Интегрированный урок Окружающий мир + труд

Школа № 541, 1 класс, учитель — Матвеева Н.В.

Тема «Ягодная полянка»

Цель урока: раскрыть понятия «лесные», «садовые» ягоды; «съедобные» и

«несъедобные» ягоды;

Задачи:

  1. образовательные: сформировать устойчивые знания о лесных,
    садовых ягодах; выяснить, что не все лесные ягоды являются
    съедобными; познакомить детей с многообразием лесных и садовых
    ягод;

  2. развивающие: продолжать работу по развитию речи, внимания,
    интереса к родной природе; развивать творческое мышление,
    мелкую моторику рук, умение работать с ножницами;

  3. воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное
    отношение к растениям, чуткое отношение к товарищам.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

2. Повторение.

  • На прошлых уроках мы познакомились с дарами природы. Как можно
    назвать одним словом яблоки, груши, огурцы, помидоры? (Плоды).

  • С какими двумя группами плодов мы знакомы? (Овощи, фрукты)

Игра «Овощи — фрукты».

  • Сейчас мы поиграем. Нужно разложить рисунки овощей и фруктов в две
    корзины. (На доске расположены две корзины и картинки с овощами,
    фруктами, ягодами. Дети раскладывают картинки в нужные корзины.
    Остаются ягоды).

  • А куда положите рябину, клубнику, виноград? В какую корзину? (Ни в
    какую).

  • Почему? (Это ягоды).

  • Давайте положим их в тарелку. (Картинки выкладываем на тарелку).
    Вывод: Ягоды, также как и фрукты с овощами, являются плодами.

3. Новый материал.

— Сегодня на уроке мы поговорим о ягодах, вспомним известные, узнаем
незнакомые.

а) — Для начала отгадаем загадки о ягодах (учебник, стр. 48, №1), из букв в названиях ягод составим слово. (Дети читают загадки, записывают отгадки, отгадывание загадок сопровождается показом картинок с ягодами, из букв получается слово «ягоды»).

— Попробуйте догадаться, как произошло название ягод (земляника,
голубика, виноград).

  • Какие ягоды вы собирали?

  • Какие больше любите?

  • Как мы можем определить общие признаки ягод?

Вывод: Ягоды — это плоды сочной мякотью, у них много семян.

б) — А одинаковые ли ягоды попали в загадки? (Нет).

— Что их отличает? (Одни живут в саду, другие — на полянке в лесу).
(Выяснить какие и где).

Учебник, стр. 49, №2.

Что в лесу созревает, в саду иль на грядке, Разберёмся с тобой по порядку.

  • Сейчас мы определим, какие увидим ягоды и выясним, где они растут.
    (Отметить лесные ягоды зелёным цветом, садовые — жёлтым, ядовитые —
    красным (почему?)).

  • Кроме съедобных в лесу есть и ядовитые ягоды: волчье лыко, вороний
    глаз.

— Как вы думаете, почему растение получило название «вороний глаз»?
(Ягодка чёрная блестящая, как глаз вороны, растёт в центре, будто между
ресничек).

— Хотя эти ягоды и ядовитые уничтожать их не нужно, т.к. эти ягоды нужны лесным жителям, возможно, ими кто-то лечится.

— А бывает ягода и лесной и садовой:

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

— Назовите ягоды, которые бывают и лесными и садовыми.

Вывод: ягоды бывают лесными и садовыми; съедобными и ядовитыми.

Физминутка.

в) — Для чего нужны ягоды? Чем полезны?

  • Зачем собирают ягоды? Что из них делают?

  • Но некоторые люди, собирающие в лесу ягоды, наносят вред растениям и
    природе. Каким образом?

Учебник стр. 50, № 3.

  • Расставьте номера рисунков по порядку.

  • Что же произошло? (Человек собирал ягоды, при этом он обрывал листья,
    ломал кустики).

  • Действительно, посмотрите, после этого сборщика ягод остались почти
    голые кустики.

— К чему может привести такой сбор ягод? (На следующий год ягоды
больше не вырастут).

— Послушайте жалобу оставшегося листика:

Я — живой листочек,

Я питаю почки.

Без меня не будет цвета.

А без цветков и ягод нету!

Обобщение: — Что бы вы посоветовали этому сборщику ягод? (Собирать ягоды аккуратно, не наносить вред растению).

4. Творческая работа.

— Теперь мы выяснили, как правильно собирать ягоды, что из ягод можно
делать. Но ягоды, прежде всего, полезно есть свежими, особенно вкусно их
есть с чаем.

— Для гостей мы накрыли стол (открывается панно). Готов самовар, но нет
ягод. Ягоды соберете вы, вырезав из цветной бумаги. Потом мы наклеим
их на тарелку (садовые) или в корзину (лесные).

(Дети вырезают ягоды. Потом каждый называет свою ягоду, и, в зависимости от места произрастания, наклеивает либо в тарелку, либо в корзинку. Ядовитые ягоды кладём в горшочек под лавкой, т.к. «сорвали» их случайно, и есть их нельзя).

5. Обобщение.

— Итак, что вы сегодня узнали о ягодах? ( Ягода — это сочный плод с
большим количеством семян; бывают лесными и садовыми; бывают и
ядовитые ягоды, но их не нужно уничтожать; срывать ягоды надо
аккуратно, чтобы не навредить растению).

6. Подведение итогов.
Окончание урока

Использованные материалы:

  1. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2008 г.

  2. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь № 1, 2008 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here