Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе 2 часа в неделю (68 часов)
Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | Инструментарий оценки достижений
| ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность |
|
| ||||||
1
2
| Как мы будем учиться
Общие слова – понятия
| Вводный урок
Урок новых знаний
| 1ч
1ч |
|
| —
|
| Познакомятся с тем, как ученики будут учиться (Н). Характеризуют отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
|
|
Наша планета (36 часов) | |||||||||
3-4
5-6
7
8
9
10
11
12
13-14
15-16
17
18-19
20
21
22-23
24
25
26-27
28
29
30 — 31
32
33-34
35
36-37
38
| Из чего состоят все предметы. Проверочная работа
Природные часы, календарь и компас
Земля имеет форму шара
Глобус – модель Земли
Повторение и проверочная работа
Контрольная работа
Земля в космосе
Притяжение Земли
Смена дня и ночи. Проверочная работа
Смена времён года
Где на Земле теплее
Погода и климат
Урок-тренинг и проверочная работа
Контрольная работа
План и карта
Глобус и карта
Повторение и проверочная работа
Что изображают на карте
Материки и океаны
Повторение и проверочная работа
Реки и озёра
Экскурсия (формы земной поверхности озеро)
Равнины и горы
Повторение и проверочная работа
Моря и острова. Проверочная работа.
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа | Урок повторения и контроля
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок повторения и контроля
Урок контроля
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок повторения и контроля Урок контроля
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок повторения и контроля Урок новых знаний
Урок новых знаний Урок повторения и контроля Урок новых знаний
Урок -экскурсия
Урок новых знаний
Урок повторения и контроля
Уроки новых знаний и контроля
Урок контроля | 1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
| 1-я линия развития – уметь объяснять мир: объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
| Изучать живую и неживую природу более углубленно, сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; Называть особенности различных состояний веществ; Выделять существенные свойства предметов;
Ориентироваться в незнакомой местности с помощью компаса и без него; Наблюдать смену времен года, дня и ночи, устанавливать причинно-следственные связи между вращением земли и сменой дня и ночи, времен года; Характеризовать особенности объектов и явлений природы на краеведческом материале; Извлечь информацию из различных источников, произвести ее отбор и воспроизведение, обсуждать полученную информацию; Характеризовать влияние притяжение Земли на различные земные явления; Сравнивать погоду и климат; Ориентироваться в условных знаках на географической карте;
Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина; Определять направления течения рек по карте и глобусу; Подготавливавать доклады и обсуждать полученные сведения; Характеризовать экосистемы; Находить на карте изученные природные зоны; находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте; Находить дополнительную информацию. | — Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
| — оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.;
— объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; — самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); — в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
| Сравнивают природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивают и различают объекты живой или неживой природы (П). Наблюдают объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводят примеры явлений природы (Н). Приводят примеры веществ, описывать их (Н). Называют особенности различных состояний веществ (П). Самостоятельно и в группах проводят наблюдения явлений природы (Н). Характеризуют особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентируются на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекают (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
Характеризуют влияние притяжения Земли на земные явления (П).
Сравнивают и различают день и ночь, времена года (Н). Объясняют (характеризуют) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливают связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрируют эти движения на моделях (П). Самостоятельно наблюдают погоду и описывать её состояния (Н). Измеряют температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивают погоду и климат (П). Характеризуют круговорот воды в природе (Н). Применяют полученные знания и умения на уроках в жизни (Н).
Характеризуют глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определяют объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находят и определяют географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работают с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделируют формы поверхности из песка, глины или пластилина (П)
Сравнивают и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находят на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определяют направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливают доклады и обсуждать полученные сведения (П). Применяют полученные знания и умения на уроках в жизни (Н). | Фронтальный опрос, работа в группе в парах, устные ответы учеников во время бесед с учителем и обсуждений, показа моделей Земли, ориентация на местности с помощью компаса и природных примет, дискуссий (презумпция правильного ответа), работа в рабочей тетради; Письменные проверочные и контрольные работы, доклады и сообщения самостоятельно подготовленные учащимися. |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | |||||||||
39-40
41
42
43
44
45
46
47
48
49-50
51
52-53
54
55-57
58-59
60-61
62
63
64-68
| Экологические системы
Природная зональность
Природные зоны холодного пояса
Леса умеренного пояса
Засушливые зоны умеренного пояса
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов) Экскурсия (наша природная зона)
Горные экосистемы
Повторение и проверочная работа
Люди, города и страны. Проверочная работа
Контрольная работа
Путешествие тучки по Европе
Азия
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
Россия – наша родина. Проверочная работа
Наша маленькая планета Земля
Урок повторения
Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа
Часы по выбору учителя | Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Нестандартный урок
Урок –экскурсия
Урок новых знаний
Урок контроля
Урок новых знаний и контроля Урок контроля
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Нестандартные уроки
Урок новых знаний и контроля
Урок новых знаний
Урок повторения
Урок контроля | 2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
3ч
2ч
2ч
1ч
1ч
5ч
|
|
| — Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
|
| Характеризуют экосистемы (на 1-2 примерах) (П). Описывают климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объясняют влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находят на карте изученные природные зоны (П).
Обсуждают особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находят дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н).
Характеризуют (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводят групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). Анализируют влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделируют ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применяют полученные знания и умения на уроках в жизни (Н). |
|