Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество учителя: Крюченко Елена Викторовна. Предмет: окружающий мир.Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания
«Земля рассказывает сама о себе» | ||
Цель: | Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о развитии Земли и жизни на ней посредством изучения различных источников | |
Задачи: |
Формирование УУД: через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной позиции к общечеловеческим ценностям, уважение к труду, культуре; посредством формирования регулятивных УУД осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе; через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
| |
| Предметные результаты | УУД |
Планируемый результат | Создать условия для формирования умений соотносить предметы с историческими этапами, устанавливать последовательность в развитии живой природы; выявлять соответствие между археологическими предметами и временем их применения. | Способствовать формированию универсальных учебных действий. Личностные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами |
Межпредметные связи | 1.Технология. Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси» 2. ИЗО. Музеи Москвы – исторический, палеонтологический | |
Ресурсы | 1.Учебник «Окружающий мир». Авторы — Н.Я. Дмитриева., А.Н.Казаков. Издательство «Фёдоров» 2012 г. часть 2, стр. 22 -23. 2. Презентация «Земля рассказывает сама о себе» 3. Раздаточный материал (конверты с пазлами для выполнения мозаики «Керамическая посуда Древней Руси») 4. Клей ( карандаш), бумага, конверты с пазлами. 5. Ящики с песком (монеты, купюры, аптекарские бутылочки, пластинки, черепки) 6. Технологические карты ученика. | |
Организация учебного пространства |
Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа |
|
| Планируемые результаты | ||||||
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога
| Деятельность учащихся | Предметные | УУД | |||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к УД |
| Настрой на дальнейшую работу.
| Проверяют готовность к уроку. Организация рабочего места. |
| Личностные: положительное отношение к школе, соблюдение основных моральных норм поведения на уроке. | |||
2. Актуализация знаний Цель: подготовить мышление к последующим шагамУД.
| — Прочитайте задание в технологической карте. Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка.
пещерный лев – лев
мамонт – слон
большерогий олень – олень
эласматерий – носорог
щитокрокодил – крокодил тарпан — лошадь
Тур – корова
Муфлон – овца Предлагается слайд
«Современные животные и их предки» Самопроверка
| Знакомит учащихся с технологической картой и предлагает ученикам выполнить задание: соотнести современных животных с их предками
Предлагает осуществить проверку, оценить свою работу в технологической карте | Работают в паре. Повторяют правила работы в паре
Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном | Оценивать результат приобретённых знаний, иметь представление о современных животных и их предках
Умение применять свои знания, полученные на предыдущем уроке | Личностные: самоопределение (мотивация учения);
Регулятивные: Оценивать результат своих действий
Коммуникативные: сотрудничество в паре с одноклассником
Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | |||
3. Выявление места и причины затруднений Цель: создать условия для формирования мотивации к изучению развития Земли и жизни на ней посредством различных источников | Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно? — Я смотрел такой мультфильм. — А мне бабушка об этом рассказывала. Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но, конечно, кто-то смелый, Их раскрыть всегда готов… По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе…
| Предлагает слайд № «Окаменелости» Вывешиваются карточки со словами «археологи», «палеонтологи»… («геологи», «историки»….) | Учащиеся читают слова | Знакомятся с профессиями. Выявление различных способов получения информации из различных источников | Познавательные: узнают профессии людей, раскрывающих тайны планеты Земля
Личностные: интерес к изучаемому материалу | |||
4.Изучение нового материала | Тема урока: «Земля рассказывает о себе» Откройте учебник на 22 странице. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли. Осторожно кисточками снимают слой вулканического пепла, песка. Что могут обнаружить археологи на раскопе? -Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты… А как вы думаете, зачем учёные это делают? — Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом. — Чтобы изучать историю Земли Археологи — это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений. Человек всегда оставляет следы своей жизнедеятельности в земле. Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое хранилище разнообразных вещей и сооружений. 1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины. 2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет. 3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя. 4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое. 5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет. Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях Демонстрируются слайды «Палеонтологический музей», «Исторический музей.» Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам. Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.
| Предлагает слайд с названием темы урока
Демонстрирует слайд №3 «Инструменты археолога»
Работа с иллюстрацией на 23стр. учебника
|
Предлагают свои варианты ответа.
| Установление соответствия между археологическими находками и временем их применения.
Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому материалу. | Познавательные находить нужную информацию в учебнике; считывать информацию с рисунков и иллюстраций; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | |||
IY.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: познакомить с керамической посудой Древней Руси, выполнить мозаику из пазлов; организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном | А из какого материала чаще всего делалась посуда в древности? (Камень, дерево, металл, глина.) – Как вы думаете, в каком состоянии находят археологи чаще всего посуду? (Посуда разбита на мелкие кусочки) -Археологам помогают реставраторы. Именно реставраторы соединяют, склеивают, восстанавливают найденные частички предметов. -Давайте попробуем соединить осколки посуды, и посмотрим, что у нас получиться. Для этого нам понадобятся клей и кисточки. — Вы любите играть в пазлы? Что нужно сделать, чтобы собрать предложенный рисунок? – (Соединить пазлы (части, кусочки, осколки) — Эту работу нужно выполнять аккуратно. Требуется соединить части так, чтобы получилось красиво. Хотите выступить в роли реставраторов? (Учащимся раздаются конверты, в которых содержатся разрезанные предметные картинки керамической посуды»)
Полевикгоршок — — керамический сосуд для носки питья в поле.
Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол.
Крынка — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол
Кувшин — глиняный, стеклянный или металлический сосуд для молока, кваса, воды.
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.). ……… (работа в парах)
| Предлагает учащимся выполнить мозаику и прочитать небольшой текст к данной картинке. | Учащиеся складывают пазлы
|
|
| |||
Практическая работа Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе ранее изученных знаний | Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов. Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки. Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города. (на партах коробочки с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, старые фото, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.) Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан. Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет ) (У каждой группы на парте карточка –«помогайка» с началом ответа) — на месте археологических раскопок был найден…. — мы считаем … — на основании данной находки, можно сделать вывод…. дети высказывают своё мнение о найденном предмете) Находки- монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины…. Каждой группе выдаётся информационный листок о находке |
|
|
| ||||
Рефлексия учебной деятельности (3мин)
| — Что нам сегодня «рассказала» Земля о себе? В земле хранится много различных предметов — Где Земля хранит свои тайны? В осадочных породах. — Какие силы создают слои земли? Ветер,вулканы, Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты — слои Земли. Пласт Земли — слой земли — Кто раскрывает тайны Земли? —Археологи, историки, реставраторы, палеонтологи и многие другие… — Чему учились на уроке, работая в парах? — Получили ли удовольствие, работая сообща?
|
|
|
| ||||
| Ах, как часто, глядя в поднебесье, Мы мечтаем покорить пространство. И, как маленькие принцы, в одночасье На других планетах оказаться. Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси, И, конечно же, ловить себя на мысли: Им с Землёю нашей не сравниться….
|
|
|
|
Домашнее задание.
Подумайте, может быть в вашем доме или доме ваших бабушек и дедушек сохранились интересные предметы. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками – может быть они расскажут вам еще о каких-нибудь предметах.