1. Репина Марина Васильевна

  2. МБОУ «Ляховская СОШ» Владимирская область, Меленковский район

  3. Учитель начальных классов

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс

Ф.И.О. учителя: Репина М.В.

Предметная область: окружающий мир

Класс: 2

Автор учебника: Окружающий мир 2 класс (Начальная школа 21 века) автор Н.Ф.Виноградова

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: Кустарники. Знакомые – незнакомцы.

Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о кустарниках с использованием научной информации.

Планируемые результаты

Предметные результаты: знать об особенностях кустарников, уметь устанавливать особенности деревьев и кустарников.

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности, а также уважительного отношения к иному мнению; становление и развитие разностороннее развитой и гармоничной личности.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: овладение базовыми предметными понятиями, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации в процессе рассуждения; умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности .

Регулятивные УУД

Понимание учебной задачи и стремление ее выполнить на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что еще неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: текстов, иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи; умение слушать своих товарищей, уважительно относится к позиции другого, совершенствование коммуникативных умений в процессе публичного выступления перед классом; формирование осознанного построения речевого высказывания в устной форме.

Средства (оборудование): презентация, раздаточный материал: карточки с растениями, информационные карты, инструкционные карты, листы А-3, веточки кустарников, проектор, ноутбуки.

Технологии, используемые на уроке: ИКТ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке нас ждут новые открытия.

Давайте повернемся к своему соседу и пожелаем друг другу удачи. А так же поприветствуем наших гостей.

Дети приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

— нацеливание на успешную работу.

2

Актуализация ранее изученного материала

Ребята, скажите, пожалуйста, над какой темой мы сейчас работаем?

Проверка домашнего задания

Правильно, мы познакомились с деревьями.

К сегодняшнему уроку вы готовили материалы по изученной теме – это презентация, выступление, коллаж. Сейчас мы вас послушаем.

Дети отвечают на вопрос . Среда обитания. Лес.

Выставка работ учащихся

Выступление учащихся

Коммуникативные:

умение слушать и слышать друг друга;

— высказывать свои мысли.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

3

Постановка учебной задачи.

Ребята, вы узнаете много нового и интересного, будете дружно работать в парах, группах. Постарайтесь уважать мнение каждого. Пожелаю вам успехов.

Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся сегодня.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Вы догадались, что это? Как называется этот дом? Почему его называют домом, для кого это дом?

Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одними представителями леса, а какими вы догадаетесь сами. Поиграем в игру «Жители леса»

Я называю жителей, а вы говорите, к какой категории они относятся.

Береза — ? (дерево), лисица — ? (зверь), кукушка — ? (птица), сосна — ? (дерево), колокольчик – ? (цветок), барбарис — ? , масленок — ? (Гриб), бабочка — ? (насекомое), калина -?, сирень — ?

У каких названий вы не смогли определить категорию?

Прочитай Катя определение, что такое кустарник.

Какая же тема и задача нашего урока?

Задачу урока вынести на доску

Правильно. Запомните задачу урока, в конце урока мы к ней вернемся.

Дети отгадывают загадку о лесе.

Дом для жителей леса

Игра «Жители леса»

Дети отвечают на вопросы.

Возникает проблема барбарис, калина, сирень. Что это? Учимся определять представителей леса кроме деревьев.

Определяют задачу урока:

Учимся определять кустарники как средний этаж леса

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою версию, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учетом сделанных ошибок.

Регулятивные:

— оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку,

— уметь перерабатывать полученную информацию.

Регулятивные:

— нацеливание на успешную работу.

— выполнять задание в соответствии с поставленной целью

4.

Открытие нового знания.

Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и изучите информацию. Чем же деревья отличаются от кустарников? Сделайте вывод.

Поделитесь своими выводами с друзьями-одноклассниками.

Есть ли у растений такие части, которыми они существенно отличаются друг от друга?

Посмотрите на изображения наших растений: барбарис, калина. Какая у них категория?

Кустарники почти все, которые встречаются в наших лесах, растения листопадные. Лишь некоторые из кустарников – вечнозеленые, например можжевельник. Общая черта всех лесных кустарников – это теневыносливость. Ведь им приходится жить под пологом деревьев, сравнительно мало света. В лесу они не только нормально растут, но даже цветут и плодоносят. Правда вне леса, на открытом месте, кустарники развиваются значительно лучше. И мы сейчас в этом убедимся.

Учимся определять кустарники как средний этаж леса

На партах листы с изображением дерева и кустарника. Учащиеся рассматривают рисунки и делают вывод об отличии дерева и кустарника.

Вывод: один твердый ствол – дерево,

Несколько твердых – кустарники.

Дети делают вывод: барбарис, калина – это кустарники.

Регулятивные:

— оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Регулятивные:

анализировать собственную работу.

— принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

5.

Работа в группах.

Кустарники мы можем встретить не только в лесу, но и рядом с нами. Это наши знакомые-незнакомцы, а что это за незнакомцы вы узнаете, поработав в группах.

Давайте вспомним, правила работы в группе.

Критерии оценивания работ.

Сейчас вы поделитесь на группы.

У командира секретная карточка, он ищет изображение плода этого кустарника у одноклассников и собирает свою команду, занять свою позицию.

Возьмите инструкционные карты и

Следуя пунктам плана, начните работу.

Дети делятся на группы и изучают полученную информацию.

Повторяем правила работы в группе.

Критерии оценивания работ.

Выполняют работу по инструкционной карте в группах.

Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

— при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

— строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

Регулятивные:

— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: формировать умение перерабатывать информацию и делать выводы.

6.

Отчеты каждой группы по своим информационным листам.

Показ слайда для каждой группы

Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали

На доске надпись: КУСТАРНИКИ

Капитаны отчитываются

кустарники

работы

детей

Коммуникативные:

— задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

— понимать на слух текст и ответы одноклассников.

— участвовать в обсуждении содержания данного текста.

7.

Итог урока.

Вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке, и ответьте на вопросы теста, который вам предлагается.

В начале урока мы поставили цель – познакомиться с кустарниками и научиться их отличать от дерева. Так достигли мы своей цели?

Кто выполнил все правильно – молодцы, а если есть ошибки, что-то опустили, то мы вместе разберемся.

Выполняют тест на компьютерах.

Регулятивные:

— осуществлять пошаговый и итоговый контроль

— уметь оценивать правильность выполнения действий.

8.

Рефлексия.

Чем был необычен наш урок?

У вас на столах лежат по 2 листочка: зеленый и желтый. Если вы получили удовольствие от работы на уроке, то выберите зеленый листочек. Если для вас урок был обычным и ничего нового не узнали, то выберите желтый листочек. Выбранные листочки прикрепите к веточке.

Информацию вы получали сами.

Дети показывают выбранные ими листочки и прикрепляют их к веточке.

регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя

Познавательные: учащиеся обобщают полученные знания

9.

Домашнее задание.

Предлагаю вам дома найти интересную информацию о любом кустарнике леса, сада и приготовить рассказ для следующего урока. Наша выставка пополнится новыми экспонатами.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны. Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх.

Как говорят: кто имеет отличные знания – тот богат!

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Личностные:

демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки

Инструкционная карта (войлочная вишня)

  1. Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)

  2. Исследуйте информацию по плану:

  • Рассмотрите веточки

  • Выберите название

  1. Откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение, название кустарника.

  2. Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.

  • Адрес проживания

  • Родина

  • Характеристика (высота, цвет листьев, урожайность, масса плода, продолжительность жизни)

  1. Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию.

  2. Изучите информацию о полезных свойствах войлочной вишни пункт 2:

  • Народная медицина

  • Кулинарные особенности

  1. Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию. Картинки.

  2. Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: фото, название, адрес проживания, родина, высота, масса плода, продолжительность жизни, применение: кулинария, медицина.

Инструкционная карта (крыжовник)

1. Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)

2. Исследуйте информацию по плану:

  • Рассмотрите веточки

  • Выберите название

3. откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение кустарника, название

4. Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.

  • Адрес проживания

  • Родина

  • Характеристика (вид куста, высота, количество ветвей, плод, сорта)

5. Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию

6. Изучите информацию о полезных свойствах (крыжовник) под цифрой 2

  • Народная медицина

  • Кулинарные особенности

7. Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию (картинки),

8. Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: название, фото, адрес проживания, родина, описание, применение: кулинария, медицина

Инструкционная карта (черная смородина)

1. Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)

2. Исследуйте информацию по плану:

  • Рассмотрите веточки

  • Выберите название

3. откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение кустарника, название

4. Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.

  • Адрес проживания

  • Родина

  • Характеристика (родина, высота, происхождение названия, продолжительность жизни, полив)

5. Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию

6. Изучите информацию о полезных свойствах (черная смородина)

  • Народная медицина

  • Кулинарные особенности

5. Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию,(картинки)

6. Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: название, фото, адрес проживания, родина, высота, происхождение названия, продолжительность жизни, полив

Информационная карта (Войлочная вишня)

Родиной войлочной вишни является Китай. Именно оттуда ее сразу завезли на Дальний Восток. Здесь она прижилась и показала отличную зимостойкость. Далее в Европейскую часть страны войлочная вишня попала в начале текущего столетия в двадцатые годы.

Войлочная вишня представляет собой кустарниковое растение, высотой до двух метров. Листья у вишни тёмно-зеленого цвета, овальной формы, сильно опушенные. Куст вишни в среднем живет до 15 лет. Плоды войлочной вишни средней массы около 3грамм. Цветки бело-розовые в диаметре до 2,5 сантиметров. Плод – костяника овальной формы, красного цвета, покрытые небольшим пушком, сладкие, слегка с кислинкой. Все части растения – почки, листья, плоды, побеги покрыты опушением в виде войлока, отсюда и название – «войлочная»

Созревают плоды в июне-июле месяце. Войлочная вишня дает высокую урожайность, достигающую до 10 килограммов с куста, максимально до 20кг.

Полезные блюда из вишни войлочной:

Сок с мякотью, компот, варенье, пироги

В народной медицине плоды войлочной вишни используют как потогонное, жаропонижающее, противопростудное средство. Обладают успокаивающими действиями. Используют как профилактическое диетическое средство.

Информационная карта (Крыжовник)

Крыжовник – многолетний кустарник. Высотой до полутора метров, побеги колючие, куст состоит из 20-25 плодоносящих ветвей. Плод крыжовника- ложная ягода, разной величин, формы, окраски, вкуса. Крыжовник — хороший медонос. Для сада лучшие сорта крыжовника – яровой, куршу дзинтарс, малахит, щедрый.

Родина крыжовника – Средняя и Южная Европа. Первые сведения о крыжовнике содержатся в трудах древнеримских историков. Уже в 11 веке его разводили на Руси в монастырских садах. Выделяются посадкой Нижегородская, Московская, Петербургская области.

Крыжовник – одна из ценных скороспелых культур. Его называют северным виноградом. В переводе с английского слово переводится как «гусиная ягода», а в немецком языке крыжовник означает – христов тёрн. Сегодня в России выращивают более 100 сортов.

В качестве лекарственного сырья используют ягоды крыжовника, заготавливаемые в июле-августе, которые богаты витаминами.

В народной медицине используется при заболеваниях желудка, диетическое питание, витаминное средство, вяжущее средство. Особенно полезен крыжовник детям и пожилым людям. Свежие ягоды полезны, выздоравливающим, после тяжелых заболеваний.

В кулинарии используют ягоды разной степени зрелости: недозрелый, зрелый, но еще твердый для компота, полузрелый – для варенья, зрелый – для десерта, пироги.

Информационная карта (Черная смородина)

Родина черной смородины – Центральная Европа и Азия.

Название Черной смородины произошло от древнерусского слова «смородь», что означало сильный запах.

Черная смородина – влаголюбивая культура, лучше растет и плодоносит в незатененных местах. Смородину нужно достаточно часто поливать. Черная смородина хорошо плодоносит на одном месте до 12 -15 лет. Куст состоит из большого числа разновозрастных веток. Высота кустарника черной смородины 1, 2 метра. Важная особенность смородины то, что она способна давать при соприкосновении веток с рыхлой и влажной почвой корни. Корни залегают неглубоко на глубину 10-40 сантиметров.

Садоводы уделяют смородине большое внимание. Она зимостойка, устойчива к некоторым грибковым заболеваниям, скороплодна, высокоурожайна, плодоносит ежегодно. Ягоды черной смородины отличаются высоким содержанием витаминов.

Черная смородина полезна при простудных заболеваниях, средство при авитаминозе.

Используют ягоды смородины, как в свежем, так и перерабатывают: варенье, соки, компоты, пироги.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here