Тема урока: Живое и неживое.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основные цели:

  1. Ознакомить детей с живыми и неживыми организмами и их свойствами; различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.

  2. Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или неизвестных характерных свойств проводить простейшую классификацию.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные:-

  1. Уметь отличать объекты живой и неживой природы по признакам.

  2. Уметь обобщать и классифицировать по признакам.

Метапредметные

познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию иллюстраций;

2)умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

 

регулятивные УУД:

1)  умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

коммуникативные УУД:

1)  умение слушать и понимать других;

2)  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

5)Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, учебник А.А, Вахрушева  по окружающий миру «Я и мир вокруг». 1 класс.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

УУД, формирующиеся на данном этапе —  

регулятивные: волевая саморегуляция;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Эмоциональный настрой:

Здравствуй, здравствуй, здравствуй!

Старинное русское слово.

Здравствуй, говорить всем мы готовы!

Здравствуйте маленькие и большие,

Умные, послушные и родные.

Скажем, здравствуйте, гостям.

Скажем, здравствуй, друг другу.

Скажем, здравствуй, солнышку за окошком.

Поздоровались, а теперь в путь – дорожку!

Начинаем урок окружающего мира. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.

ΙΙ.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.

-Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).

— Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) 

-Что изображено на этих рисунках?  (Стол, стулья, самолёт,  велосипед, гвоздь, автомобиль, стиральная машина.)

— Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) 

-Что объединяет эти предметы?  (Это неживые предметы.)

-Чем различаются предметы справа и слева?  (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).

-Расскажите, что вы видите? (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).

— Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы).

ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию иллюстраций;

2)умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные: целеполагание.

— Да, верно. Нас окружают предметы живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой — нет? (Предположения детей).

-Ребята, как вы думаете чему мы должны сегодня научиться? (Как отличить живой организм от неживого предмета?)

(На доске запись).

Живые организмы          Неживые предметы

ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с учебником (С.47).

УУД, формирующиеся на данном этапе –

 коммуникативные УУД:

1)  умение слушать и понимать других;

2)  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

личностные УУД:

1)  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

регулятивные УУД:

1)  умение определять цель деятельности на уроке;

2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, девочка, собака, курица, петух, цыплята.)

— К какой группе они относятся? ( Живые организмы.)

 — Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?

— Что произошло с Мишей? (Он вырос.)

—   Какой вывод можно сделать по этой картинки?

 (Живые организмы растут.)

Учитель прикрепляет  на доску первое свойство живых организмов.

–  Кого изобразил художник на следующей картинке?

–  Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)

–  Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).

Учитель прикрепляет второе свойство живых организмов.

–  Что делает собака на следующей картинке?

–  Назовите третье свойство живых организмов. ( Живые организмы питаются, пьют воду).

Учитель прикрепляет третье свойство живых организмов.

–  Кто нарисован на следующей картинке?

–  Кем являются цыплята по отношению к курице?

–  Назовите четвёртое свойство живых организмов. (Живые организмы приносят потомство).

Учитель прикрепляет четвёртое свойство живых организмов.

(На доске запись.)

Живые организмы         Неживые предметы

  • растут

  • дышат

  • питаются и пьют воду

  • приносят потомство

–  Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (Да, они могут умереть.)

Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).

–  Какое ещё свойство живых организмов мы можем назвать? (Живые организмы  умирают).

(На доске запись.)

Живые организмы         Неживые предметы

  • растут

  • дышат

  • питаются и пьют воду

  • приносят потомство

  • умирают

2. Физминутка

      

V. Первичное закрепление.

УУД, формирующиеся на данном этапе –

 регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

 познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

 коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

1.Игра «Поиск» — работа в группах.

— Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?

( Каждой группе предлагается рассмотреть картинку с изображением двух предметов.) Используя памятку определить:

1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?

 2.Какое свойство живого организма можно  обнаружить у неживого предмета?

3.Какими свойствами живого организма неживой предмет не обладает?

(6 групп по четыре человека обсуждают задание. Один ученик выступает перед классом с готовым решением группы ).

-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет

-Автомобиль, как и корова,  потребляет (питается), но при этом не растет.

— Лошадь пьет воду, а насос  пропускает воду через себя, но при этом других свойств живых организмов у насоса  нет.

-Печатный станок воспроизводит много копий, а себя воспроизвести он не может.

— Пылесос, как и человек «питается», но не растёт.

— Тесто «растёт»,   но при этом других свойств живых организмов у теста нет.

2.Физминутка для глаз.

— Ребята, внимательно следите глазами за движущимися предметами  и запоминайте их.

— Какие предметы вы запомнили?  (Солнце, облако, деревья, цветы, лягушки, бабочки).

3.Работа в парах.

— Возьмите конверт. Распределите картинки в 2 группы.

(Один ученик работает у доски.)

— Ребята, давайте  проверим, что у вас получилось? (11 слайд.)

— Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 — Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?

VΙ. Самостоятельное применение знаний.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 личностные: самоопределение.

— Сегодня  мы с вами составим книгу «Живое и неживое», обложка уже готова. (Учитель вывешивает обложку.) Детям раздаются страницы книги с изображенными предметами для раскрашивания. Учащиеся подписывают под предметом живое или неживое и раскрашивают. Учитель проходит и проверят. После все листочки собираются, скрепляются в одну книжку – малышку.

— Ребята, где мы сможем использовать книжку «Живое – неживое»?

                 

VΙ Ι. Рефлексия деятельности.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

  —  Что вам понравилось больше всего?

   —   Поднимите руки, кто научился отличать предметы живой и неживой природы.

Самооценка: оцените свою работу цветными кружками.

—   Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями.

Спасибо за проделанную работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here