естественнонаучными понятиями тело ,вещество, состояние воды,
развивающие: умение конкретизировать события, определять опытным путем свойства воды, развивать память, мышление, речь.
воспитывающие: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, чувство бережного отношения к окружающему миру,
воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: научить различать естественнонаучные понятия тело, вещество ,состояние воды, определять опытным путем свойства воды.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов УУД- универсальные учебные действия):
Личностные: самоопределение-демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; смыслообразование — самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: освоение способов определения предметов в пространстве.
Познавательные: общеучебные -ставить, формулировать и решать проблемы; предметные- знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды»
Коммуникативные: инициативное сотрудничество-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Используемая технология: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Информационно-технологические ресурсы: УМК «Мир музыки», книга «Окружающий мир, тест для закрепления материала, энциклопедия С. И. Ожегова
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) | |
1.этап мотивации к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Создать благоприятный психологический настрой на работу, создать заинтересованность в освоении дисциплины
| Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Предлагает учащимся прослушать фонограмму УМК «Мир музыки» П.И. Чайковский «Времена года. Апрель» | Подготовка класса к работе.
Делятся впечатлением о прослушанной музыке.
| Личностные результаты. Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
2.этап актуализации и пробного учебного действия; Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Актуализация опорных знаний и способов действий | На предыдущих уроках мы с вами знакомились с состоянием снега. 1.Определить состояние снега? 2.Где снег дольше не тает? Речевая разминка (рабочая тетрадь , с.36)
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя
-падает хлопьями, снежинками
-в лесу, в парке
Лед-это вода. Роса-это вода. Если из тучи идет вода, то это лед. Если вода замерзнет, то это лед. Если на деревьях иней-это вода | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли(К). Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П — логические) |
3.этап выявления места и причины затруднения; Цель этапа: обсуждение (почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем) | Обеспечение мотивации учения учащимися, принятия ими целей урока | Создаёт проблемную ситуацию — Какую форму имеет вода? Рассмотрите внимательно на слайде карточки со словами Тело. Вещество. -Как вы понимаете эти слова? | Энциклопедия С. И. Ожегова Тело-это все предмет, окружающие нас. Вещество-то, из чего состоит тело С помощью учителя формулирует проблему урока. Какую форму имеет вода? |
Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели (П-общеучебные ) Формулирование проблемы (П- логические) |
4.этап построения проекта выхода из затруднения; Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
| Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Опытно-экспериментальная работа. Проблемный диалог. -Как вы думаете, вода имеет форму? (На столе два разных по форме сосуда)
Физкультминутка
| Составляют план достижения цели. На основе материала учебника ( стр.88) Учащиеся отвечают на вопросы учителя -вода не имеет постоянной формы . Работа с информацией ( учебник, рисунки). Проводят исследования. Конструируют ответы. «Дождик.» Капля первая упала-кап! И вторая прибежала-кап! Мы на небо посмотрели- Капельки «кап-как» запели.
| Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, (П — моделирование) |
5.этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Цель этапа: усвоение учащимися правильного использования в речи естественнонаучных терминов | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы: | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Документ-камера, стр.24 учебника. Три состояния воды. 1«На дворе- горой А в избе-водой» 2«Зимнее стекло Водою потекло» 3 «Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок»
| Находят ответы на интерактивной доске (Снег, лед, туман) | Метапредметные результаты Контроль(Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнёра (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П.-общеучебные)
|
6.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Организует деятельность по применению новых знаний Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой(мини-тест) Лабораторная работа (модульная система эксперимента) Измерение температуры теплой и холодной воды | Самостоятельная работа при выполнении мини-теста Работа с опорным сигналом, самооценка.
Измерение температуры теплой и холодной воды (под руководством учителя)
| Метапредметные результаты Контроль, коррекция ,выделение, осознание усвоенного(Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
7.этап включения в систему знаний и повторения; Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
| Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся
| Включает музыку УМК «Мир музыки» «Апрель» Предлагает нарисовать капельки дождя | Самостоятельная творческая работа. Рисуют цветными карандашами капельки дождя | Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П.-общеучебные) Метапредметные результаты Контроль, коррекция ,выделение, осознание усвоенного(Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л)
|
8.Информация о домашнем задании Цель этапа: понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Организует получение индивидуального домашнего задания в соответствии с результатами самопроверки знаний, даёт при необходимости комментарии. В тетради на печатной основе. (с.36) -Нарисуй свои картинки и расскажи о значении воды | Запись в дневник и получение карточки ИДЗ. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л) |
9.этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности . | Инициировать рефлексию учащихся по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися в группе | – Какую проблему мы решали на уроке? -Приведите примеры воды в разных состояниях. – Какова роль этих открытий ? Так какая сегодня была тема урока? Учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: 1.Какую цель ставили? 2.Удалось достичь поставленной цели? 3.Каким способом? 4.Что вызвало особые затруднения? 5.Где можно применить новые знания? 6.Называют ключевые слова темы. Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывает своё настроение, изменилось ли оно на уроке.
| Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности (Л) |