Урок внеклассного чтения в 8 классе

Устный журнал

Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Гимназия №13» г.Магадан

Харина Наталья Геннадьевна

Содержание устного журнала.

  1. Редакторская колонка

(цели и задачи урока)

  1. Справочный раздел

(словарная работа)

  1. Викторина «Знаете ли вы басни И.А. Крылова»?

  2. Биографический очерк

«И.А. Крылов — баснописец».

  1. Обзорная статья

«Исторические события и жанр басни».

  1. Аннотация басни «Раздел».

  2. Рецензия на басню «Кот и повар».

  3. Басня «Ворона и Курица»:

история создания, выразительное чтение.

  1. Басня «Ворона и Курица»:

история создания, выразительное чтение.

  1. Слово – мастеру выразительного чтения

(прослушивание записи фонохрестоматии басни «Обзор в исполнении А. Покровской»).

  1. Интервью с критиком

(работа со статьей учебника: В.И. Коровин о басне «Обоз»).

  1. Рецензия на басню «Щука и кот».

  2. Открытая трибуна:

чтение и обсуждение басни «Волк на псарне».

Страница 1

Ход урока:

Редакторская колонка

(вступительное слово учителя; сообщение темы и целей рока).

Цели урока:

Образовательные:

— расширение знаний учеников о баснописце И.А. Крылове;

— знакомство с исторической основой басен И.А. Крылова об

Отечественной войне 1812 года;

— повторение литературоведческих понятий.

Развивающая:

— развитие навыков анализа текста, выразительного чтения.

Воспитывающая:

— воспитание уважительного отношения к истории родной страны.

под пером баснописца

Нашего Крылова живые

Басни превращались в

Живую историю.

С. Глинка

(издатель «Русского вестника»)

Целеполагание:

повторение понятий, знакомство с фактами биографии И.А. Крылова, связанными с событиями Отечественной войны 1812 года, прослушивание басен, беседа по содержанию, рецензирование, изучение статьи учебника, анализ текста, чтение наизусть, викторина.

Сегодня мы с вами станем авторами и слушателями рубрик тематического устного журнала «Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года». В ходе создания журнала мы расширим знания об Иване Андреевиче Крылове, познакомимся с новыми баснями и их исторической основой, повторим литературоведческие понятия, продолжим работу над выразительностью чтения. Надеюсь, вы хорошо подготовились к озвучиванию своих страниц.

Когда мы говорим о баснях, первое, что приходит в голову, имя «дедушки Крылова». А между тем басня как жанр родилась в Древней Греции. Основоположником басни считается Эзоп, живший в VI веке до н.э. Басни писали античные авторы: Гесиод, Гораций, Плутарх; в XVII веке этот жанр возвеличил француз Лафонтен, а в России в то же время сочиняли басни А.П. Сумароков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев. Но высшего расцвета басня достигла, конечно же, в творчестве И.А. Крылова в начале XIX века.

— Что же такое басня?

— Каковы особенности этого жанра?

— В чем секрет долголетия басен И.А. Крылова?

Ответы на эти вопросы мы найдем на следующих страницах журнала.

И начнем мы с повторения литературоведческих понятий. В этом нам поможет страничка «Справочный раздел».

Страница 2

Справочный раздел

(словарная работа)

Басня – этический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания.

Аллегория – вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе.

Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, людей, явлений и т.п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.

Мораль – нравоучительный смысл басни (в начальный или заключительных строках).

В чем же заключаются особенности басен Крылова?

Басни И.А. Крылова глубоко национальны по форме и своему философскому, историческому, социальному и нравственному содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи. Каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим его положению, психологии, характеру.

Благодаря афористической точности, меткости, простоте, многие строки басен Крылова стали пословицами и поговорками. Вы их наверняка знаете и помните. А если забыли, вспомнить некоторые из них вам поможет викторина, подготовленная нашими корреспондентами из отдела «Досуг и развлечения».

Страница 3

Викторина

«Знаете ли вы басни И.А. Крылова»?

  1. Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

  1. «У сильного всегда бессильный виноват».

  2. «Ты все пела? Это дело.

Так поди же попляши!»

  1. «Ай, моська! Знать она сильна,

Что лает на слона!»

  1. «Слона-то я и не приметил».

  2. «Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку».

  1. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник»

  1. «А ларчик просто открывался».

  2. «Услужливый дурак опаснее врага».

  3. «Хоть видит око

Да зуб неймет».

  1. «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

  2. «Сильнее кошки зверя нет!»

  3. «Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим».

«Волк и ягненок».

«Стрекоза и муравей».

«Слон и моська».

«Любопытный».

«Кукушка и петух».

«Щука и Кот».

«Ларчик».

«Пустынник и Медведь».

«Лисица и виноград».

«Ворона и лисица».

«Мышь и крыса».

«Волк и лисица».

Победитель получает звание и медаль «Знаток басен Крылова».

Чтобы понять, что послужило развитию интереса Ивана Андреевича к жанру басни и народному языку, прослушаем краткий биографический очерк.

Страница 4

Биографический очерк.

И.А. Крылов родился в 1769 году в семье офицера, который был 13 лет простым солдатом. Интересно, что во время Пугачевского восстания отец будущего писателя «служил» помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре, однако, последовала многомесячная осада и самого Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытывали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину.

Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Они и поддерживали первое время ту любовь к книгам, которую испытывал Иван Андреевич с самого раннего детства.

Одиннадцатилетнему Крылову приходилось каждое утро вместо того, чтобы идти в гимназию, отправляться в тверской губернский сад, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты. Только так он мог позволить себе купить книгу.

Но именно в это время ему повезло однажды оказаться на торговой площади в толпе простого народа, где ему вдруг «пробило ухо», и он открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор особое его удовольствие заключалось в том, чтобы вслушиваться и вслушиваться в нее, растворившись в толпе.

Известно, что Крылов был весьма одаренным от природы человеком: отлично рисовал, играл на скрипке, при чтении своих басен легко перевоплощался в их героев, изучал математику, овладел древнегреческим языком, чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, увлекался русским языком и литературой.

С 13 лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Далеко не сразу Крылов нашел свой род литературы. Первый успех ждал его только в 37 лет. Но уже к 1812 году баснописец выиграл на конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке.

Известно, что всенародную известность и почетное звание «дедушка Крылов» Иван Андреевич получил за цикл басен об Отечественной войне 1812 года.

О том, как басни связаны с историческими событиями мы узнаем, прослушав обзорную статью на тему: «исторические события и жанр басни».

Страница 5

Обзорная статья «Исторические события и жанр басни».

Вернемся к особенностям басен Крылова. Это новизна образа рассказчика, его умение смотреть на жизнь глазами персонажей. Басни Крылова отражают мудрость и житейскую философию народа. Многие басни написаны по какому-то определенному поводу. Сегодня мы познакомимся с баснями, созданными во время Отечественной войны 1812 года. Почему? Ровно 200 лет назад происходили события этой войны, которые нашли отражение в произведениях многих поэтов и писателей XIX века. И в Крылове войны вызвала большой патриотический подъем, выразившийся в создании знаменитых басен: «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».

Перед Наполеоном, развязавшим эту войну, трепетала вся Европа. Страх угнетающе действовал и на российского императора Александра I. В июне 1812 года армия Наполеона перешла Неман, вторглась в Россию и лавиной покатилась в глубь страны.

Страница 6

Рецензия на басню «Раздел».

Наполеон с боями продвигался вперед. Русская армия отступала. Генерал Багратион в отчаянии писал главнокомандующему Москвы графу Ростопчину: «По-моему, видно, что государю угодно, чтобы вся Россия была занята неприятелем».

Так думал не один Багратион. Многие возмущались трусостью царя и поведением его приближенных, выдававших себя за патриотов. Военный пожар, охвативший страну, поставил под угрозу существование русского государства, а они, забыв об опасности, занимались распрями и передрягами из-за своих личных интересов.

Мудрым напоминанием «торгашам», делившим барыши в горящем дому, прозвучала басня Крылова «Раздел». В ней он рассказал коротенькую историю о том, как азартные до наживы люди, забыв, что в доме пожар, спорили и шумели до тех пор, пока их не охватило дымом и «все они со всем добром своим согрели». И, словно подчеркивая и без того ясное сравнение торгашей с корыстолюбивыми генералами, баснописец заключал:

В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает

О выгоде своей.

Обычно даже в черновиках своих басен Крылов старался не оставлять следов, о чем или о ком именно написана басня. Но на сей раз он был слишком взволнован, и перо его невольно начертало на полях рядом с неразборчивыми строками какую-то безымянную фигуру в генеральском мундире.

Сотни тысяч русских людей готовы были стать грудью на защиту отечества. Но Александр I еще надеялся договориться с Наполеоном и униженно предлагал ему мир. Однако слабые голоса дипломатов заглушались пушечной канонадой.

Страница 7

Рецензия на басню «Кот и повар».

В эти грозные дни Крылов выступил с басней «Кот и Повар». Она тут же разошлась по рукам. Автор убеждал правительство «речей не тратить по-пустому», не уговаривать жадного кота Ваську, а употребить против него силу. В коте Ваське все увидели Наполеона, в поваре – Александра I.

Давайте послушаем эту басню и оценим ее по-новому, с учетом полученной информации.

Текст басни «Кот и Повар».

«Басни», с. 83-84.

— А сейчас мы послушает историю о создании басни «Ворона и Курица».

Страница 8

Создание басни «Ворона и Курица».

Басня стала острым оружием борьбы Крылова – патриота. Он живо откликался на все важнейшие события войны.

Всеобщее возмущение нерешительными действиями командования вынудило Александра I поручит армию генералу Кутузову – человеку, которого государь ненавидел. Но солдаты любили старика полководца – для них он был «дедушка Кутузов». Узнав о смене главнокомандующего, Наполеон назвал Кутузова «строй северной лисой», и, когда эти слова донесли Михаилу Илларионовичу, он, смеясь, сказал, что постарается оправдать столь лестный отзыв. Кутузову верили все, кроме высших правительственных кругов.

Крылов понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что Кутузову нелегко добиться перелома в ходе военных событий, но этого не хотели понимать сливки петербургского общества, требовавшие от Кутузова немедленного наступления, решительного сражения и победы. Однако полководец избрал другую тактику. Он продолжал отступление, одновременно подтягивая резервы, обеспечивая тылы, поддерживая дух армии.

В ста двенадцати верстах от Москвы Кутузов остановил армию и решил принять бой, которого так добивался Наполеон.

Это была знаменитая битва при Бородине. После боя французские войска отодвинулись, Наполеону казалось, что теперь Кутузов, ободренный успехом, свяжет свои руки дальнейшим боями, но полководец обманул расчеты императора и отошел к Москве, надеясь на подход свежих сил, т.е. на вооруженный народ, пылавший ненавистью к захватчикам. Но Александр I и его приближенные боялись народа больше, чем Наполеона.

Об этом знал и Крылов, и многие другие люди того времени. Правительство Москвы отказалось выдать оружие народному ополчению. Москва была обречена.

Царь обвинял Кутузова в том, что он уклонялся от встреч с неприятелем, угрожал, что ему придется «дать ответ оскорбленному отечеству в потере Москвы».

Но каждый день, проведенный Наполеоном в Москве, приближал неизбежную развязку. Лишь очень немногие сумели разгадать хитрый и дальновидный маневр Кутузова. Среди этих немногих был И.А. Крылов.

Словно не зная мнения официальных кругов о Кутузове, — а его клеймили едва ли не преступником, — Крылов «написал басню «Ворона и Курица».

Страница 9

Басня «Ворона и Курица» навеяна карикатурой И. Теребенева «Французский вороний суп». В том же номере журнала, в котором была помещена карикатура, была заметка: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон…».

«Ворона и Курица».

Этот рассказ о только что минувших днях: безвестная курица-домоседка уходила из Москвы, чтобы не оставаться с французами, но Ворона, не собираясь пускаться в дальний путь, заявляла:

Я здесь останусь смело,

Вот ваши сестры, как хотят;

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А, может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!

Конец басни известен – он породил пословицу «Попался, как ворона в суп». Этой басней Крылов казнил предателей-дворян, богатых купцов и авантюристов, которые оставались в Москве, примеряясь с нашествием неприятеля.

Но не для их обличения была написана басня. Не конец ее важен, а начало. Начиналась же она так:

Когда Смоленский князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил…

Это начало разрушило общепринятые басенные приемы. В басне никогда не называли имен, а лишь подразумевали их в аллегорических образах. Крылов отбросил в сторону все маски. Он защищал честь князя Смоленского – Кутузова, прямо называя его имя. Оставление Москвы, по откровенному мнению баснописца, было не стратегической ошибкой, а делом полководческого искусства – Москва стала сетью, в которой запутался Наполеон. И выбраться из этой сети ему было невозможно.

Страница 10

Интервью с критиком

«Обоз». (Работа со статьей В.И. Коровина).

В дни, когда уже явно определился исход войны, каждое решение Кутузова подвергалось насмешливой и злобной критике: Ростопчин обвинял полководца в дряхлости и сонливости, генерал Толь требовал большей быстроты движения, а сам Александр поносил полководца за его осторожность и медлительность.

На все это Крылов ответил басней «Обоз», напечатанной в ноябрьском номере журнала «Сын отечества».

Сначала прослушаем саму басню в исполнении мастера художественного слова Алины Покровской.

  1. Прослушивание фонозаписи басни «Обоз».

На следующей странице нашего журнала помещено интервью читателя с критиком В.И. Коровиным о басне «Обоз».

Страница 11

  1. Работа с отрывком из критической статьи В.И. Коровина «О басне Обоз» (стр. 86 учебника).

Читатель:

Критик:

Читатель:

Критик:

Читатель:

Критик:

Читатель:

Критик:

Читатель:

Критик:

— Скажите, пожалуйста, уважаемый критик, в чем аллегория басни?

— Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону.

— Что оправдывает, что порицает баснописец?

— Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам.

— Кого олицетворяет «лошадь молодая»?

— Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

— Кто подразумевается под образом «коня доброго»?

— Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.

— В какой части басня намекает на проигранное Александром I в войне 1805-1807 годов Аустерлицкое сражение?

— Слова: «А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намек

на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

В морали басни скрывалась ядовитая ирония, направленная на «напроказившего» доносчика – генерала Беннигсена, которого Наполеон разгромил при Фринланде, а также «напроказившего» в Аустерлице Александра I. Эти «проказы» стоили России очень дорого – в этих сражениях она потеряла свыше 60 тысяч человек. А мудрый и осторожный Хозяин продолжал свое дело, неуклонно двинаясь к поставленной цели – истребить врага «до последней черты возможности».

— Спасибо за интервью.

А мы обратимся к басне «Щука и Кот». Вашему вниманию предлагается рецензия на эту басню.

Страница 12

Басня «Щука и Кот». (Рецензия).

Басня «Щука и Кот» — отклик на упущенную адмиралом Чичаговым, ненавидящим Кутузова, возможность захвата в плен Наполеона при переправе через реку Березину. Наполеон строил фальшивые мости и внушал адмиралу мысль, что именно здесь, у города Борисова, где располагалась армия Чичагова, и будет проходить переправа.

Однако настоящая переправа сооружалась севернее Борисова, у деревни Студенка. Кутузов уведомил об этом маневре Наполеона Чичагова. Но тот опоздал. Подоспей он вовремя, гибель французской армии была бы окончательной, и сам Наполеон попался бы ему в руки.

Это опоздание вызвало взрыв негодования в обществе и стало поводом к написанию басни «Щука и Кот».

Адмирал Чичагов сравнивается с сапожником, взявшимся за пироги. Он называл его упрямым и вздорным человеком, который любит браться за чужое ремесло и готов скорее стать посмешищем всего света, «чем у честных и знающих людей спросить разумного совета».

Но начало самой басни было еще злее этого вступления с его знаменитой фразой, обратившейся в пословицу: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», и почти напрямик говорил, о ком и о чем идет речь.

Зубастой щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло…

Щука – это адмирал, водоплавающая персона. Кот – добродушный, спокойный мастер своего дела, — это Кутузов, мыши-грызуны – французы. Идя на охоту со Щукой (автор не знает, «завистью ль ее лукавый мучил, иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?»), Кот допытывался, известна ли Щуке эта работа, и советует ей не осрамиться. Но самонадеянная Щука не обращает внимания на предупреждение: «Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей». В результате такой самоуверенности Щука после «охоты» осталась чуть жива,

И крысы хвост у ней отъели.

Этой невинной, но весьма обидной строкой Крылов напоминал незадачливому адмиралу о том, как он, выйдя на «охоту» за Наполеоном, потерял свой «хвост» в городе Борисове.

Но самая знаменитая басня периода Отечественной войны «Волк на псарне».

Сначала мы прослушаем выразительное чтение этой басни наизусть, а затем обсудим ее содержание.

Страница 13

Открытая трибуна. «Волк на псарне». Обсуждение басни.

Кутузов своими действиями заставил Наполеона не просто оставить сожженную Москву, но и вынудил его отступать по страшной Смоленской дороге через сожженные им же города и разоренные деревни.

В эти дни вышла басня Крылова «Волк на псарне». Она пользовалась небывалым успехом. Её знала наизусть вся Россия.

Чтение наизусть басни «Волк на псарне».

Беседа:

— Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года?

(Каждая строка басни отвечала живым событиям дня: попытками Волка – Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как Волк «думал залезть в овчарню, попал на псарню» со всех сторон был окружен гончими. В сером каждый мог узнать Наполеона, а в переговорах Волка с Ловчим – дипломатические попытки Наполеона договориться с Кутузовым).

— Каким изображен Волк в этой басне?

(«серый забияка», «вор», «мой хитрец», «старинный сват и кум», «сосед»).

— Как можно объяснить такое обилие наименований?

(стремлением дать более точную характеристику).

— Связано ли обилие эпитетов – наименований Волка с ситуацией, в которую попадает герой?

(Да, связано. Наполеон стремится с наименьшими потерями возвратиться во Францию, с помощью хитрости избежать ответственности за содеянное. Дважды он пытался вступить в переговоры с Александром I, посылал к Кутузову графа Лористона, бывшего посла Франции в России, с предложением мира. Кутузов ответил отказом).

— Почему в басне так настойчиво фиксируется серый цвет?

(Во-первых, это цвет серого походного сюртука Наполеона. Во-вторых, стремление снизить оценку претендующего на необычность героя, подчеркнуть его непримечательность).

— Каким представляется Ловчий?

(Опытный, седой, мудрый, понимающий все хитрости неприятеля).

Крылов отдал басню жене Кутузова, княгине Катерине Ильиничне. Она тут ее отослала ее в армию.

После сражения под Красным Кутузов объехал войска, поздравляя из с победой, а замет, улыбаясь, вытащил из кармана сложенную вчетверо бумагу:

— Вот послушайте, какую мне пристал побасенку наш краснобай Крылов, — и, развернув листок, начал читать.

Кутузова слушали, сдерживая дыхание. Дойдя до стиха: «Ты сер, а я, приятель, сед» — генерал снял свою фуражку, и все, увидев его серебристые седины, не могли удержаться от восторженных восклицаний. Когда же он прочел последние слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

Крылатое имя поэта облетело всю армию. Никто так прямо и ясно не высказывал своих опасений и тревог за судьбу России и не защищал с такой смелостью старого полководца, которого осуждал сам царь.

Закрыта последняя страница нашего журнала. Мы убедились в том, что басни Крылова честно и смело отражали события Отечественной войны 1812 года.

Подведем итог.

Итог:

— Какую роль могут играть басни в осмыслении обществом исторических событий?

Тесная связь сюжета и образов с событиями истории не лишала басню тех свойств и качеств, которые делают ее одним из самых прочных и длительно существующих жанров. Это можно подтвердить судьбой басни «Волк на псарне». Она была очень популярна во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Литература:

  1. О.Н. Козак. Литературные викторины. – СПб. : Союз, 1999.

  2. И.А. Крылов. Басни. : М., Художественная литература, 1983.

  3. Литература. 8 кл. : Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 3-е изд., — М. : Дрофа, 2002. – с. 96-99.

  4. Иван Сергеев. Крылов : М., Детская литература, 1966. – с. 212-228.

  5. В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 84-86.

  6. Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе : 8 класс. – М. : ВАКО, 2008. – с. 35-41.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here