


















муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева
Чухломского муниципального района Костромской области
Урок окружающего мира во 2 классе
«Расти здоровым»
Автор: Скворцова Е.Н.
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
с. Судай
2014 г.
-
Предмет: Окружающий мир
-
УМК «Перспективная начальная школа»
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник, часть 2.
-
Класс: 2 класс
-
Учитель: Скворцова Е.Н.
-
Тема: « Расти здоровым»
-
Планируемый результат:
Предметные: сформировать у учащихся представление о важности здоровья для человека; объяснить основные условия
здорового образа жизни
Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.
Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, в карточках. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
7.Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, программа SMART Notebook, карточки для групповой работы, карточки-яблочки для показа настроения.
Технологическая карта урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: — создание эмоционального настроя — актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности;
| Здравствуйте, ребята. Начинается урок окружающего мира Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Подержите руку соседа по парте несколько секунд в своей руке и поделитесь с ним своим теплом, улыбнитесь друг другу. Покажите настроение с помощью яблочков: Зелёное — радость, бодрость, готовность к работе Жёлтое – тревога, усталость Красное – грусть, нежелание трудиться. Я желаю вам хорошего настроения и успехов.
| Создает эмоциональный настрой на урок
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Настраиваются на работу на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Организационный момент. — создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | — Проверьте своё рабочее место (учебник, , ручка, простой карандаш,) — Всё ли готово к началу урока? | Проверяет готовность обучающихся к уроку.
| Организуют своё рабочее место.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний Обобщение знания детей о здоровье человека, для чего оно необходимо человеку.
| Однажды Маша и Миша играли в «объяснялки». (Слайд 1) Маша спросила Мишу, о чем идет речь: «Если его нет, то и нет радости. Без него не жизнь, а существование». «Его всегда желают друг другу, особенно в письмах». «Его не купишь ни за какие деньги». Миша догадался, а Вы догадались? — Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда… А что надо знать и выполнять, чтобы расти здоровыми? (Слайд2)
|
Учитель задаёт вопросы
Корзина идей |
Отвечают на вопрос
Предлагают идеи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание | — сформулируйте тему урока « Расти здоровыми» (Слайд 3) — Что мы должны сегодня узнать на уроке? На доске: УЗНАТЬ
НАУЧИТЬСЯ:
| Организует формулировку темы и целей урока детьми. Озвучивает тему
| С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап Открытия нового знания | Составление кластера (Приложение 1) Расти здоровым
Соблюдать условия
Режим дня, закаливание Правильное питание
Личная гигиена Бережное отношение к здоровью
1. – Чтобы узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым, мы будем сегодня работать в группах. Вспомним правила работы в группе а) организация работы в группах (слайд4) каждой группе предлагаются задания б) знакомство с заданиями,(приложение 1) в) работа по подготовке ответа -4 – 5 мин г)организаторы выбирают опорные слова для кластера 2. Выступления каждой группы Расти здоровым
Соблюдать условия
Режим дня, закаливание Правильное питание
Личная гигиена Бережное отношение к здоровью 1 группа: Правильное питание-полезное (слайд разнообразное регулярное (3-4 раза в день) 2группа: Личная гигиена —чистота рук и тела уборка помещения чистка зубов 3 группа: Режим дня, закаливание- выбор одежды по погоде и сезону обтирание, купание проветривание помещения чередование дел и отдыха 4группа: Бережное отношение к здоровью — охрана слуха, зрения отказ от вредных привычек | Учитель организует работу по составлению кластера
Каждой группе выдаётся карточка с заданием (Приложение2)
Учитель контролирует работу в группах | Учащиеся составляют на доске
Учащиеся повторяют правила работы в группе, распределяют роли -знакомятся с заданием Выполнение задания Спикер докладывает, после выступления организатор помещает информацию в кластер
Учащиеся делают выводы
Оценивание работы группы учащимися, учителем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 этап Физминутка | «В спортзал с пандой» http://infourok.ru/ | Учитель демонстрирует видеоролик | Учащиеся выполняют физкультминутку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап Закрепление приобретенных знаний Цель: — Обобщение знаний о соблюдении правил сохранения здоровья, правильном питании | Работа по учебнику Воспользуйтесь учебником окружающего мира (стр.52- 69) , и найдите рисунки людей, профессия и работа которых связана с заботой о здоровье детей (стр. 52-врач и повар; стр. 61-мама Маши и Миши готовит пищу и доит козу; стр. 69- учительница на уроке проводит со школьниками физкультминутку. По рисунку дети рассказывают, кто и как заботиться о здоровье детей:
Найдите ответ на вопрос: кто главный человек, который ежедневно заботиться о своём здоровье? Главный человек, который должен каждый день заботиться о своем здоровье, это он сам. — Почему в холодную погоду дети должны одеться теплее? — Почему очень важно не болеть простудными заболеваниями? Заслушаем сообщение (Приложение 3) — Почему важно заботиться о своем здоровье? Если не заботиться о здоровье, то будешь постоянно болеть, плохо себя чувствовать, это помешает вырасти здоровым человеком. Знаете ли вы, что некоторые болезни передаются от одного к другому через кашель, чихание, рукопожатие, общую посуду и полотенце? (сообщение учащегося). Слайд 7 презентации о гриппе А сейчас мы выполним тест Тест. Условия: У: — Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны с утверждением, то ставите «-«
У: — А теперь проверим ответы, ключ на слайде 8 презентации
Критерии оценивания :
+
Без ошибок-
1-2 ошибки — + 3 ошибки — ? Более 3 ошибок- —
|
Учитель подводит итог высказываниям учащихся
Учитель рассказывает детям о гриппе
Объясняет ход выполнения теста.
Учитель проецирует на слайд ключ ответов теста. |
Работают со статьёй учебника
Высказывают предположения, использую иллюстрации учебника
Мини – сообщения учащегося -приложение 2
Мини – сообщение Учащегося Приложение 3
Учащиеся выполняют тест.
Учащиеся выполняют взаимопроверку теста в парах (используя ключ проверки), оценивание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Итог урока.
Домашнее задание –слайд 9 (разноуровневое) по выбору
| Работа с пословицами – интерактивное задание Составь пословицы В здоровом теле — здоровый дух. Здоровью цены нет. Если хочешь быть здоров — закаляйся. Выводы по уроку — Какие правила надо соблюдать, чтобы расти здоровым?
1. создание памяток «расти здоровым» 2. конкурс рисунков 3. мини –проект «Мой режим дня»
|
Дает комментарий к домашнему заданию;
| Учащиеся на интерактивной доске составляют пословицы. Объясняют смысл
Учащиеся делают вывод
Записывают домашнее задание в дневник
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Перед вами дерево здоровья. Выберите соответствующее яблочку и поместите его на дерево(интерактивная доска) Зелёное яблоко — я считаю, что сделал всё правильно, у меня хорошее настроение.
Я говорю вам спасибо за урок и до свидания! Будьте здоровы! (СЛАЙД)
| Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отмечает степень вовлеченности учащихся Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
Осуществляют самооценку
|
Приложение1 (составляется на доске)
Кластер
Расти здоровым
Соблюдать условия
Режим дня, закаливание
Правильное питание
выбор одежды по погоде и сезону
обтирание, купание
проветривание помещения
чередование дел и отдыха
чистота рук и тела
уборка помещения
чистка зубов
Личная гигиена Бережное отношение к здоровью
охрана слуха, зрения
отказ от вредных привычек
полезное
разнообразное
регулярное (3-4 раза в день
Приложение 2 карточки с заданиями для групп
1 группа карточка №1
-
Распредели обязанности в группе
-
Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).
-
Регистратор (записывает результаты работы).
-
Спикер (докладывает результаты работы группы всему классу).
-
Прочитайте текст в учебнике Окружающий мир стр. 63 – 65
— Расскажите о правильном питании, опираясь на вопросы:
— зачем человек питается?
— какие продукты полезны для человека?
— как надо питаться (разнообразие, как часто)?
3. Выбери опорные слова для кластера
-
группа карточка №2
-
Распредели обязанности в группе
-
Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).
-
Регистратор (записывает результаты работы).
-
Спикер (докладывает результаты работы группы всему классу).
-
Прочитайте текст , подчеркните важное
Личная гигиена – это правила, которые выполняет каждый человек, чтобы содержать свое тело и жилище в чистоте и порядке.
Он это делает для того, чтобы в воздухе, которым мы дышим, в воде, которую пьем, а также на наших руках и теле есть микробы. От вредных микробов надо избавляться, ведь они, попадая внутрь организма, могут привести к болезни.
Мойте с мылом руки, лицо, ухаживайте за ногтями и волосами, содержите в чистоте тело и вещи, которые носите.
Не пользуйтесь чужими расческами, зубными щетками, полотенцами, спортивными костюмами, обувью и одеждой.
-
Расскажите о правилах личной гигиены, опираясь на вопросы:
— что такое личная гигиена?
— перечислите, что надо содержать в чистоте?
— какие вещи у человека должны быть личными?
— зачем надо соблюдать правила личной гигиены?
4. Выбери опорные слова для кластера
-
группа карточка №3
1.Распредели обязанности в группе
-
Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).
-
Регистратор (записывает результаты работы).
-
Спикер (докладывает результаты работы группы всему классу).
2.Прочитайте текст , подчеркните важное
Важно каждый день делать утреннюю зарядку, больше гулять, играть на улице в подвижные игры. Ведь движение укрепляет мышцы, укрепляет работу сердца, легких. Недаром говорят: «Движение – это жизнь».
Чтобы уберечься от простудных болезней, необходимо закаляться. Основные средства закаливания – это солнце, воздух и вода. Закаливание можно начинать в любое время года. Но закаляться нужно постепенно, если заболел – начни сначала. Доступные средства закаливания – обтирание, частое мытье ног в прохладной воде, одевание по погоде, прогулки на свежем воздухе в любое время года, а позже обливание водой, но под присмотром взрослых.
Режим – это распорядок дел в течение дня. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа и отдых чередовались. Если ложиться спать и вставать в разное время вы будете чувствовать усталость. Без отдыха вы будете быстро утомляться. Питание в одно и то же время подготовит организм к приему пищи. Режим дня – хороший помощник здоровью!
3.Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:
— почему, чтобы расти здоровым, надо заниматься физкультурой и много двигаться?
— почему надо закаляться и какие правила закаливания предложите ребятам?
— почему надо выполнять режим дня?
4. Выбери опорные слова для кластера
-
группа карточка №4
1.Распредели обязанности в группе
-
Организатор (следит за правильной работой группы, все ли участники выполняют свои обязанности).
-
Регистратор (записывает результаты работы).
-
Спикер (докладывает результаты работы группы всему классу).
-
Прочитайте информацию в учебнике окружающий мир, стр.57
2.Подготовьте рассказ, опираясь на вопросы:
— как уберечь зрение?
-как уберечь слух? (из своего опыта: шум, чистка острыми предметами)
— какой вред наносят здоровью вредные привычки? (прочитай информацию, отметь важное)
Дети хотят выглядеть взрослее, начинают курить, пить спиртные напитки, принимать наркотики. Очень быстро к ним привыкают и не думают о том, какой вред наносят здоровью. Яд проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и разрушает их. Больше всего страдает головной мозг. Ребенок глупеет, у него ухудшается память, наступает усталость. От наркотиков человек умирает очень быстро. Давайте скажем, НЕТ дурным привычкам и, будем расти здоровыми!
3. Выбери опорные слова для кластера
Приложение 3
Мини – сообщение:
Любое простудное заболевание снижает аппетит, вызывает слабость, насморк, кашель, боль. Это замедляет рост и развитие детей.
Когда дети здоровы, они не устают во время уроков, бодры и веселы во время перемен, быстро выполняют домашние задания. Они хорошо спят ночью и легко встают утром. Их организм хорошо растет и развивается.
Приложение 3 Сообщение учащегося.
Многие болезни вызывают крошечные живые существа- микробы. При кашле и чихание они попадают из организма больного в воздух. Люди, которые находятся рядом с таким человеком, вдыхают зараженный воздух. Опасные для здоровья микробы попадают в их тело. Если больной человек кашляет в классе, магазине, автобусе, то он может заразить много людей. Поэтому больным рекомендуется находиться дома, а при кашле или чихании прикрывать рот и нос носовым платком, сложенным в четыре раза.
Используемая литература и интернет – ресурсы:
1.Федотова О.Н Окружающий мир. 2 кл: учебник в 2 частях — М., Академкнига/Учебник,2012.
2.Федотова О.Н Окружающий мир. 2 кл: хрестоматия — М., Академкнига/Учебник,2012. Федотова О.Н Окружающий мир. 2 кл:
3. Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой,
4. Издательство 1 сентября.Преподавание в начальной школе. Урок окружающего мира по теме «Расти здоровым». 2-й класс Зайцева Наталья Владимировна, Колесникова Татьяна Петровна, Старикова Эльвира Викторовна.
5. Презентация профилактика гриппа
6.Физкульминутка сайт http://infourok.ru/
7.Раннее развитие детей сайт http://www.razumniki.ru/zdorov_pogovorka_poslovica.html