-
Репина Марина Васильевна
-
МБОУ «Ляховская СОШ» Владимирская область, Меленковский район
-
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс
Ф.И.О. учителя: Репина М.В.
Предметная область: окружающий мир
Класс: 2
Автор учебника: Окружающий мир 2 класс (Начальная школа 21 века) автор Н.Ф.Виноградова
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: Кустарники. Знакомые – незнакомцы.
Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о кустарниках с использованием научной информации.
Планируемые результаты
Предметные результаты: знать об особенностях кустарников, уметь устанавливать особенности деревьев и кустарников.
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности, а также уважительного отношения к иному мнению; становление и развитие разностороннее развитой и гармоничной личности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: овладение базовыми предметными понятиями, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации в процессе рассуждения; умение осуществлять самоконтроль результатов деятельности .
Регулятивные УУД
Понимание учебной задачи и стремление ее выполнить на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение того, что еще неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладение способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников: текстов, иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи; умение слушать своих товарищей, уважительно относится к позиции другого, совершенствование коммуникативных умений в процессе публичного выступления перед классом; формирование осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
Средства (оборудование): презентация, раздаточный материал: карточки с растениями, информационные карты, инструкционные карты, листы А-3, веточки кустарников, проектор, ноутбуки.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | Организационный момент.
Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке нас ждут новые открытия.
Давайте повернемся к своему соседу и пожелаем друг другу удачи. А так же поприветствуем наших гостей.
| Дети приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. |
Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: — нацеливание на успешную работу.
|
2 | Актуализация ранее изученного материала
Ребята, скажите, пожалуйста, над какой темой мы сейчас работаем?
Проверка домашнего задания Правильно, мы познакомились с деревьями. К сегодняшнему уроку вы готовили материалы по изученной теме – это презентация, выступление, коллаж. Сейчас мы вас послушаем.
| Дети отвечают на вопрос . Среда обитания. Лес.
Выставка работ учащихся
Выступление учащихся |
Коммуникативные: —умение слушать и слышать друг друга; — высказывать свои мысли.
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
3 | Постановка учебной задачи.
Ребята, вы узнаете много нового и интересного, будете дружно работать в парах, группах. Постарайтесь уважать мнение каждого. Пожелаю вам успехов. Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся сегодня. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.
Вы догадались, что это? Как называется этот дом? Почему его называют домом, для кого это дом? Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одними представителями леса, а какими вы догадаетесь сами. Поиграем в игру «Жители леса» Я называю жителей, а вы говорите, к какой категории они относятся. Береза — ? (дерево), лисица — ? (зверь), кукушка — ? (птица), сосна — ? (дерево), колокольчик – ? (цветок), барбарис — ? , масленок — ? (Гриб), бабочка — ? (насекомое), калина -?, сирень — ?
У каких названий вы не смогли определить категорию?
Прочитай Катя определение, что такое кустарник.
Какая же тема и задача нашего урока?
Задачу урока вынести на доску
Правильно. Запомните задачу урока, в конце урока мы к ней вернемся.
|
Дети отгадывают загадку о лесе.
Дом для жителей леса
Игра «Жители леса»
Дети отвечают на вопросы.
Возникает проблема барбарис, калина, сирень. Что это? Учимся определять представителей леса кроме деревьев.
Определяют задачу урока: Учимся определять кустарники как средний этаж леса |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою версию, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения с учетом сделанных ошибок.
Регулятивные: — оценивать результаты своей работы.
Познавательные: — выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку, — уметь перерабатывать полученную информацию.
Регулятивные: — нацеливание на успешную работу. — выполнять задание в соответствии с поставленной целью
|
4. | Открытие нового знания.
Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и изучите информацию. Чем же деревья отличаются от кустарников? Сделайте вывод. Поделитесь своими выводами с друзьями-одноклассниками.
Есть ли у растений такие части, которыми они существенно отличаются друг от друга?
Посмотрите на изображения наших растений: барбарис, калина. Какая у них категория?
Кустарники почти все, которые встречаются в наших лесах, растения листопадные. Лишь некоторые из кустарников – вечнозеленые, например можжевельник. Общая черта всех лесных кустарников – это теневыносливость. Ведь им приходится жить под пологом деревьев, сравнительно мало света. В лесу они не только нормально растут, но даже цветут и плодоносят. Правда вне леса, на открытом месте, кустарники развиваются значительно лучше. И мы сейчас в этом убедимся.
|
Учимся определять кустарники как средний этаж леса На партах листы с изображением дерева и кустарника. Учащиеся рассматривают рисунки и делают вывод об отличии дерева и кустарника.
Вывод: один твердый ствол – дерево, Несколько твердых – кустарники.
Дети делают вывод: барбарис, калина – это кустарники. |
Регулятивные: — оценивать результаты своей работы.
Познавательные: — выявлять сходство и различие объектов, -объединять в группы по признаку.
Регулятивные: —анализировать собственную работу. — принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.
|
5. |
Работа в группах.
Кустарники мы можем встретить не только в лесу, но и рядом с нами. Это наши знакомые-незнакомцы, а что это за незнакомцы вы узнаете, поработав в группах.
Давайте вспомним, правила работы в группе.
Критерии оценивания работ.
Сейчас вы поделитесь на группы. У командира секретная карточка, он ищет изображение плода этого кустарника у одноклассников и собирает свою команду, занять свою позицию.
Возьмите инструкционные карты и Следуя пунктам плана, начните работу.
|
Дети делятся на группы и изучают полученную информацию.
Повторяем правила работы в группе.
Критерии оценивания работ.
Выполняют работу по инструкционной карте в группах. | Коммуникативные: — умение заслушивать выступления других. — при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. — строить высказывания, понятные для других.
Регулятивные: — осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: —знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.
Регулятивные: — контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками. — выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: формировать умение перерабатывать информацию и делать выводы. |
6. | Отчеты каждой группы по своим информационным листам.
Показ слайда для каждой группы Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали
На доске надпись: КУСТАРНИКИ
| Капитаны отчитываются кустарники
работы детей | Коммуникативные: — задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером. — понимать на слух текст и ответы одноклассников. — участвовать в обсуждении содержания данного текста.
|
7. | Итог урока. Вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке, и ответьте на вопросы теста, который вам предлагается.
В начале урока мы поставили цель – познакомиться с кустарниками и научиться их отличать от дерева. Так достигли мы своей цели?
Кто выполнил все правильно – молодцы, а если есть ошибки, что-то опустили, то мы вместе разберемся. |
Выполняют тест на компьютерах.
|
Регулятивные: — осуществлять пошаговый и итоговый контроль — уметь оценивать правильность выполнения действий.
|
8. | Рефлексия.
Чем был необычен наш урок? У вас на столах лежат по 2 листочка: зеленый и желтый. Если вы получили удовольствие от работы на уроке, то выберите зеленый листочек. Если для вас урок был обычным и ничего нового не узнали, то выберите желтый листочек. Выбранные листочки прикрепите к веточке. |
Информацию вы получали сами.
Дети показывают выбранные ими листочки и прикрепляют их к веточке. |
регулятивные: — адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: учащиеся обобщают полученные знания |
9. |
Домашнее задание.
Предлагаю вам дома найти интересную информацию о любом кустарнике леса, сада и приготовить рассказ для следующего урока. Наша выставка пополнится новыми экспонатами.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны. Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Как говорят: кто имеет отличные знания – тот богат!
Спасибо за урок! |
Записывают домашнее задание |
Личностные: — демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки |
Инструкционная карта (войлочная вишня)
-
Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)
-
Исследуйте информацию по плану:
-
Рассмотрите веточки
-
Выберите название
-
Откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение, название кустарника.
-
Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.
-
Адрес проживания
-
Родина
-
Характеристика (высота, цвет листьев, урожайность, масса плода, продолжительность жизни)
-
Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию.
-
Изучите информацию о полезных свойствах войлочной вишни пункт 2:
-
Народная медицина
-
Кулинарные особенности
-
Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию. Картинки.
-
Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: фото, название, адрес проживания, родина, высота, масса плода, продолжительность жизни, применение: кулинария, медицина.
Инструкционная карта (крыжовник)
1. Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)
2. Исследуйте информацию по плану:
-
Рассмотрите веточки
-
Выберите название
3. откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение кустарника, название
4. Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.
-
Адрес проживания
-
Родина
-
Характеристика (вид куста, высота, количество ветвей, плод, сорта)
5. Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию
6. Изучите информацию о полезных свойствах (крыжовник) под цифрой 2
-
Народная медицина
-
Кулинарные особенности
7. Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию (картинки),
8. Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: название, фото, адрес проживания, родина, описание, применение: кулинария, медицина
Инструкционная карта (черная смородина)
1. Распределите роли в группе (чтец, исследователь, оформитель, выступающий)
2. Исследуйте информацию по плану:
-
Рассмотрите веточки
-
Выберите название
3. откройте конверт белого цвета: найдите верное изображение кустарника, название
4. Прочитайте текст на информационном листе под цифрой 1 и выделите нужную информацию с помощью помет.
-
Адрес проживания
-
Родина
-
Характеристика (родина, высота, происхождение названия, продолжительность жизни, полив)
5. Откройте конверт красного цвета и выберите нужную информацию
6. Изучите информацию о полезных свойствах (черная смородина)
-
Народная медицина
-
Кулинарные особенности
5. Откройте конверт синего цвета и выберите нужную информацию,(картинки)
6. Приготовьтесь поделиться своей информацией с одноклассниками по плану: название, фото, адрес проживания, родина, высота, происхождение названия, продолжительность жизни, полив
Информационная карта (Войлочная вишня)
Родиной войлочной вишни является Китай. Именно оттуда ее сразу завезли на Дальний Восток. Здесь она прижилась и показала отличную зимостойкость. Далее в Европейскую часть страны войлочная вишня попала в начале текущего столетия в двадцатые годы.
Войлочная вишня представляет собой кустарниковое растение, высотой до двух метров. Листья у вишни тёмно-зеленого цвета, овальной формы, сильно опушенные. Куст вишни в среднем живет до 15 лет. Плоды войлочной вишни средней массы около 3грамм. Цветки бело-розовые в диаметре до 2,5 сантиметров. Плод – костяника овальной формы, красного цвета, покрытые небольшим пушком, сладкие, слегка с кислинкой. Все части растения – почки, листья, плоды, побеги покрыты опушением в виде войлока, отсюда и название – «войлочная»
Созревают плоды в июне-июле месяце. Войлочная вишня дает высокую урожайность, достигающую до 10 килограммов с куста, максимально до 20кг.
Полезные блюда из вишни войлочной:
Сок с мякотью, компот, варенье, пироги
В народной медицине плоды войлочной вишни используют как потогонное, жаропонижающее, противопростудное средство. Обладают успокаивающими действиями. Используют как профилактическое диетическое средство.
Информационная карта (Крыжовник)
Крыжовник – многолетний кустарник. Высотой до полутора метров, побеги колючие, куст состоит из 20-25 плодоносящих ветвей. Плод крыжовника- ложная ягода, разной величин, формы, окраски, вкуса. Крыжовник — хороший медонос. Для сада лучшие сорта крыжовника – яровой, куршу дзинтарс, малахит, щедрый.
Родина крыжовника – Средняя и Южная Европа. Первые сведения о крыжовнике содержатся в трудах древнеримских историков. Уже в 11 веке его разводили на Руси в монастырских садах. Выделяются посадкой Нижегородская, Московская, Петербургская области.
Крыжовник – одна из ценных скороспелых культур. Его называют северным виноградом. В переводе с английского слово переводится как «гусиная ягода», а в немецком языке крыжовник означает – христов тёрн. Сегодня в России выращивают более 100 сортов.
В качестве лекарственного сырья используют ягоды крыжовника, заготавливаемые в июле-августе, которые богаты витаминами.
В народной медицине используется при заболеваниях желудка, диетическое питание, витаминное средство, вяжущее средство. Особенно полезен крыжовник детям и пожилым людям. Свежие ягоды полезны, выздоравливающим, после тяжелых заболеваний.
В кулинарии используют ягоды разной степени зрелости: недозрелый, зрелый, но еще твердый для компота, полузрелый – для варенья, зрелый – для десерта, пироги.
Информационная карта (Черная смородина)
Родина черной смородины – Центральная Европа и Азия.
Название Черной смородины произошло от древнерусского слова «смородь», что означало сильный запах.
Черная смородина – влаголюбивая культура, лучше растет и плодоносит в незатененных местах. Смородину нужно достаточно часто поливать. Черная смородина хорошо плодоносит на одном месте до 12 -15 лет. Куст состоит из большого числа разновозрастных веток. Высота кустарника черной смородины 1, 2 метра. Важная особенность смородины то, что она способна давать при соприкосновении веток с рыхлой и влажной почвой корни. Корни залегают неглубоко на глубину 10-40 сантиметров.
Садоводы уделяют смородине большое внимание. Она зимостойка, устойчива к некоторым грибковым заболеваниям, скороплодна, высокоурожайна, плодоносит ежегодно. Ягоды черной смородины отличаются высоким содержанием витаминов.
Черная смородина полезна при простудных заболеваниях, средство при авитаминозе.
Используют ягоды смородины, как в свежем, так и перерабатывают: варенье, соки, компоты, пироги.