Муниципальное образовательное учреждение

Основная образовательная школа № 18

Конспект урока по предмету « Окружающий мир »

Программа « Школа России »

Автор А.А. Плешаков

Тема урока: « Куда текут реки? »

Учитель первой квалификационной категории

Козина Е.П.

г. Ковров .

Тема урока : « Куда текут реки?»

Цель урока:

  • расширить знания детей о реках и морях, познакомить с природными источниками воды,

  • развивать внимание, речь, память, воображение,

  • воспитывать бережное отношение к природе водоёмов.

Оборудование:

  • Карточки на магнитной ленте с названиями рек и морей.

  • ПК

  • Мультимедийный проектор.

  • Презентация Microsoft Power Point.

  • Конверт с загадками, флажками из бумаги.

  • Картинки на магнитной ленте Мудрой Черепахи, Муравьишки, поезда, самолёта, корабля.

  • Контур большой капельки, нарисованный на доске.

  • Прозрачная баночка с морской солью.

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс под. Редакцией А.Плешакова

  • Рабочая тетрадь к учебнику.

  • Конверт с корабликами у каждого ученика.

  • Конверт с деталями мозайки из рабочей тетради по Окружающему миру (один на парту)

  • Конверт с семицветными маленькими капельками на магнитной ленте.

Ход урока.

І. Организационный момент.

У. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу удачи на уроке.

ІІ. Введение в тему урока.

У. Дорогие ребята! Мы закончили изучать тему « На что похожа наша планета?». Вы хорошо потрудились, нашли ответы на многие вопросы, узнали много нового и я поздравляю вас с этим. Сегодня с нашими верными друзьями, Мудрой Черепахой, Муравьишкой и новым другом- Капелькой (картинки прикрепляю к доске, а контур большой капельки рисую на доске) мы отправляемся в новое путешествие, за новыми знаниями, за ответами на новые вопросы.

Но что это? Лучик солнца упал на капельку и капелька заиграла разными цветами. Маленькие капельки лежат у вас на партах. Выберите понравившуюся вам капельку и прикрепите к доске (дети прикрепляют капельки в контур капли на доске). Вам нравится какая капелька у нас получилась?

Д. Ответы детей.

У. Почему?

Д. Ответы детей.

У. А теперь откройте учебники на с. 40, рассмотрите картинку справа и скажите на какой вопрос мы найдём ответ? – Ответы детей.

Прикрепляю карточку к доске с вопросом: Куда?

У. А что же принёс нам сегодня на урок Мудрый Вопросик?

Д. Ответ (конверт)

Прикрепляю картинку Муравьишки с конвертом в руках.

У. Читаю загадку: Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Д. Река. (слайд № 2)

У. Как вы думаете, какой вопрос хотел бы задать нам Муравьишка?

Д. Ответы детей. ІІІ. Сообщение темы урока.

У. Сегодня нам нужно ответить на вопрос: Куда текут реки? А как вы думаете — куда?

Д. Ответы детей.

У. Послушайте рассказ автора о том, как путешествует вода и постарайтесь запомнить название рек, о которых говорится в рассказе.(учебник с. 40-читает учитель)

— После чтения дети называют реки. На доске прикрепляю карточки с названием рек:

ОСЁТР ОКА ВОЛГА

У. Куда же попадает вода-путешественница?

Д. Каспийское море.

На доске прикрепляю карточку с каспийским морем.

Физкультминутка: Море волнуется – раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется – три!

Морская фигура замри!

У. Муравьишка предлагает нам совершить водное путешествие. Вы хотите этого?

Д. Ответы детей.

На доску прикрепляю картинки поезда, самолёта, корабля.

У. Назовите одним словом что это? – Ответы детей.

У. На каком виде транспорта мы с вами отправимся в путешествие, как вы думаете? Почему?

Д. Ответы детей.

У. Достаём из конвертов кораблики и в путь.

ІV. Работа по учебнику.

У. Найдите на картинке реку Осётр. Здесь возле небольшого городка (слайд № 3), посмотрите на него, установим наши корабли, это начало пути. На доске над карточкой Осётр устанавливаю флажок. Мы плывём по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире. Как называется эта река?

Д. Ока. (слайд № 4)

Посмотрите на неё.( Дети во время всего путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике). На доске между карточками устанавливается стрелка

ОСЁТР ОКА

У. Плывём дальше! Впереди мост! Будьте осторожны! Проплываем под мостом. Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки?

Д. Это река Москва.

Прикрепляю на доску карточку «Москва» над карточкой « Ока». Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как называется эта река? Д. Это река Волга ( слайд № 5). Прикрепляю карточку Волга.

У. Что вы знаете об этой реке? Что помните из рассказа автора? Дети отвечают.

Ученик читает ранее приготовленное стихотворение «Волга» З. Александровой.

У. Что нового узнали из стихотворения о Волге? Обобщаю ответы детей.

У. Мы продолжаем путешествие по реке Волга. Посмотрите на картинку учебника с.41. Что вы видите?

Д. Катер, теплоход, баржу.

У. Что видите по берегам Волги?

Д. Города, порт, железную дорогу, по которой отправляются из порта грузы. По берегам реки поля, луга, леса (слайд № 6). Здесь много мест, где можно позагорать, отдохнуть. Давайте причалим наши корабли к берегу. А как мы будем вести себя во время отдыха? Какие правила будем соблюдать во время купания. Дети отвечают.

Физкультминутка: Если слова означают воду — плывём, если нет – топаем.

Слова: река, прут, пруд, лодка, снег, дождь, берег, сосулька, море.

У. А место где мы отдыхали в каком оставим состоянии после отдыха и почему? (ответы)

Усаживаемся в свои корабли и продолжаем путь. Чем дальше мы плывём, тем шире становится река. А куда же впадает река Волга?

Д. В Каспийское море (слайд № 7). Прикрепляю карточку с морем.

У. Наши корабли заканчивают путешествие в Каспийское море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля.

Д. Над морем чайки, плещется рыба. В море вышли рыболовные суда (слайд № 8)

У. Чем отличаются река и море? – Ответы детей.

У. У Муравьишки в конверте ещё одна загадка: Кругом вода, а с питьём – беда? (ответы детей). Почему же в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской?

Д. В море вода солёная.

У. А что об этом говорит наша Мудрая Черепаха? Хорошо читающий ученик читает вывод на с.41 учебника. Ребята, пока мы беседовали Муравьишка решил искупаться в море, не выходя их квартиры. Посмотрите на рисунок в учебнике, сочините мне сказку о том, как у Муравьишки в квартире появилось море. Обобщаю ответы детей, демонстрирую морскую соль. Морская соль используется для лечебных ванн, её можно купить в аптеке.

V. Работа в рабочей тетради.

Достаем из конвертов детали мозаики и собираем картину (проверка)

VІ. Краеведческий материал.

У. Какая река протекает в нашем городе?

Д. Клязьма (слайд № 9)

У. А знаете ли вы куда впадает река Клязьма?- Ответы детей.

У. А можем ли мы доплыть по Клязьме до Каспийского моря? – Ответы детей.

VІІ. Рефлексия.

У. Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам наше путешествие? Чем?

Посмотрите на схему на доске и на рисунок в учебнике. Кто может рассказать о том, как мы плыли? – Ответы детей. Давайте посмотрим на капельку на доске. Кто бы из вас хотел изменить цвет своей капельки, выбранный в начале урока? Если да, то возьмите капельку другого цвета и замените. Объясните почему? – Ответы детей.

У. Изменилась наша капелька?

Д. Да. Стала лучше!

VІІІ. Итог урока.

Мы прощаемся сегодня с Мудрой Черепахой, Муравьишкой и Капелькой. Куда же текут реки? – Ответы детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here