Тема «Идёт волшебница зима!»
(окружающий мир + ИЗО + чтение)
Учитель: Матвеева Н.В.; 3 «А» класс
Цель: активизировать знания детей с целью повторения научных сведений; познакомиться с новым понятием «витраж», научить выполнять витраж коллективно, используя изобразительное творчество.
Задачи:
образовательные: познакомить детей с образованием ледяных узоров на стёклах, активизировать ранее полученные знания о сроках прихода зимы, выяснить где и как образуются снежинки, познакомить учащихся с понятием «витраж» и выработать умение самим составлять витражи.
воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного при рассмотрении пейзажей с изображением зимней природы,
развивающие: продолжать развивать художественные умения, способность изображать свои впечатления при помощи кисти и краски, работать над выразительностью речи
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением зимней природы, видов витражей, иллюстрации зимний пейзажей, цветная синяя бумага, белая краска (гуашь), кисти, ватман, карточки с пословицами, карточки с заданиями для групп, учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.
-
Оргмомент.
-
Работа с календарём погоды.
-
Новый материал.
— Сегодня мы поговорим о зиме. Прочитайте тему урока (на экране тема урока «Идёт волшебница зима!»). — Какие приметы зимы описал поэт:
А нынче… Погляди в окно! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… (Дети называют приметы зимы)
— Какие стихотворения о зиме знаете? (Ученики читают стихи о зиме, а в это время демонстрируются с помощью мультимедийного проектора зимние пейзажи).
4. Работа в группах.
Дети предварительно разделены на группы.
Каждая из трёх групп получает карточки с вопросами или заданиями. Учащиеся
выполняют задания, используя справочный материал.
Карточка № 1.
Ответьте на вопросы и запишите.
-
Когда зима начинается по календарю?
-
Когда начинается зима по Солнцу?
-
Что в природе считается началом зимы?
-
Когда начинается метеорологическая зима?
Запишите, когда наступает зима.
По календарю зима начинается и заканчивается
___________________.
По Солнцу (астрономическая зима) начинается с ____________________
(день зимнего солнцестояния) до (весеннего равноденствия).
В природе началом зимы считается _______________________________
____________________________________________________________.
Метеорологическая зима начинается
____________________________________________________________.
Карточка № 2.
-
Где образуются снежинки?
-
Что такое снег?
-
Почему снег иногда скрипит под ногами?
-
Чем похожи и чем отличаются природные явления роса, град, снегопад?
Карточка № 3.
Прочитайте статью и ответьте, как и из чего образуются снежинки. Ты уже знаешь, что вещество снежинок — это вода. Но ведь ты уже пробовал заморозить воду. Что у тебя получилось? Лёд. Но на стенках морозильной камеры ты можешь разглядеть маленькие снежинки. Как же они попали туда?
Снежинки — это замёрзший водяной пар.
В природе водяной пар поднимается высоко, где холодный воздух превращает его в симметричные шестилучевые снежинки. Потяжелев, они опускаются на землю.
Если не очень морозно и нет ветра, снежинки слипаются во время падения и образуют снежные хлопья. Если же дует сильный ветер, то он обламывает тонкие лучики снежинок, и тогда летит снежная крупа. Проверка.
5. Знакомство с понятием «витраж».
— Какое природное явление описала школьница? Наблюдали ли вы его? Стр. 47 учебника.
Сообщение ученицы.
Ледяные узоры образуются в сильные морозы на внутренней стороне оконного стекла в домах, в автобусах, трамваях, троллейбусах, в вагонах электричек. Пары воды, находящиеся в теплом воздухе внутри дома или
выдыхаемые пассажирами в транспорте, соприкасаются с холодным стеклом и превращаются или в капельки воды — если стекло не очень холодное, или же сразу в кристаллы льда — если стекло очень холодное, как бывает при сильных морозах. Кристаллы льда нарастают один за другим, наслаиваются, ветвятся и образуют на поверхности стекла причудливые узоры. Толщина морозных узоров тем больше, чем сильнее мороз за окном и чем больше влаги в воздухе помещения.
-
Сегодня мы будем рисовать морозное окно, окно, покрытое ледяным узором.
Какие узоры мы можем увидеть на окне? (Дети называют увиденные ранее
узоры, элементы узора. А экране проецируются изображения стёкол с
ледяными рисунками). -
Наше окно будет выполнено в технике витража.
Другая ученица сообщает, что она нашла в словарях о витражах (использовались Толковые словари)
Далее демонстрируются слайды с применением витражей в архитектуре и дизайне предметов.
-
Самостоятельная работа учащихся (рисование на синей бумаге белой краской
зимних узоров), составление коллективного витража. -
стр. 48 учебника
-
Отгадайте загадку. (Декабрь)
-
Декабрь начинает зиму и завершает год. Раньше люди считали, что 22
декабря солнце умирало, и очень ждали его появление. Это особенный месяц,
поэтому народ придумал много пословиц и поговорок о декабре. -
На доске некоторые из них рассыпались, нужно их собрать и объяснить
смысл.
Декабрь – стужайло
Декабрь –
В декабре зима стелет белые холсты,
ночь года.
а мороз через реки наводит мосты.
на всю зиму землю
студит.
Декабрь глаз снегами да ухо морозом рвёт.
тешит
Все вместе собирают поговорки и объясняют смысл.
8. Инсценировка сказки «Суд над декабрём».
-
А вот какую историю увидел В. Бианки на озере и рассказал нам.
Инсценировка сказки. -
Какие животные радуются приходу зимы? Почему?
9. стр. 50 учебника.
— Задание: вставить пропущенные слова. (Проверка осуществляется при
помощи проектора).
10. Итог.
-
Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
-
Чем примечателен день 22 декабря?
— Объясните поговорку «Солнце — на лето, зима — на мороз».
Конец урока.
Использованные ресурсы:
-
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2010 г.
-
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, 2010 г.
3. http://www.deti-lit.ru/