Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
Урок – исследование по предмету окружающий мир
Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
Класс: 3класс
Подготовила учитель начальных классов
Силякова Светлана Николаевна
Г. о. Саранск
2013
Разработала и провела – Силякова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Ялгинская СОШ»
Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
Класс: 3класс
УМК: «Планета знаний»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.
Задачи:
-
сформировать представление о почве , о составе;
-
делать выводы на основе проведенных опытов;
-
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
-
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
Формируемые УУД:
-
Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
-
Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
-
Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
-
Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Оборудование: доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация
Литература:
-
учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год.
-
Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год
3. С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.
-
4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
Почва – это верхний плодородный слой земли Чернозём – богатая перегноем почва Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами Почвоведы, агрономы | ||||
Ресурсы: — основные — дополнительные |
Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты Презентация | |||
Организация пространства | Учебный кабинет
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД | ||||
I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание мотивации.
| Приветствие
-Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение .Я вижу вы готовы . -Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня? -Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать? |
Поднимают карточку
На лабораторию
Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными. |
Ответы на вопросы учителя
| Познавательные: что такое лаборатория Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
|
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | — Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования. — О какой кладовой шла речь?
Сл.1-2 – Цель и задачи
-Кто догадался, какова тема нашего исследования?
— Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве.
|
Девочка читает историю- загадку
О почве
Тема исследования почва.
… мы можем узнать состав почвы. Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.
|
Ответы на вопрос учителя
Найти объяснение слова «Почва»
Почва – это верхний плодородный слой земли.
| Познавательные: «Земля» — название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
Регулятивные: ставим цель и задачи
|
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока | —Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды) -А как они появляются в почве (родятся) Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие – Сл.7 Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову
Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя. Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8
|
Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» | Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
| Познавательные: «Земля» — кормилица, матушка.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам |
IV. Открытие учащимися новых знаний Цель: Узнать, как и где дети видели почву.
| -Ребята , а где вы видели почву? -Значит растения рас тут там где есть почва? — Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва. -У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета? -Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве? — Как вы думаете из чего же состоит почва? | На даче, в поле, огороде
Работа в группах:
Почва серая, черная.
Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки.
Из остатков растений и животных. | Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.
Рассматривая почву уч-ся делают вывод
. | Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
Регулятивные: ставим цель и задачи
Личностные: умение работать в группе |
V. Практическая работа Цель: Дать возможность узнать о составе почвы
Физкультминутка
| — А как узнать о составе почвы?
Работа в группах – опыты
C-3,4,5
-Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ?
Опыт № 5 -Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой?
— Что увидели на стекле? -Откуда на стекле появилась вода? Вывод:
Опыт № 6
Вывод по Сл.
—А теперь ребята сделаем производственную паузу — отдохнем
Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны) Ляжешь в борозду на дно! (присед) Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу) Ничего что там темно ( закрываем глаза) К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх) Ты росток скорей пошли (потянуться) Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)
| Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов
ПАР
Капельки воды
в почве есть вода
Что почувствовали? Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных
Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей
| : Опыт 1 группы
Что вы наблюдаете? Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду .
Опыт 2 группы.
Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)
Опыт 3 группы.
Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор) гр:
Опыт 4 группы.
Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.
Ответы на вопрос учителя
| Познавательные:состав почвы
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VІ . Открытие нового знания
VII. . Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса
Реклама дополнительной литературы
—Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )
| И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы. -Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы
-Ребята послушайте подземного жителя.
—Какие животные живут в почве? —Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы!
Cлово «плодородие»
—Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе? -А как они появляются? — Родятся они в чудесной кладовой. — Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие
— Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»
-Вот это и есть главное свойство почвы.
— А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?
Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. — Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву? —Эта наука называется почвоведение. —А вот кто был ее основоположником расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве) -Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение? —Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет»
Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька.
—Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева.
-Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение?
-Как вы сможете использовать свой новый опыт? С.21-22
-Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь» |
Делают выводы
плоды
родятся
плодородие
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай
-Сегодня на уроке было интересно… — Больше всего мне понравилось…
— Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды. |
вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли
Вывод : Кто живет под землей?
червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых
Вывод: земля – чтобы жить!
Cигнальные карточки настроения
Знак «Юный исследователь» | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.
Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке
|
– спасибо за работу |
|
| Познавательные:состав почвы
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
|
Используемая литература:
С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.
Б.Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977