Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа№2 г.Благовещенск

Технологическая карта урока «Окружающий мир»

Тема урока : Карта России.

Учитель: Спасибина Т.Г

Класс:4

Цели урока:

Познакомить с картой России. Исследовать основные формы поверхности России, дать им характеристику. Определить географическое положение Башкортостана.

Образовательные

Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер.

Развивающие

Развивать умение заниматься исследовательской деятельностью, использовать материал учебника и дополнительные источники- энциклопедии, интернет.

Воспитательные

Воспитывать интерес к предмету окружающий мир, чувство любви к Родине

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок- исследование

Опорные понятия, термины

Карта и план, масштаб, географическая карта

Новые понятия

Границы страны , названия морей и океанов, омывающих границы России, условные обозначения высоты гор, названия гор, равнин, рек, озёр России

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах

Формируемые УУД:

Предметные: Познакомить с физической картой России, основными формами поверхности России. Определить географическое положение Башкортостана. Формировать умение работать с картой, ознакомить ребят с местонахождением равнин, гор, морей, озер.

Метапредметные: Познавательные : определять тему урока, ориентироваться в своей системе знаний- отличать новое от уже известного, учиться добывать новые знания, использовать учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формировать познавательные интересы ; совершенствование всех видов речевой деятельности. Регулятивные : формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания ; , уметь сравнивать изображение на карте в учебнике и в контурной карте , умение анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.

Коммуникативные : формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка

Используемые ресурсы:

Учебник Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов « Окружающий мир», презентация к уроку,

методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный

момент

Мотивация.

(5мин)

Слайд1

Регулятивные УУД

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, коллеги! Сегодня к нам на урок окружающего мира пришли гости, учителя нашей школы. Я хотела бы, чтобы вы поработали активно, дружно, показали свои знания , а также сделали для себя новые открытия, которые помогут вам в дальнейшем обучении и в жизни.

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке – вдоль — поперек его прошел.

О том, что видел — пишет в книжках, что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может- ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_____________ (Путешественник)

 — Кто такой путешественник? Чему вы можете научиться на уроке?

— Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины.

Рассмотрите карту самоанализа урока, за каждый этап вы будете ставить 1балл за верное выполнение и 0 баллов невыполненное или ошибочно выполнено.

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.

Знакомятся с картой самоанализа урока

Карта самоанализа

Фамилия, имя учащегося, класс

1.Загадка

2.Кроссворд

3.Условные знаки

4. Работа по карте у доски

5. Работа в контурной карте

Итого:

II Актуализация знаний(7мин)

Слайд2,3,4

Предметные УУД

Коммуникативные УУД

— Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?

Кроссворд:

По горизонтали:

1. Как называется огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой?(Материк)
3. Как называются участки суши, которые поднимаются над океанами и морями очень высоко?
4. Название океана.

По вертикали:

2. Как называется материк, на котором находится Россия?
3. Модель Земли.

Проверка по образцу :

Взаимопроверка в парах

Ответы

По горизонтали: 1. Материк. 3. Горы. 4. Индийский.
По вертикали: 2. Евразия. 3. Глобус.

III.Определение темы урока и постановка цели

5мин

Предметные УУД

Регулятивные УУД

Это слова из гимна России. Ведь не зря так поётся в этой песне. Территория России очень велика. Здесь можно встретить такое разнообразие природы, что сам удивишься. Сегодня мы отправимся в путешествие, не выходя из класса. В этом нам поможет… А с чьей помощью мы можем совершить это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды. (Карта) илиМоря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать -нельзя, земля есть пахать – нельзя. Что это? (Карта)

-Можете вы назвать тему нашего урока?

-А для чего вам нужно знать карту России?

Правильно. Учитель вывешивает физическую карту России.

Словарная работа:

1.Географическая карта

2. Масштаб

3. Меридианы и паралели

4.Условные знаки

5.Граница

Вывод:

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения

1. Географическая карта- это сильно уменьшенное изображение земной поверхности принятыми условными обозначениями

2.Сначала повторим как определять по карте стороны горизонта. Перечислите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, восток и запад). Север на картах – всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа

3.Учащиеся показывают условные знаки на карточках:

1ряд-зелёный-низменности

2ряд-коричневый- возвышенности

3ряд-голубой – водные ресурсы

4. Учащиеся отгадывают загадки о полезных ископаемых

«Он черный и блестящий

Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло, от него в домах светло

Помогает плавить стали, делать краски и эмали.»    (Уголь)

 

«На кухне у мамы – помощник отличный

Он синим цветком расцветает от спички».    (Газ)

 

«В воде родится, а воды боится».   (Соль)

 

  «Без неё  не поедет  мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это».   (Нефть)

 

  «Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца».     (Гранит)

 

5.Читают по словарю новое слово ГРАНИЦА

IV Физминутка (5мин)

Учитель танцев.

Танцуют

V.Практическая работа (15мин)

Слайд7

Далее работа с настенной картой (учитель), дети – с картой на странице учебника

Определение границ России.

Таким образом, протяжённость территории России с севера на юг — около 5000 км, с запада на восток — приближается к 10 000 км. Общая протяжённость границ России превышает 60 тысяч км (из них более половины — морские границы); границы России на севере и на востоке — морские, на юге и на западе — в основном сухопутные.

2. Работа в группах

Тема исследования:

1.Площадь равнин

2.Высота гор

3.Длина рек и глубина озёр

Работа по алгоритму:

1группа — Какая равнина самая большая по площади?

2группа Назвать горы , плоскогорье –Какие горы самые высокие в России?

3группа. Назвать водные ресурсы. – Как называется самая длинная река России?

Определение географического положения Башкортостана.

1.Показ учителем, учащиеся сравнивают по кальке

2.Учащиеся рассказывают по рефератам о выполненном задании, затем приклеивают названия в контурных картах, делают выводы по работе каждой группы.

3.Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа, расположена на Южном Урале, на стыке Европы и Азии.

.

VI.Итог урока

Рефлексия (5мин)

Что нового узнали? Теперь я знаю, сколько…

Я смогу найти…

Я запомню, что…

*Что понравилось на уроке?

Подведение итогов по карте оценивания.

Встанут те, кто получил «5 и 4» Молодцы!

Наклейте лучик на солнце, соответствующий вашему впечатлению от урока –оранжевый радостное настроение, соответствующее вашей работе на уроке или чёрный цвет, выражающий недовольство, плохое настроение.

VII. Домашнее задание(2мин)

П.р.-практическая работа

1уровень С.123-125 ,п.р.

2уровень С.123-125 , реферат о городе России или Башкортостана

3уровень стр.123-125, сочинение о Родине

Выберите посильное домашнее задание и запишите в дневник.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here