Учитель начальных классов Михайлова Елена Андреевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» города Архангельска

УМК «Школа 2100». Учебник: Вахрушев А.А. «Мир и человек»

Класс:2.

Тема урока: Что изображают на карте?

Тип урока: комбинированный

Вид урока: объяснительный

Цель урока: учить детей определять на карте и глобусе сушу и моря, высоты и глубины, различные изображённые на них географические объекты; определять по разнице цветов, какой из объектов на карте выше или ниже, глубже или мельче.

Задачи урока:

Обучающие:1)Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление географических понятий: географические координаты: меридианы и параллели, карта и глобус, экватор.

2)Обеспечить в ходе урока понимание и осмысление нового материала: глубина, высота, изображение географических объектов на карте.

3)Способствовать формированию следующих общеучебных умений и навыков: работа с картой, контурной картой, определение по цвету различные объекты.

Воспитательные: Способствовать нравственному воспитанию( отношение к самому себе, друг к другу, умение выслушать и дополнить).

Развивающие: 1)Развитие психических процессов: мышление, внимание, речь, познавательный интерес через различные виды заданий.

2)Развивать у школьников умение сравнивать, анализировать изображения географических объектов, устанавливать логические связи между рисунками, логически излагать мысли.

Ведущий метод: беседа, частично- поисковый.

Средства обучения: карта полушарий, атласы у детей, рельефная карта, учебники.

Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учителя и учашихся

Организационный момент

1 мин.

Доброе утро, ребята. Вижу, что все готовы к уроку.

Повторение и проверка изученного на предыдущем уроке

8-10 мин.

Учитель проводит проверку знаний детей с прошлого урока с помощью вопросов и самостоятельной работы детей.

В начале урока мы проверим, как Вы усвоили прошлую тему, запомнили определения.

-Что такое глобус? (Дети отвечают: Глобус — уменьшенная модель Земли. Он имеет форму шара, на нём можно найти изображение любого места на Земле)

— Что такое карта? (Дети отвечают: Карта — это изображение Земли на плоскости)

Молодцы. У Вас на партах лежат карточки с изображением полушарий Земли. На них изображены линии.

— Что это за линии? (Дети отвечают: Это параллели, меридианы и экватор)

Ребята, Вам за 1-1.5 минуты необходимо подписать эти линии правильно. Итак, время пошло!(Дети подписывают линии самостоятельно)

Передаём с последних парт на первые карточки. Давайте проверим вместе. Посмотрите на доску(На доске изображены полушария с уже подписанными линиями).

Беседа учителя с детьми.

-Сегодня на уроке я предлагаю Вам отправиться в путешествие по карте полушарий. В этом походе нам потребуется одежда. Обувь, туристические принадлежности. Транспорт, на котором мы будем передвигаться, Вы будете выбирать сами.

-Вся ли местность одинаковая? (Ответы детей :нет)

-Везде ли мы сможем пройти в кроссовках, футболке и шортах? (Нет) Почему? (Разный климат, местность).

-А где мы не сможем обойтись без специального снаряжения? (В горах)

Правильно, ребята. Местность очень разная. Существуют равнины, моря, горы, океаны. В каждой местности необходима определённая одежда, обувь, снаряжение. А карта и глобус подскажут нам, что расположено в любом месте на Земле.

-Как Вы думаете, как карта и глобус могут помочь нам определить различные географические объекты? (Варианты ответов детей)

Изучение нового материала

25 мин.

1.Работа по учебнику, беседа.

Посмотрите, пожалуйста, на карту полушарий. Равнины, горы, реки и моря изображены разным цветом.

-Каким цветом изображаются моря, озёра и океаны? (Синим)

Да, ребята, водные объекты показаны синим цветом.

-Посмотрите, у Вас в учебнике (часть4) тоже есть карта на странице 8-9, но там синий цвет разный- от светло- синего до насыщенного. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Точно, глубина озёр, морей и океанов разная. Чем больше глубина, тем более тёмный цвет используется.

Учитель обращает внимание на шкалу глубин в легенде карты.

-Что изображают жёлтым и зелёным цветом? (Ответы детей: равнины) Кто даст определение понятию «равнина»? (Дети: Равнина — это невысокие ровные или холмистые участки суши).

-Как Вы думаете, почему для изображения равнин используют два цвета: жёлтый и зелёный? (Ответы: Разная высота обозначается разными цветами).

-Как изображаются на карте горы? (Ответы детей: Горы изображены коричневым цветом. И коричневый цвет тоже разный, зависит от высоты гор)

Значит, по цвету на карте мы можем определить водные объекты и объекты суши: равнины и горы. А также по цвету на карте можно определить, какова глубина водоёмов и высота гор и равнин.

На стр.70 внизу у вас дано задание. Вам необходимо раскрасить определённым цветом полоски, цвет полоски должен соответствовать рисунку, расположенному над полоской.

-Каким цветом раскрасили первую полоску? Почему? (Ответы детей с объяснением)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны разобраться, как изображаются различные объекты. В этом нам поможет упр.2. Итак, нам необходимо подписать условные обозначения, выбрав нужные слова: гора, остров, озеро, равнина, река, море.

-Что изображено на первом рисунке? На втором? (Аналогично далее)

Поверхность Земли неровная: на ней есть и высокие горы, и глубокие впадины.

Ребята, с нами в путешествие отправятся 3 медвежонка. Они изображены на стр.74 нашего учебника.

-Что говорит первый, второй, третий медвежонок? С кем из медвежат можно смело отправляться в путешествие? Почему? (Ответы детей с объяснением)

2.Работа с картой.

Путешествие наше начинается. На карте полушарий у меня отмечен точками и стрелками наш маршрут. На доске висит изображение вещей, которые могут нам понадобиться. Ваша задача: назвать место и вещи, которые нам понадобятся в этой местности:

  • Скандинавский полуостров;

  • Балтийское море;

  • Город Санкт-Петербург;

  • Уральские горы;

  • Западно — Сибирская равнина;

  • Река Обь;

  • По равнине до реки Енисея;

  • От места впадения реки Лены, от устья начинаем двигаться по реке Лене.

— А на каком транспорте мы будем передвигаться?

Дети активно выбирают вещи для каждой местности и называют транспортные средства.

Конец путешествия у нас на озере Байкал. Мы с Вами отлично изучили местность. Теперь Вы можете отправляться в настоящее путешествие вместе с родителями и картой.

Прочитаем правило в розовой рамке на стр.73.

-Итак, какой цвет карандаша тебе понадобиться, чтобы нарисовать реку, гору, равнину?( Ответы детей)

Закрепление изученного материала

3-5 мин.

Самостоятельная работа детей.

На стр.72 Вам дано упр.3. Здесь необходимо раскрасить схематическую контурную карту.

-Что обозначает буква з, ж, к, с? Вспомните, что обозначают эти цвета.

Рефлексия

1-2 мин.

-Что было трудным на уроке?

-Что показалось интересным?

Домашнее задание

3-5 мин.

Домашнее задание стр.75,упр.3. Это задание аналогично нашему путешествию. Вам надо будет подписать географические объекты, которые встретились на пути. Кто забудет, как обозначаются географические объекты прочитают урок 20 на стр.71-72. Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here