Урок подготовила Полевкова Нина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Торопца

Окружающий мир.

3 класс учебник Н.Я. Дмитриева А.Н.Казаков

Тема: Природное сообщество- озеро.

Урок содержит практический материал, нацелен на исследовательскую деятельность учащихся. Построен в соответствии с современными образовательными технологиями (применение ИКТ в демонстрационном режиме, технологии проблемно-диалогического обучения)

ТИП УРОКА: Изучение нового материала

ЦЕЛИ:

Обучающие: Формирование и обобщение знаний о природном сообществе –озере;

Формирование понятия «озеро» и кратких сведений о самых типичных представителях данного сообщества;

Приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в групповой работе по поиску нужной информации; краткое знакомство с озерами родного края.

Развивающие: Развивать умение работать в группе, обмениваться мнениями и делать общие выводы, а также развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, используемым человеком для собственных целей; Правила поведения на воде ,уважительного отношения к одноклассникам

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Метод проблемного диалога

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ: Создание и разрешение проблемной ситуации, анализ полученных сведений

ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА: Овладение способами применения знаний в изменённых условия

ФОРМА РАБОТЫ: Групповая, фронтальная

ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ — классно-урочная, фронтальная, групповая

ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ:

Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в группе;

У детей формируется навык приобретения знаний путём поиска информации и ее анализа .

Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.

Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настрой на урок.

Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся с гостями .Я опять к вам пришла на урок, надеюсь, вы будете хорошо работать и поможете мне его провести

II. Актуализация знаний.

Прочитайте слова на доске. — Слайд 1

единство

живая и неживая природа

в определенных условиях

окружающая среда

Что такое живая природа и неживая природа?

— Для какого определения слова являются опорными?

(Это опорные слова для определения природное сообщество)

— Что такое природное сообщество?

(Природное сообщество — это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.)

Какие природные сообщества вы знаете (ЛЕС Луг)

III. Формулирование темы урока.

Отгадайте загадку:

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается:.

А как это зеркало называется? (озеро) –

Слайд 2 Изображения озер

Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

ТЕМА УРОКА – Природное сообщество-озеро.

IV- Что вы знаете об озере?

Продолжите фразу

«Я знаю:» — Слайд 4

Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше.

Озёра бывают пресные и солёные.

Самое большое пресное озеро — Байкал, самое большое озеро в мире — Каспийское озеро – море

Озёра бывают сточные и бессточные.

Много вы знаете об озерах.

V. Постановка проблемы . слайд

Разделите слова на две группы по природным сообществам

Шмель рогоз клевер

мотыль дафнии ромашка кувшинка пчела

Проверка ( разные ответы)

Почему ?

Не все знаем об озере

Не знаем точно что такое рогоз, дафнии , мотыль.

6. Цель:

Узнать больше об обитателях озер и вообще об озерах.

МЫ будем говорить об озерах и обитателях нашей природной зоны.

7. Решение проблемы.

1) Работа в группах. 3 группы по рядам.

Узнать и более подробно рассказать о мотыле, рогозе, дафнияхПо плану: Слайд

  1. Что это? Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Как использует человек

Детям раздается печатный материал на листочках. А также мотыль в баночке, корм для рыб.

На листке можно подчеркивать, выделять, делать записи. .( см. приложение)

Выступления групп.

Слайды с показами рогоза, дафний, мотыля.

2) Какие еще животные и растения обитают в озерах? Рассмотрите развороты учебника с 52- 53

Узнайте из учебника с. 52– 53 учебника

1 группа о Стрекозе с 52

2 группа птицы ( о утках, куликах, чайках.)

3 группа о выхухоль

Ответы групп по очереди.

Отгадывание загадок МЫ живем у озера или рядом с озером( Слайды)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

На дорожку вышли рожки:

-Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

Круглый домик:

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,-

По дорожке сам ползёт! (Улитка)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Колюч, да не ёж.

Кто это? (Ёрш)

На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно. (Сом)

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (Раки)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Не кому не говорит. (Ива)[2]

7.Физкультминутка.

Рыбки плавают, резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно речное.

8. В природе все взаимосвязано. А в озере?

Что произойдет, если погибнут хищные рыбы? ( окунь, Щука)

Составление цепей питания на доске ( из карточек)

Водоросли—дафнии — плотва – щука

Водоросли – рачки — уклейка – карась

— А само озеро, воду в нем надо как –то охранять? ( Беречь от загрязнений)

Озеро загрязняется быстрее, чем река т. к. в нем вода стоячая.

9. Наш Тверской край очень богат озерами. В Тверской области более 500 крупных озер. В Осташкове находится знаменитое озеро Селигер. Слайд

В Торопецком районе насчитывается около 250 озер.

Показ слайдов виды озер Торопца

10. Поведение на воде.

С 55 учебника Чтение правила и краткое объяснение, если мало времени

Правила поведение на водоемах весной

Нельзя ступать на лед не убедившись в глубине льда, крепость и толщина льда меняется по мере удаления от берега с глубиной, в местах где есть растительность, течение, могут быть трещины на льду.

Не кататься с горок с выездом на лед.

— Не выходить на лед весной без взрослых

При несчастных случаях не паниковать и звать на помощь

11. Итог урока.

О каком природном сообществе мы сегодня говорили?

Где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?

Как мы получали знания?

Оцени свою работу на уроке.

Кто работал хорошо и получил полезную информацию?

А кто, считает, что мог бы работать еще лучше?

12. Д.З.

Приготовить рассказ об одном из обитателей озер ( Растении или животном)

Приложение.

Мотыль

Мотыль — это красные червячки длиной до 20 мм, это личинки комаров. Распознать его можно по окраске и характерному выгибанию тела в виде буквы S. Мотыль обитает в иле водоемов со стоячей или медленно текущей водой в речках и озерах. Живет он там около года, а затем окукливается, всплывает и превращается в комара.

Употребляется как насадка на крючки при ловле мелкой рыбы: плотвы, ельца, ерша и др

Мотыль годится в пищу взрослым аквариумным рыбкам и подросшим малькам Просто бросать мотыль в аквариум неэффективно, поскольку червяки опускаются на дно, зарываются в грунт, и рыбки (особенно те, которые берут пищу с поверхности или в толще воды) его там не найдут. Лучше всего насыпать мотыль в кормушку со специальным сетчатым дном, через которое рыбки будут доставать себе еду.

Дафнии.

Дафнии — это мелкие рачки (размеры тела взрослых особей от 0,6 до 6 мм). Они населяют все типы стоячих водоемов, встречаются также во многих реках с медленным течением, в лужах, прудах и озерах.

Под общим названием “дафнии” фигурирует несколько сот различных видов рачков. Все они характеризуются двумя парами усиков, ясно выраженной головой с большим сложным глазом, 4—6 парами ножек и мешковидным выростом с яйцами на спине..

Окраска дафний зависит от состава потребляемой пищи. При хорошем газовом режиме дафнии имеют розово-желтую окраску, а при дефиците кислорода — краснеют. В теплое время года дафнии выглядят как желтовато-красные пятна, перемещающиеся в воде.

Большую часть времени дафнии проводят в толще воды, передвигаясь резкими скачками . Обычно их называют — «водяные блохи»,

Основной пищей для дафний служат бактерии и одноклеточные водоросли.

Рачки дафнии – одни из лучших аквариумных кормов для некрупных видов рыб, а также молоди практически всех видов. Рыбы лопают их охотно, с аппетитом, и растут на них намного лучше, чем на многих других кормах.

Рогоз.

Узколистный и рогоз широколистный — многолетнее травянистое растение из семейства рогозовых высотой до 2 м. Стебли толстые, цилиндрические

Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер и водохранилищ, по канавам. Срезанное растение долго сохраняется и используется в декоративных целях. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, утепления домов. Из стеблей плетут ковры, корзины, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов.

В пищу используется в основном корневище. Из него можно приготовить муку, хлеб, оладьи, бисквиты, галеты, кисель и другие изделия. Поджаренные корневища могут заменять натуральный кофе. Кроме корневищ, можно использовать в пищу молодые побеги. Если их отварить, они могут заменить спаржу. Из них готовят салаты, и в поджаренном виде используют в качестве приправ к рыбным и мясным блюдам.

Рогоз лекарственное растение, его используют как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here