Технологическая карта ученика
Задание |
Самооценка | ||||||||
1. | Установите соотетствие – современных животных и их предков
пещерный лев мамонт
лев олень
слон большерогий олень
тарпан корова
конь эласматерий
щитокрокодил носорог
крокодил тур
Муфлон – овца
|
Задание выполнено правильно_________________
В задании допущены ошибки__________________
С заданием не справились ____________________
| |||||||
Тема урока: «Земля рассказывает о себе» Археологи — это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
|
| ||||||||
|
Что могут обнаружить археологи на раскопе? -Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты… разнообразных вещей и сооружений. 1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины. 2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет. 3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя. 4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое. 5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет.
Определите, в каком слое осадочных пород находятся данные объекты.
| Познавательные находить нужную информацию в учебнике; считывать информацию с рисунков и иллюстраций; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | |||||||
III. Изучение нового (10 мин) Цель: | Откройте учебник на 22 странице. Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли. Осторожно кисточками снимают слой вулканического пепла, песка. Что могут обнаружить археологи на раскопе? -Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты… А как вы думаете, зачем учёные это делают? — Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом. — Чтобы изучать историю Земли Человек всегда оставляет следы своей жизнедеятельности в земле. Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое хранилище разнообразных вещей и сооружений. 1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины. 2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет. 3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят простые каменные орудия, череп древнего оленя. 4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое. 5) Изделия из металла, дерева, глины можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет. Определите, в каком слое осадочных пород находятся данные объекты. (Работа в паре) Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях. Музеи : исторический, палеонтологический краеведческий… |
|
|
| |||||
IY. Практическая деятельность (10 мин) Цель: познакомить с керамической посудой Древней Руси, выполнить мозаику из пазлов | содержатся разрезанные предметные картинки керамической посуды»)
Полевикгоршок — — керамический сосуд для носки питья в поле.
Умывальник — керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожаный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
Кисельница — кувшин для подачи киселя на стол.
Крынка — глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол
Кувшин — глиняный, стеклянный или металлический сосуд для молока, кваса, воды.
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.). ……… (работа в парах)
|
|
|
| |||||
Y.Закрепление нового (15 мин) |
|
|
| ||||||
| Откройте учебники на 22 странице. Рассмотрите иллюстрацию и объясните, как работают археологи? Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов. Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки. Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города. (на партах коробочки с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.) Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Какие находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан. Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет ) (У каждой группы на парте карточка — помогайка с началом ответа) — на месте археологических раскопок был найден…. — мы считаем … — на основании данной находки, можно сделать вывод…. дети высказывают своё мнение о найденном предмете) Находки- монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины…. Каждой группе выдаётся информационный листок о находке
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
YI .Контролирующее задание (10 мин) | |||||||||
Цель: |
|
|
| ||||||
.
| — Что нам сегодня «рассказала» Земля о себе?
— Где Земля хранит свои тайны? В осадочных породах. — Какие силы создают слои земли? Ветер,вулканы, Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты — слои Земли. Пласт Земли — слой земли — Кто раскрывает тайны Земли? -Археологи, историки, реставраторы, палеонтологи и многие другие… — Чему учились на уроке, работая в парах? — Получили ли удовольствие, работая сообща?
|
|
|
| |||||
YII.Рефлексия учебной деятельности (3мин) | |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||
| Ах, как часто, глядя в поднебесье, Мы мечтаем покорить пространство. И, как маленькие принцы, в одночасье На других планетах оказаться. Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси, И, конечно же, ловить себя на мысли: Им с Землёю нашей не сравниться….
|
|
|
| |||||
Рефлексия | Составим кластер |
|
|
|