Интегрированный урок Окружающий мир + труд
Школа № 541, 1 класс, учитель — Матвеева Н.В.
Тема «Ягодная полянка»
Цель урока: раскрыть понятия «лесные», «садовые» ягоды; «съедобные» и
«несъедобные» ягоды;
Задачи:
-
образовательные: сформировать устойчивые знания о лесных,
садовых ягодах; выяснить, что не все лесные ягоды являются
съедобными; познакомить детей с многообразием лесных и садовых
ягод; -
развивающие: продолжать работу по развитию речи, внимания,
интереса к родной природе; развивать творческое мышление,
мелкую моторику рук, умение работать с ножницами; -
воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к растениям, чуткое отношение к товарищам.
Ход урока.
-
Оргмомент.
2. Повторение.
-
На прошлых уроках мы познакомились с дарами природы. Как можно
назвать одним словом яблоки, груши, огурцы, помидоры? (Плоды). -
С какими двумя группами плодов мы знакомы? (Овощи, фрукты)
Игра «Овощи — фрукты».
-
Сейчас мы поиграем. Нужно разложить рисунки овощей и фруктов в две
корзины. (На доске расположены две корзины и картинки с овощами,
фруктами, ягодами. Дети раскладывают картинки в нужные корзины.
Остаются ягоды). -
А куда положите рябину, клубнику, виноград? В какую корзину? (Ни в
какую). -
Почему? (Это ягоды).
-
Давайте положим их в тарелку. (Картинки выкладываем на тарелку).
Вывод: Ягоды, также как и фрукты с овощами, являются плодами.
3. Новый материал.
— Сегодня на уроке мы поговорим о ягодах, вспомним известные, узнаем
незнакомые.
а) — Для начала отгадаем загадки о ягодах (учебник, стр. 48, №1), из букв в названиях ягод составим слово. (Дети читают загадки, записывают отгадки, отгадывание загадок сопровождается показом картинок с ягодами, из букв получается слово «ягоды»).
— Попробуйте догадаться, как произошло название ягод (земляника,
голубика, виноград).
-
Какие ягоды вы собирали?
-
Какие больше любите?
-
Как мы можем определить общие признаки ягод?
Вывод: Ягоды — это плоды сочной мякотью, у них много семян.
б) — А одинаковые ли ягоды попали в загадки? (Нет).
— Что их отличает? (Одни живут в саду, другие — на полянке в лесу).
(Выяснить какие и где).
Учебник, стр. 49, №2.
Что в лесу созревает, в саду иль на грядке, Разберёмся с тобой по порядку.
-
Сейчас мы определим, какие увидим ягоды и выясним, где они растут.
(Отметить лесные ягоды зелёным цветом, садовые — жёлтым, ядовитые —
красным (почему?)). -
Кроме съедобных в лесу есть и ядовитые ягоды: волчье лыко, вороний
глаз.
— Как вы думаете, почему растение получило название «вороний глаз»?
(Ягодка чёрная блестящая, как глаз вороны, растёт в центре, будто между
ресничек).
— Хотя эти ягоды и ядовитые уничтожать их не нужно, т.к. эти ягоды нужны лесным жителям, возможно, ими кто-то лечится.
— А бывает ягода и лесной и садовой:
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
— Назовите ягоды, которые бывают и лесными и садовыми.
Вывод: ягоды бывают лесными и садовыми; съедобными и ядовитыми.
Физминутка.
в) — Для чего нужны ягоды? Чем полезны?
-
Зачем собирают ягоды? Что из них делают?
-
Но некоторые люди, собирающие в лесу ягоды, наносят вред растениям и
природе. Каким образом?
Учебник стр. 50, № 3.
-
Расставьте номера рисунков по порядку.
-
Что же произошло? (Человек собирал ягоды, при этом он обрывал листья,
ломал кустики). -
Действительно, посмотрите, после этого сборщика ягод остались почти
голые кустики.
— К чему может привести такой сбор ягод? (На следующий год ягоды
больше не вырастут).
— Послушайте жалобу оставшегося листика:
Я — живой листочек,
Я питаю почки.
Без меня не будет цвета.
А без цветков и ягод нету!
Обобщение: — Что бы вы посоветовали этому сборщику ягод? (Собирать ягоды аккуратно, не наносить вред растению).
4. Творческая работа.
— Теперь мы выяснили, как правильно собирать ягоды, что из ягод можно
делать. Но ягоды, прежде всего, полезно есть свежими, особенно вкусно их
есть с чаем.
— Для гостей мы накрыли стол (открывается панно). Готов самовар, но нет
ягод. Ягоды соберете вы, вырезав из цветной бумаги. Потом мы наклеим
их на тарелку (садовые) или в корзину (лесные).
(Дети вырезают ягоды. Потом каждый называет свою ягоду, и, в зависимости от места произрастания, наклеивает либо в тарелку, либо в корзинку. Ядовитые ягоды кладём в горшочек под лавкой, т.к. «сорвали» их случайно, и есть их нельзя).
5. Обобщение.
— Итак, что вы сегодня узнали о ягодах? ( Ягода — это сочный плод с
большим количеством семян; бывают лесными и садовыми; бывают и
ядовитые ягоды, но их не нужно уничтожать; срывать ягоды надо
аккуратно, чтобы не навредить растению).
6. Подведение итогов.
Окончание урока
Использованные материалы:
-
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2008 г.
-
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь № 1, 2008 г.