Урок подготовила Полевкова Нина Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Торопца
Окружающий мир.
3 класс учебник Н.Я. Дмитриева А.Н.Казаков
Тема: Природное сообщество- озеро.
Урок содержит практический материал, нацелен на исследовательскую деятельность учащихся. Построен в соответствии с современными образовательными технологиями (применение ИКТ в демонстрационном режиме, технологии проблемно-диалогического обучения)
ТИП УРОКА: Изучение нового материала
ЦЕЛИ:
Обучающие: Формирование и обобщение знаний о природном сообществе –озере;
Формирование понятия «озеро» и кратких сведений о самых типичных представителях данного сообщества;
Приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в групповой работе по поиску нужной информации; краткое знакомство с озерами родного края.
Развивающие: Развивать умение работать в группе, обмениваться мнениями и делать общие выводы, а также развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, используемым человеком для собственных целей; Правила поведения на воде ,уважительного отношения к одноклассникам
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Метод проблемного диалога
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ: Создание и разрешение проблемной ситуации, анализ полученных сведений
ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА: Овладение способами применения знаний в изменённых условия
ФОРМА РАБОТЫ: Групповая, фронтальная
ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ — классно-урочная, фронтальная, групповая
ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ:
Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в группе;
У детей формируется навык приобретения знаний путём поиска информации и ее анализа .
Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.
Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настрой на урок.
Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся с гостями .Я опять к вам пришла на урок, надеюсь, вы будете хорошо работать и поможете мне его провести
II. Актуализация знаний.
Прочитайте слова на доске. — Слайд 1
единство
живая и неживая природа
в определенных условиях
окружающая среда
Что такое живая природа и неживая природа?
— Для какого определения слова являются опорными?
(Это опорные слова для определения природное сообщество)
— Что такое природное сообщество?
(Природное сообщество — это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.)
Какие природные сообщества вы знаете (ЛЕС Луг)
III. Формулирование темы урока.
Отгадайте загадку:
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается:.
А как это зеркало называется? (озеро) –
Слайд 2 Изображения озер
Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
ТЕМА УРОКА – Природное сообщество-озеро.
IV- Что вы знаете об озере?
Продолжите фразу
«Я знаю:» — Слайд 4
Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше.
Озёра бывают пресные и солёные.
Самое большое пресное озеро — Байкал, самое большое озеро в мире — Каспийское озеро – море
Озёра бывают сточные и бессточные.
Много вы знаете об озерах.
V. Постановка проблемы . слайд
Разделите слова на две группы по природным сообществам
Шмель рогоз клевер
мотыль дафнии ромашка кувшинка пчела
Проверка ( разные ответы)
Почему ?
Не все знаем об озере
Не знаем точно что такое рогоз, дафнии , мотыль.
6. Цель:
Узнать больше об обитателях озер и вообще об озерах.
МЫ будем говорить об озерах и обитателях нашей природной зоны.
7. Решение проблемы.
1) Работа в группах. 3 группы по рядам.
Узнать и более подробно рассказать о мотыле, рогозе, дафнияхПо плану: Слайд
-
Что это? Внешний вид.
-
Место обитания.
-
Как использует человек
Детям раздается печатный материал на листочках. А также мотыль в баночке, корм для рыб.
На листке можно подчеркивать, выделять, делать записи. .( см. приложение)
Выступления групп.
Слайды с показами рогоза, дафний, мотыля.
2) Какие еще животные и растения обитают в озерах? Рассмотрите развороты учебника с 52- 53
Узнайте из учебника с. 52– 53 учебника
1 группа о Стрекозе с 52
2 группа птицы ( о утках, куликах, чайках.)
3 группа о выхухоль
Ответы групп по очереди.
Отгадывание загадок МЫ живем у озера или рядом с озером( Слайды)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
На дорожку вышли рожки:
-Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Круглый домик:
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный, этот домик,-
По дорожке сам ползёт! (Улитка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Колюч, да не ёж.
Кто это? (Ёрш)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд. (Раки)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Не кому не говорит. (Ива)[2]
7.Физкультминутка.
Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно речное.
8. В природе все взаимосвязано. А в озере?
Что произойдет, если погибнут хищные рыбы? ( окунь, Щука)
Составление цепей питания на доске ( из карточек)
Водоросли—дафнии — плотва – щука
Водоросли – рачки — уклейка – карась
— А само озеро, воду в нем надо как –то охранять? ( Беречь от загрязнений)
Озеро загрязняется быстрее, чем река т. к. в нем вода стоячая.
9. Наш Тверской край очень богат озерами. В Тверской области более 500 крупных озер. В Осташкове находится знаменитое озеро Селигер. Слайд
В Торопецком районе насчитывается около 250 озер.
Показ слайдов виды озер Торопца
10. Поведение на воде.
С 55 учебника Чтение правила и краткое объяснение, если мало времени
Правила поведение на водоемах весной
Нельзя ступать на лед не убедившись в глубине льда, крепость и толщина льда меняется по мере удаления от берега с глубиной, в местах где есть растительность, течение, могут быть трещины на льду.
Не кататься с горок с выездом на лед.
— Не выходить на лед весной без взрослых
При несчастных случаях не паниковать и звать на помощь
11. Итог урока.
О каком природном сообществе мы сегодня говорили?
Где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?
Как мы получали знания?
Оцени свою работу на уроке.
Кто работал хорошо и получил полезную информацию?
А кто, считает, что мог бы работать еще лучше?
12. Д.З.
Приготовить рассказ об одном из обитателей озер ( Растении или животном)
Приложение.
Мотыль
Мотыль — это красные червячки длиной до 20 мм, это личинки комаров. Распознать его можно по окраске и характерному выгибанию тела в виде буквы S. Мотыль обитает в иле водоемов со стоячей или медленно текущей водой в речках и озерах. Живет он там около года, а затем окукливается, всплывает и превращается в комара.
Употребляется как насадка на крючки при ловле мелкой рыбы: плотвы, ельца, ерша и др
Мотыль годится в пищу взрослым аквариумным рыбкам и подросшим малькам Просто бросать мотыль в аквариум неэффективно, поскольку червяки опускаются на дно, зарываются в грунт, и рыбки (особенно те, которые берут пищу с поверхности или в толще воды) его там не найдут. Лучше всего насыпать мотыль в кормушку со специальным сетчатым дном, через которое рыбки будут доставать себе еду.
Дафнии.
Дафнии — это мелкие рачки (размеры тела взрослых особей от 0,6 до 6 мм). Они населяют все типы стоячих водоемов, встречаются также во многих реках с медленным течением, в лужах, прудах и озерах.
Под общим названием “дафнии” фигурирует несколько сот различных видов рачков. Все они характеризуются двумя парами усиков, ясно выраженной головой с большим сложным глазом, 4—6 парами ножек и мешковидным выростом с яйцами на спине..
Окраска дафний зависит от состава потребляемой пищи. При хорошем газовом режиме дафнии имеют розово-желтую окраску, а при дефиците кислорода — краснеют. В теплое время года дафнии выглядят как желтовато-красные пятна, перемещающиеся в воде.
Большую часть времени дафнии проводят в толще воды, передвигаясь резкими скачками . Обычно их называют — «водяные блохи»,
Основной пищей для дафний служат бактерии и одноклеточные водоросли.
Рачки дафнии – одни из лучших аквариумных кормов для некрупных видов рыб, а также молоди практически всех видов. Рыбы лопают их охотно, с аппетитом, и растут на них намного лучше, чем на многих других кормах.
Рогоз.
Узколистный и рогоз широколистный — многолетнее травянистое растение из семейства рогозовых высотой до 2 м. Стебли толстые, цилиндрические
Растет рогоз по болотам, топким берегам рек, прудов, озер и водохранилищ, по канавам. Срезанное растение долго сохраняется и используется в декоративных целях. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, утепления домов. Из стеблей плетут ковры, корзины, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов.
В пищу используется в основном корневище. Из него можно приготовить муку, хлеб, оладьи, бисквиты, галеты, кисель и другие изделия. Поджаренные корневища могут заменять натуральный кофе. Кроме корневищ, можно использовать в пищу молодые побеги. Если их отварить, они могут заменить спаржу. Из них готовят салаты, и в поджаренном виде используют в качестве приправ к рыбным и мясным блюдам.
Рогоз лекарственное растение, его используют как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.