Тема «Идёт волшебница зима!»

(окружающий мир + ИЗО + чтение)

Учитель: Матвеева Н.В.; 3 «А» класс

Цель: активизировать знания детей с целью повторения научных сведений; познакомиться с новым понятием «витраж», научить выполнять витраж коллективно, используя изобразительное творчество.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с образованием ледяных узоров на стёклах, активизировать ранее полученные знания о сроках прихода зимы, выяснить где и как образуются снежинки, познакомить учащихся с понятием «витраж» и выработать умение самим составлять витражи.

воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного при рассмотрении пейзажей с изображением зимней природы,

развивающие: продолжать развивать художественные умения, способность изображать свои впечатления при помощи кисти и краски, работать над выразительностью речи

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением зимней природы, видов витражей, иллюстрации зимний пейзажей, цветная синяя бумага, белая краска (гуашь), кисти, ватман, карточки с пословицами, карточки с заданиями для групп, учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.

  1. Оргмомент.

  2. Работа с календарём погоды.

  3. Новый материал.

— Сегодня мы поговорим о зиме. Прочитайте тему урока (на экране тема урока «Идёт волшебница зима!»). — Какие приметы зимы описал поэт:

А нынче… Погляди в окно! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… (Дети называют приметы зимы)

— Какие стихотворения о зиме знаете? (Ученики читают стихи о зиме, а в это время демонстрируются с помощью мультимедийного проектора зимние пейзажи).

4. Работа в группах.

Дети предварительно разделены на группы.

Каждая из трёх групп получает карточки с вопросами или заданиями. Учащиеся

выполняют задания, используя справочный материал.

Карточка № 1.

Ответьте на вопросы и запишите.

  1. Когда зима начинается по календарю?

  2. Когда начинается зима по Солнцу?

  3. Что в природе считается началом зимы?

  4. Когда начинается метеорологическая зима?

Запишите, когда наступает зима.
По календарю зима начинается и заканчивается

___________________.

По Солнцу (астрономическая зима) начинается с ____________________

(день зимнего солнцестояния) до (весеннего равноденствия).

В природе началом зимы считается _______________________________

____________________________________________________________.

Метеорологическая зима начинается

____________________________________________________________.

Карточка № 2.

  1. Где образуются снежинки?

  2. Что такое снег?

  3. Почему снег иногда скрипит под ногами?

  4. Чем похожи и чем отличаются природные явления роса, град, снегопад?

Карточка № 3.

Прочитайте статью и ответьте, как и из чего образуются снежинки. Ты уже знаешь, что вещество снежинок — это вода. Но ведь ты уже пробовал заморозить воду. Что у тебя получилось? Лёд. Но на стенках морозильной камеры ты можешь разглядеть маленькие снежинки. Как же они попали туда?

Снежинки — это замёрзший водяной пар.

В природе водяной пар поднимается высоко, где холодный воздух превращает его в симметричные шестилучевые снежинки. Потяжелев, они опускаются на землю.

Если не очень морозно и нет ветра, снежинки слипаются во время падения и образуют снежные хлопья. Если же дует сильный ветер, то он обламывает тонкие лучики снежинок, и тогда летит снежная крупа. Проверка.

5. Знакомство с понятием «витраж».

— Какое природное явление описала школьница? Наблюдали ли вы его? Стр. 47 учебника.

Сообщение ученицы.

Ледяные узоры образуются в сильные морозы на внутренней стороне оконного стекла в домах, в автобусах, трамваях, троллейбусах, в вагонах электричек. Пары воды, находящиеся в теплом воздухе внутри дома или

выдыхаемые пассажирами в транспорте, соприкасаются с холодным стеклом и превращаются или в капельки воды — если стекло не очень холодное, или же сразу в кристаллы льда — если стекло очень холодное, как бывает при сильных морозах. Кристаллы льда нарастают один за другим, наслаиваются, ветвятся и образуют на поверхности стекла причудливые узоры. Толщина морозных узоров тем больше, чем сильнее мороз за окном и чем больше влаги в воздухе помещения.

  • Сегодня мы будем рисовать морозное окно, окно, покрытое ледяным узором.
    Какие узоры мы можем увидеть на окне? (Дети называют увиденные ранее
    узоры, элементы узора. А экране проецируются изображения стёкол с
    ледяными рисунками).

  • Наше окно будет выполнено в технике витража.

Другая ученица сообщает, что она нашла в словарях о витражах (использовались Толковые словари)

Далее демонстрируются слайды с применением витражей в архитектуре и дизайне предметов.

  1. Самостоятельная работа учащихся (рисование на синей бумаге белой краской
    зимних узоров), составление коллективного витража.

  2. стр. 48 учебника

  • Отгадайте загадку. (Декабрь)

  • Декабрь начинает зиму и завершает год. Раньше люди считали, что 22
    декабря солнце умирало, и очень ждали его появление. Это особенный месяц,
    поэтому народ придумал много пословиц и поговорок о декабре.

  • На доске некоторые из них рассыпались, нужно их собрать и объяснить
    смысл.

Декабрь – стужайло

Декабрь –

В декабре зима стелет белые холсты,

ночь года.

а мороз через реки наводит мосты.

на всю зиму землю

студит.

Декабрь глаз снегами да ухо морозом рвёт.

тешит

Все вместе собирают поговорки и объясняют смысл.

8. Инсценировка сказки «Суд над декабрём».

  • А вот какую историю увидел В. Бианки на озере и рассказал нам.
    Инсценировка сказки.

  • Какие животные радуются приходу зимы? Почему?

9. стр. 50 учебника.

— Задание: вставить пропущенные слова. (Проверка осуществляется при
помощи проектора).

10. Итог.

  • Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

  • Чем примечателен день 22 декабря?

— Объясните поговорку «Солнце — на лето, зима — на мороз».
Конец урока.

Использованные ресурсы:

  1. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2010 г.

  2. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, 2010 г.

3. http://www.deti-lit.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here