Тема урока: Живое и неживое.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основные цели:
-
Ознакомить детей с живыми и неживыми организмами и их свойствами; различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
-
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или неизвестных характерных свойств проводить простейшую классификацию.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные:-
-
Уметь отличать объекты живой и неживой природы по признакам.
-
Уметь обобщать и классифицировать по признакам.
Метапредметные –
познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию иллюстраций;
2)умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные УУД:
1) умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
5)Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник А.А, Вахрушева по окружающий миру «Я и мир вокруг». 1 класс.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
УУД, формирующиеся на данном этапе —
регулятивные: волевая саморегуляция;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Эмоциональный настрой:
Здравствуй, здравствуй, здравствуй!
Старинное русское слово.
Здравствуй, говорить всем мы готовы!
Здравствуйте маленькие и большие,
Умные, послушные и родные.
Скажем, здравствуйте, гостям.
Скажем, здравствуй, друг другу.
Скажем, здравствуй, солнышку за окошком.
Поздоровались, а теперь в путь – дорожку!
– Начинаем урок окружающего мира. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.
-Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).
— Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.)
-Что изображено на этих рисунках? (Стол, стулья, самолёт, велосипед, гвоздь, автомобиль, стиральная машина.)
— Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.)
-Что объединяет эти предметы? (Это неживые предметы.)
-Чем различаются предметы справа и слева? (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).
-Расскажите, что вы видите? (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).
— Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы).
ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию иллюстраций;
2)умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: целеполагание.
— Да, верно. Нас окружают предметы живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой — нет? (Предположения детей).
-Ребята, как вы думаете чему мы должны сегодня научиться? (Как отличить живой организм от неживого предмета?)
(На доске запись).
Живые организмы Неживые предметы
ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником (С.47).
УУД, формирующиеся на данном этапе –
коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
личностные УУД:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
регулятивные УУД:
1) умение определять цель деятельности на уроке;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, девочка, собака, курица, петух, цыплята.)
— К какой группе они относятся? ( Живые организмы.)
— Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?
— Что произошло с Мишей? (Он вырос.)
— Какой вывод можно сделать по этой картинки?
(Живые организмы растут.)
Учитель прикрепляет на доску первое свойство живых организмов.
– Кого изобразил художник на следующей картинке?
– Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)
– Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).
Учитель прикрепляет второе свойство живых организмов.
– Что делает собака на следующей картинке?
– Назовите третье свойство живых организмов. ( Живые организмы питаются, пьют воду).
Учитель прикрепляет третье свойство живых организмов.
– Кто нарисован на следующей картинке?
– Кем являются цыплята по отношению к курице?
– Назовите четвёртое свойство живых организмов. (Живые организмы приносят потомство).
Учитель прикрепляет четвёртое свойство живых организмов.
(На доске запись.)
Живые организмы Неживые предметы
-
растут
-
дышат
-
питаются и пьют воду
-
приносят потомство
– Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.)
– Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).
– Какое ещё свойство живых организмов мы можем назвать? (Живые организмы умирают).
(На доске запись.)
Живые организмы Неживые предметы
-
растут
-
дышат
-
питаются и пьют воду
-
приносят потомство
-
умирают
2. Физминутка
V. Первичное закрепление.
УУД, формирующиеся на данном этапе –
регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
1.Игра «Поиск» — работа в группах.
— Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?
( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.) Используя памятку определить:
1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?
2.Какое свойство живого организма можно обнаружить у неживого предмета?
3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?
(6 групп по четыре человека обсуждают задание. Один ученик выступает перед классом с готовым решением группы ).
-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет
-Автомобиль, как и корова, потребляет (питается), но при этом не растет.
— Лошадь пьет воду, а насос пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса нет.
-Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.
— Пылесос, как и человек «питается», но не растёт.
— Тесто «растёт», но при этом других свойств живых организмов у теста нет.
2.Физминутка для глаз.
— Ребята, внимательно следите глазами за движущимися предметами и запоминайте их.
— Какие предметы вы запомнили? (Солнце, облако, деревья, цветы, лягушки, бабочки).
3.Работа в парах.
— Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы.
(Один ученик работает у доски.)
— Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? (11 слайд.)
— Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?
VΙ. Самостоятельное применение знаний.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение.
— Сегодня мы с вами составим книгу «Живое и неживое», обложка уже готова. (Учитель вывешивает обложку.) Детям раздаются страницы книги с изображенными предметами для раскрашивания. Учащиеся подписывают под предметом живое или неживое и раскрашивают. Учитель проходит и проверят. После все листочки собираются, скрепляются в одну книжку – малышку.
— Ребята, где мы сможем использовать книжку «Живое – неживое»?
VΙ Ι. Рефлексия деятельности.
УУД, формирующиеся на данном этапе:
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
— Что вам понравилось больше всего?
— Поднимите руки, кто научился отличать предметы живой и неживой природы.
Самооценка: оцените свою работу цветными кружками.
— Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями.
Спасибо за проделанную работу.