Конспект
урока
по окружающему миру
для 1 класса
по теме «Как путешествует письмо»
Учитель: Савалёва Татьяна Витальевна.
Цели урока: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, расширить представление детей о жизни почтовых голубей, формировать умение работать с текстом, раскрыть роль почтовой связи в жизни людей, работать над развитием творчества, развивать информационную грамотность, коммуникативные способности, формирование умения делать выводы, анализировать и сравнивать, формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки со словами отправитель, адресат, конверты с заданием и шаблоны марок на весь класс, почтовый ящик и сумка почтальона для игры.
-
Организационный момент.1 мин.
2. Актуализация знаний.2 мин.
-Ребята, сегодня к нам с далёкой планеты Тапоч прилетел необычный гость. Его зовут Письмиус. Жители планеты Тапоч передают информацию, общаются друг с другом с помощью разных современных устройств.
— С помощью, каких современных устройств люди нашей планеты общаются друг с другом? (С помощью интернета, телефона)
— Но Письмиусу поручили непростое задание. Ему дали листок бумаги и отправили на нашу планету.
-Во что должен превратиться листок, чтобы он путешествовал?
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь —
За море умчится.
-Что это? (Письмо)
3. Постановка учебной проблемы. 2 мин.
-Какое задание дали Письмиусу? (Узнать, как путешествует письмо)
-Почему именно ему? (Его имя похоже на слово письмо)
— Как мы сможем помочь нашему гостю? (Мы можем рассказать и показать, как письмо от одного человека попадает к другому)
4. «Открытие» нового знания.10 мин.
— Когда листок, который дали Письмиусу, может путешествовать?
(Когда станет письмом)
-Что же такое письмо? ( Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо)
— Что нужно чтобы письмо могло путешествовать? (Нужен конверт)
-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
— Как вы думаете, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было машин, поездов, самолётов? (Ответы детей)
— Посмотрите на книги. Прочитаем их названия. Как вы думаете, в каких книгах можно узнать о почтовых голубях? ( Энциклопедия для детей.Птицы и звери)
— В этих книгах можно узнать, что почтальоном был голубь. Его так и называли почтовый голубь. Голуби точно находят дорогу из любой точки к родному гнезду. Тренированная птица вернётся домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Во время ВОВ голуби за 24 часа доставляли около 85 донесений.
Во Франции и Англии есть памятники почтовому голубю.
Сегодня почтовые голуби тоже используются. В Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя пробки. В Бельгии доставляют сверхсекретную информацию.
-У вас на парте есть два конверта. Поднимите конверт, который можно отправить по почте? Объясните свой выбор.
— Какие слова написаны на конверте? (От кого, кому).
— Где должен написать свой адрес человек, который пишет письмо?(Рядом со словом от кого)
-А что напишут рядом со словом кому? ( Адрес человека, которому пишут письмо)
-Найдите в конверте слова. Прочитайте.(Отправитель и адресат)
— Кто такой отправитель? ( Кто пишет и отправляет письмо).
— Где он напишет свой адрес? Приклеим.
— Кто такой адресат? (На чей адрес приходит письмо, кто получит письмо). Где пишут адрес? Приклеим.
— Что ещё есть на конверте? (Индекс)
— Посмотрите на плакат. Прочитайте. Почему к нам обращаются с такой просьбой?
( Ответы детей)
— Пишут индекс особыми цифрами, так как индексы расшифровывают машины. Первые три цифры – это код города, остальные три — номер почтового отделения.
-Посмотрите на мой конверт. Чем он отличается от вашего конверта? (Есть марка)
— Правильно, на моём конверте есть марка. Это проездной билет письма. Марка оплачивает путешествие письма. Марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют.
— Как называют людей, коллекционирующих марки
(Филателистами)
— Придумаем свою марку для нашего гостя на тему «Космос». ( Дети рисуют)
— Наклеим нашу марку на конверт.
5. Первичное закрепление.5 мин.
— Найдите в белом конверте рассказ. Как он называется? (Почта)
— Посмотрите на название планеты, с которой прилетел наш гость.
-Что вы заметили? ( Переставить буквы, и получится слово почта)
— Прочитаем рассказ по предложениям. (Читаем)
Почта.
На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком – письма так и посыплются в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах.
— Найдите в конверте картинки. Расположите картинки, используя прочитанный текст. (собираю белые конверты)
6. Самоконтроль и самооценка.5 мин.
— Проверим с помощью загадок, как вы расположили картинки и приклеим их.
1 картинка.
Дом из жести,
А жильцы в нём — вести. (почтовый ящик)
2 картинка.
Без крыльев, а летят,
Без языка, а говорят. (письма)
3 картинка.
На столе не видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (письма на столе)
4-5 картинки.
Несётся по суше,
Несётся поморю,
Летит самолётом
В воздушном просторе.
И вот, наконец,
Прибывает оно
Из дальнего края,
Вестями полно.
(самолёт и поезд, самолёт и багаж)
Физкультминутка.
— Повезём наши письма на поезде. ( Песня «Голубой вагон»)
6 картинка.
Кто она-
Полным полна,
С почтальоном путь дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу? (сумка почтальона)
7 картинка.
Мы синего цвета,
Висим на стене,
И много приветов
Храним мы в себе. (почтовые ящики)
— Вложите лист в конверт.
— Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
— Поднимите руку, у кого были ошибки.
-Назовите самого знаменитого почтальона нашей страны.
( Почтальон Печкин) Посмотрите отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино».
— Что ещё пересылают по почте?
Открытка – почтовая карточка для открытого (без конверта) письма.
Посылка- это упакованная вещь, пересланная по почте.
Бандероль — небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке или пластиковом пакете.
Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.
7.Повторение. Практическая работа. 5 мин.
— Представим себе, что ребята из 1 ряда живут в одном городе. А ребята в 3 ряду -в другом.
— Кто будет заниматься рассылкой писем? (почта)
— Как называется человек, который разносит письма? (почтальон)
— В среднем ряду будут работники почты и люди, которые им помогают.
1 город: 2 почтальона – они вынимают письма и приносят на почту.
2 работника почты — они ставят печати и сортируют письма.
2 -4 машиниста почтового поезда – они доставляют письма
вдругой город.
2 город: 2 почтальона – они доставляют письма адресату.
2 работника почты — они ставят печати и сортируют письма.
— Покажем Письмиусу, как работает у нас почта. Я раздам уже готовые письма в 1 город. В них есть задания. Эти письма должны попасть в другой город. ( Раздаю конверты.Начинается ролевая игра.)
8. Рефлексия. 6 мин.
— А это кому письмо? ( Ребята читают стихотворение Я.Акима «Неумейка»)
—Есть у нас такие ребята?
— Ребята, которые получили письма, прочитайте задание.
Конверт №1
— Человек, который разносит почту. (Почтальон) Назовите 1 букву.
Конверт №2
— Последовательность цифр, облегчающих сортировку писем. (Индекс) Назовите 1 гласную букву в слове.
Конверт №3
— Упакованная вещь, пересланная по почте. (Посылка) Назовите
букву, которая пишется перед гласной Ы.
Конверт №4
— Занимается рассылкой писем, посылок. (Почта) Назовите гласную букву в 1 слоге.
Конверт № 5
— Крылатые почтальоны.(Голуби) Назовите предпоследнюю букву.
Конверт № 6
— Написанный текст, посылаемый для сообщений. (Письмо)
Назовите букву перед мягким знаком.
Конверт №7
— Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке.
(Бандероль) Назовите букву, которая пишется после буквы Б.
— Соберите слово. Что говорит наш гость? (Спасибо)
— Что нового может Письмиус рассказать на своей планете?
— Поднимите красный карандаш, кто запомнил, как путешествует письмо и сможет рассказать другим людям.
— Поднимите зелёный карандаш, кто запомнил, как путешествует письмо, но рассказать другим людям будет трудно.
— Поднимите желтый карандаш, кому сегодня трудно было запомнить, как путешествует письмо.
— Урок закончен. Всем спасибо за работу.
Источники:
http ://www .visualrian .ru /storage /PreviewWM /1690/66/169066.jpg ?1222951848
http ://www .todkena .ru /_ph /85/2/577888891.jpg
http ://www .bel .ru /pics /news /2006/07/27/19627_46750.jpg
http ://img 1.liveinternet .ru /images /attach /b /3/41/344/41344694_konverty 3_b .jpg
http ://eji 4ek .ru /wp -content /uploads /2009/06/d 0b 4d 0b 5d 0bdd 18cd 0b 3d 0b 0.jpg
www .bel .ru /pics /news /2006/07/27/19627_46750.jpg
viki.rdf.ru
festival.1september.ru
учебник Плешакова, 1 класс