Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя: Крюченко Елена Викторовна. Предмет: окружающий мир.Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока

«Земля рассказывает сама о себе»

Цель:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о развитии Земли и жизни на ней посредством изучения различных источников

Задачи:

  • обозначить роль археологов, реставраторов, историков в восстановлении истории человеческого общества;

  • дать представление об археологии, как науки, изучающей быт и культуру древних народов;

  • познакомить с различными видами керамической посуды Древней Руси; восстановить, «отреставрировать» предложенные предметы ( Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»;

  • способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся;

  • формировать чувство ответственности и бережного отношения к историческому наследию;

  • создать условия для воспитания аккуратности и культуры общения.

Формирование УУД:

через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной позиции к общечеловеческим ценностям, уважение к труду, культуре;

посредством формирования регулятивных УУД осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе;

через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Предметные результаты

УУД

Планируемый результат

Создать условия для формирования умений соотносить предметы с историческими этапами, устанавливать последовательность в развитии живой природы; выявлять соответствие между археологическими предметами и временем их применения.

Способствовать формированию универсальных учебных действий.

Личностные:

  • обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;

  • осознания гражданской идентичности – «Я» — как житель планеты Земля.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные:

  • устанавливать последовательность в развитии живой природы;
    соотносить предметы с историческими этапами;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной практической работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами

Межпредметные связи

1.Технология. Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»

2. ИЗО. Музеи Москвы – исторический, палеонтологический

Ресурсы

1.Учебник «Окружающий мир». Авторы — Н.Я. Дмитриева., А.Н.Казаков. Издательство «Фёдоров» 2012 г. часть 2, стр. 22 -23.

2. Презентация «Земля рассказывает сама о себе»

3. Раздаточный материал (конверты с пазлами для выполнения мозаики «Керамическая посуда Древней Руси»)

4. Клей ( карандаш), бумага, конверты с пазлами.

5. Ящики с песком (монеты, купюры, аптекарские бутылочки, пластинки, черепки)

6. Технологические карты ученика.

Организация учебного пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа

Планируемые результаты

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к УД

Настрой на дальнейшую работу.

Проверяют готовность к уроку.

Организация рабочего места.

Личностные:

положительное отношение к школе, соблюдение основных моральных норм поведения на уроке.

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление к последующим шагамУД.

— Прочитайте задание в технологической карте.

Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка.

пещерный лев – лев

мамонт – слон

большерогий олень – олень

эласматерий – носорог

щитокрокодил – крокодил

тарпан — лошадь

Тур – корова

Муфлон – овца

Предлагается слайд

«Современные животные и их предки»

Самопроверка

Знакомит учащихся с технологической картой и предлагает ученикам выполнить задание: соотнести современных животных с их предками

Предлагает осуществить проверку, оценить свою работу в технологической карте

Работают в паре.

Повторяют правила работы в паре

Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном

Оценивать результат приобретённых знаний, иметь представление о современных животных и их предках

Умение применять свои знания, полученные на предыдущем уроке

Личностные: самоопределение (мотивация учения);

Регулятивные:

Оценивать результат своих действий

Коммуникативные: сотрудничество в паре с одноклассником

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3. Выявление места и причины затруднений

Цель: создать условия для формирования мотивации к изучению развития Земли

и жизни на ней посредством различных источников

Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно?

— Я смотрел такой мультфильм.

— А мне бабушка об этом рассказывала.

Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки.

Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов…

По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе

Предлагает слайд №

«Окаменелости»

Вывешиваются карточки со словами «археологи», «палеонтологи»… («геологи», «историки»….)

Учащиеся читают слова

Знакомятся с профессиями.

Выявление различных способов получения информации из различных источников

Познавательные:

узнают профессии людей, раскрывающих тайны планеты Земля

Личностные:

интерес к изучаемому материалу

4.Изучение нового материала

Тема урока: «Земля рассказывает о себе»

Откройте учебник на 22 странице. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли.

Осторожно кисточками снимают слой вулканического пепла, песка.

Что могут обнаружить археологи на раскопе?

-Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты…

А как вы думаете, зачем учёные это делают?

— Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.

— Чтобы изучать историю Земли

Археологи — это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

Человек всегда оставляет следы своей жизнедеятельности в земле. Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое хранилище разнообразных вещей и сооружений.

1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины.

2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет.

3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя.

4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое.

5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет.

Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях

Демонстрируются слайды

«Палеонтологический музей», «Исторический музей.»

Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

Предлагает слайд с названием темы урока

Демонстрирует слайд №3

«Инструменты археолога»

Работа с иллюстрацией на 23стр. учебника

Предлагают свои варианты ответа.

Установление соответствия между археологическими находками и временем их применения.

Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому материалу.

Познавательные

находить нужную информацию в учебнике; считывать информацию с рисунков и иллюстраций; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

IY.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: познакомить с керамической посудой Древней Руси, выполнить мозаику из пазлов; организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном

А из какого материала чаще всего делалась посуда в древности? (Камень, дерево, металл, глина.)
– Дерево и металл плохо сохраняются в земле – они разрушаются. Из камня посуду изготавливать сложно.
– А какой материал может очень долго сохраняться в земле?
(Глина.)
– Как вы думаете, глиняная посуда прочная? (
Нет, глиняную посуду легко разбить, т.к. глина – непрочный материал.)

Как вы думаете, в каком состоянии находят археологи чаще всего посуду? (Посуда разбита на мелкие кусочки)

-Археологам помогают реставраторы. Именно реставраторы соединяют, склеивают, восстанавливают найденные частички предметов.

-Давайте попробуем соединить осколки посуды, и посмотрим, что у нас получиться. Для этого нам понадобятся клей и кисточки.

— Вы любите играть в пазлы? Что нужно сделать, чтобы собрать предложенный рисунок?

(Соединить пазлы (части, кусочки, осколки)

— Эту работу нужно выполнять аккуратно. Требуется соединить части так, чтобы получилось красиво. Хотите выступить в роли реставраторов?

(Учащимся раздаются конверты, в которых содержатся разрезанные предметные картинки керамической посуды»)

Полевикгоршок — — керамический сосуд для носки питья в поле.

Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол.

Крынка — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол


Кувшин — глиняный, стеклянный или металлический сосуд для молока, кваса, воды.

Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

………

(работа в парах)

Предлагает учащимся выполнить мозаику и прочитать небольшой текст к данной картинке.

Учащиеся складывают пазлы

Практическая работа

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе ранее изученных знаний

Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов.

Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки.

Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города.

(на партах коробочки с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, старые фото, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.)

Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан.

Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет )

(У каждой группы на парте карточка –«помогайка» с началом ответа)

— на месте археологических раскопок был найден….

— мы считаем …

— на основании данной находки, можно сделать вывод….

дети высказывают своё мнение о найденном предмете)

Находки-

монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины….

Каждой группе выдаётся информационный листок о находке

Рефлексия учебной деятельности (3мин)

— Что нам сегодня «рассказала» Земля о себе?

В земле хранится много различных предметов

— Где Земля хранит свои тайны?

В осадочных породах.

— Какие силы создают слои земли?

Ветер,вулканы,

Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты — слои Земли.

Пласт Земли — слой земли

— Кто раскрывает тайны Земли?

Археологи, историки, реставраторы, палеонтологи и многие другие…

— Чему учились на уроке, работая в парах?

— Получили ли удовольствие, работая сообща?

Ах, как часто, глядя в поднебесье,

Мы мечтаем покорить пространство.

И, как маленькие принцы, в одночасье

На других планетах оказаться.

Удивляться их могуществу, величью,

Раскрывать секрет небесной выси,

И, конечно же, ловить себя на мысли:

Им с Землёю нашей не сравниться….

Домашнее задание.

Подумайте, может быть в вашем доме или доме ваших бабушек и дедушек сохранились интересные предметы. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками – может быть они расскажут вам еще о каких-нибудь предметах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here