МБОУ «Клюквинская СОШИ»

Верхнекетского района Томской области

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Термометр и его устройство из раздела «Вода и ее свойства» (Урок № 3)

Оборудование:

  • Учебники: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. 1 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1— М.: Академкнига/Учебник, 2012.

  • Среда электронного обучения (индивидуальные нетбуки учеников),

  • Слайдовые презентации к уроку: наглядная презентация в среде SMART Board, тест в среде MS PowerPoint.

  • Термометры разного целевого назначения.

Учитель начальных классов

Новокрещенова Л.А.

2013 г.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися понятия «температура» и способе её измерения

Задачи:

Образовательные:

знакомство с устройством и работой жидкостного термометра;

формирование умений грамотно читать и записывать показания температуры, ориентироваться в окружающем мире, используя данные прогноза погоды.

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к своему здоровью;

формирование коммуникативных умений (работать в паре и в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения)

формирование умений аккуратно пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами.

Развивающие:

развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, работать с научным текстом), мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать, делать выводы по результатам простых опытов), умение работать с ЭОР;

развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые метапредметные результаты:

1)Формирование личностных УУД: адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2)Формирование регулятивных УУД: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование – составление плана действий (с помощью учителя); оценка (самооценка) — осознание учащимся качества и уровня усвоения, позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3)Формирование познавательных УУД: выполнение знаково-символических действий (моделирование) для выделения существенного и структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий — сравнение данных с целью определения общих признаков, распознавание объектов, наделённых «выведенными» существенными признаками; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование/опровержение.

4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения, работая в группе, в паре.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Структура и ход урока:

Этап урока.

Время

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент (3 мин.)

Презентация «Настроение» (интерактивная доска SMART)

Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок.

Организация рабочего места. Рефлексия и фиксация эмоционального настроя перед началом работы

Личностные (формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности)

 Проверка домашнего задания (5 мин.)

Тест «Свойства воды» (нетбуки)

Организация индивидуальной работы по прохождению теста по теме «Свойства воды»

Выполняют задание самостоятельно и представляют результат работы.

Коммуникативные (участие в учебном диалоге; сотрудничество с товарищами при проверке заданий: сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках и др.)

Познавательные (предварительный анализ и перевод на знаково-символический язык (модель)

— построение модели, соотнесение модели с реальностью)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5 мин.)

Постановка проблемного вопроса:

— на предыдущих уроках мы вспоминали свойства воды и знакомились с ее новыми свойствами;

— с помощью, каких органов чувств вы можете определить, теплая вода или холодная;

— можете ли вы с уверенностью сказать, что не ошиблись;

Отвечают на вопросы

(орган осязания – кожа)

Познавательные (выполнение логических действий)

Выявление

места и причины затруднений (постановка

учебной задачи)

( 5 мин.)

Презентация «Термометр» (интерактивная доска SMART)

Слайд 1.

Задачи:

— каким прибором можно определить температуру воды;

— что такое термометр;

— знание, какого свойства жидкости навело человека на мысль о создании термометра;

— познакомиться с устройством термометра;

— выяснить, какие бывают термометры;

— как правильно записывать температуру.

— организует проведение опыта (три стакана с водой: холодная со снегом, прохладная, теплая), палец левой руки – в холодную, палец правой – в теплую, затем быстро перенести палец левой руки – в прохладную;

Отвечают на вопросы:

— вода теплая или холодная;

— а теперь теплая или холодная;

— можно ли однозначно определить температуру воды, т.е. выяснить, как она нагрета;

Выдвигают гипотезы, формулируют вывод и ставят учебную задачу:

— узнать, каким прибором можно определить температуру воды;

— подумать, знание, какого свойства жидкости навело человека на мысль о создании термометра;

— познакомиться с устройством термометра;

— выяснить, какие бывают термометры;

— как правильно записывать температуру.

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Личностные (представление о границах собственного знания и «незнания»)

Физминутка(2 мин.)

Презентация «Веселый цыпленок» MS PowerPoint

Организует физическую деятельность детей в соответствии с требованиями СанПин

Выполняют предлагаемые упражнения

Самостоятельное добывание знаний(15 мин.)

Слайд 2

История появления термометра и его устройство

Слайд 3

Организует работу по учебнику:

Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии.

Откройте свои учебники на с. 63. Найдите определение термина «Термометр». (Словарик)

Что скажете? Какие «новые» слова нам встретились в тексте?

Просмотр слайдов презентации

Организация практической работы с термометрами в группах.

Извлекают информацию из текста и презентации,

Выполнение в группах практической работы (с. 66 учебника, записывают результаты в тетрадь).

Вывод: о разнице температуры теплой, холодной и горячей воды.

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать необходимую информацию из учебника, делать выводы по результатам простых опытов)

Применение новых знаний(5 мин.)

1.Чтение и сравнение температур.

2.Виды термометров

Слайд 4.

Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰

В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

Сравните:

+48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰

60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰

+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰

Слайд 5.

Виды термометров

— В каких единицах измерения записывают температуру?

Организует работу по сравнению температур (в парах):

— А зачем нам нужно знать температуру воздуха?

-Что показывает медицинский термометр (градусник)

-Инструктирует о технике безопасности при использовании ртутного термометра

Делают вывод о единицах измерения температуры.

Делают вывод о разнообразии термометров.

Демонстрация показаний температуры по заданию учителя.

Внимательное рассматривание термометров и ответ на вопрос.

Выполняют задание в парах (У. с. 67), делают вывод о роли знаний температуры в жизни человека.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, составлять небольшие устные монологические высказывания)

Познавательные (предварительный слуховой анализ и перевод на знаково-символический язык

— построение модели, соотнесение модели с реальностью)

Коммуникативные (организация учебного сотрудничества)

Закрепление (2 мин.)

Блиц – опрос.

— Какие виды термометров вы знаете?

— Как устроен термометр?

— В каких единицах измеряется температура?

— Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

— При какой температуре замерзает вода?

— Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

— Когда мы говорим мороз: — 20⁰ или -2⁰?

Для кого важна температура?

— Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения задания)

Личностные (самоанализ знаний)

Коммуникативные (строить понятные для высказывания, умение обосновывать, доказывать свою точку зрения)

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

( 3 мин.)

Слайд 1.

Организует беседу:

— Все ли задачи урока удалось решить

Что узнали нового?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Сможете ли удивить родителей тем, что узнали на уроке? Чем именно?

Кто или что вам помогало справиться? Какое задание особенно понравилось?

Кто доволен сегодня своей работой?

— Кто доволен работой одноклассников?

Отвечают на вопросы, отмечают свои результаты и результаты одноклассников.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Использованные ресурсы:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013г.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

5.Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://easyen.ru/

http://liubavyshka.ru/photo/

http://images.yandex.ru

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here