Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа№2 г.Благовещенск
Технологическая карта урока «Окружающий мир»
Тема урока : Карта России.
Учитель: Спасибина Т.Г
Класс:4
Познакомить с картой России. Исследовать основные формы поверхности России, дать им характеристику. Определить географическое положение Башкортостана. | |
Образовательные
| Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер. |
Развивающие
| Развивать умение заниматься исследовательской деятельностью, использовать материал учебника и дополнительные источники- энциклопедии, интернет. |
Воспитательные
| Воспитывать интерес к предмету окружающий мир, чувство любви к Родине |
Тип урока
| Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок- исследование |
Опорные понятия, термины | Карта и план, масштаб, географическая карта |
Новые понятия
| Границы страны , названия морей и океанов, омывающих границы России, условные обозначения высоты гор, названия гор, равнин, рек, озёр России |
Формы работы
| Индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах |
Формируемые УУД:
| Предметные: Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер. Метапредметные: Познавательные : определять тему урока, ориентироваться в своей системе знаний- отличать новое от уже известного, учиться добывать новые знания, использовать учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности. Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания ; , уметь сравнивать изображение на карте в учебнике и в контурной карте , умение анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу. Коммуникативные : формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка |
Используемые ресурсы: | Учебник Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов « Окружающий мир», презентация к уроку, методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||
I Организационный момент Мотивация. (5мин) Слайд1
Регулятивные УУД | -Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, коллеги! Сегодня к нам на урок окружающего мира пришли гости, учителя нашей школы. Я хотела бы, чтобы вы поработали активно, дружно, показали свои знания , а также сделали для себя новые открытия, которые помогут вам в дальнейшем обучении и в жизни. Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься. «Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной. Он знает мир не понаслышке – вдоль — поперек его прошел. О том, что видел — пишет в книжках, что где услышал, что нашел. Без путешествий он не может- ведь мир прекрасный так велик! О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_____________ (Путешественник) — Кто такой путешественник? Чему вы можете научиться на уроке? — Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. Рассмотрите карту самоанализа урока, за каждый этап вы будете ставить 1балл за верное выполнение и 0 баллов невыполненное или ошибочно выполнено. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Знакомятся с картой самоанализа урока Карта самоанализа Фамилия, имя учащегося, класс
| |||||||||||||
II Актуализация знаний(7мин) Слайд2,3,4
Предметные УУД
Коммуникативные УУД | — Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?
Кроссворд: По горизонтали: 1. Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?(Материк) По вертикали: 2. Как называется материк, на котором находится Россия? |
Проверка по образцу :
Взаимопроверка в парах
Ответы По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.
| |||||||||||||
III.Определение темы урока и постановка цели
5мин
Предметные УУД Регулятивные УУД |
Это слова из гимна России. Ведь не зря так поётся в этой песне. Территория России очень велика. Здесь можно встретить такое разнообразие природы, что сам удивишься. Сегодня мы отправимся в путешествие, не выходя из класса. В этом нам поможет… А с чьей помощью мы можем совершить это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Карта) илиМоря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать -нельзя, земля есть пахать – нельзя. Что это? (Карта) -Можете вы назвать тему нашего урока? -А для чего вам нужно знать карту России? Правильно. Учитель вывешивает физическую карту России. Словарная работа: 1.Географическая карта 2. Масштаб 3. Меридианы и паралели 4.Условные знаки 5.Граница Вывод: Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения
| 1. Географическая карта- это сильно уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными обозначениями
2.Сначала повторим как определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, восток и запад). Север на картах – всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа
3.Учащиеся показывают условные знаки на карточках: 1ряд-зелёный-низменности 2ряд-коричневый- возвышенности 3ряд-голубой – водные ресурсы
4. Учащиеся отгадывают загадки о полезных ископаемых «Он черный и блестящий Людям помощник настоящий Он несет в дома тепло, от него в домах светло Помогает плавить стали, делать краски и эмали.» (Уголь)
«На кухне у мамы – помощник отличный Он синим цветком расцветает от спички». (Газ)
«В воде родится, а воды боится». (Соль)
«Без неё не поедет мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это». (Нефть)
«Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца». (Гранит)
5.Читают по словарю новое слово ГРАНИЦА
| |||||||||||||
IV Физминутка (5мин) | Учитель танцев. | Танцуют | |||||||||||||
V.Практическая работа (15мин) Слайд7 | Далее работа с настенной картой (учитель), дети – с картой на странице учебника Определение границ России. Таким образом, протяжённость территории России с севера на юг — около 5000 км, с запада на восток — приближается к 10 000 км. Общая протяжённость границ России превышает 60 тысяч км (из них более половины — морские границы); границы России на севере и на востоке — морские, на юге и на западе — в основном сухопутные. 2. Работа в группах Тема исследования: 1.Площадь равнин 2.Высота гор 3.Длина рек и глубина озёр Работа по алгоритму: 1группа — Какая равнина самая большая по площади? 2группа Назвать горы , плоскогорье –Какие горы самые высокие в России? 3группа. Назвать водные ресурсы. – Как называется самая длинная река России?
Определение географического положения Башкортостана. | 1.Показ учителем, учащиеся сравнивают по кальке 2.Учащиеся рассказывают по рефератам о выполненном задании, затем приклеивают названия в контурных картах, делают выводы по работе каждой группы. 3.Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа, расположена на Южном Урале, на стыке Европы и Азии.
.
| |||||||||||||
VI.Итог урока Рефлексия (5мин) | Что нового узнали? Теперь я знаю, сколько… Я смогу найти… Я запомню, что… *Что понравилось на уроке? Подведение итогов по карте оценивания. | Встанут те, кто получил «5 и 4» Молодцы! Наклейте лучик на солнце, соответствующий вашему впечатлению от урока –оранжевый радостное настроение, соответствующее вашей работе на уроке или чёрный цвет, выражающий недовольство, плохое настроение. | |||||||||||||
VII. Домашнее задание(2мин) | П.р.-практическая работа 1уровень С.123-125 ,п.р. 2уровень С.123-125 , реферат о городе России или Башкортостана 3уровень стр.123-125, сочинение о Родине | Выберите посильное домашнее задание и запишите в дневник. |