«Вода в природе»

Урок окружающего мира 3 класс

УМК «Школа России» «Окружающий мир»

А.А. Плешаков (2012 г.)

Работу выполнила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №31 г. Петров Вал

Деркач Татьяна Геннадьевна

Урок – исследование «Вода в природе»

Цель: создание условий для формирования знаний о свойствах воды, трех состояний в природе, значении воды в природе и для человека.

Задачи:

Обучающие:- познакомить учащихся со свойствами воды через практическую

работу,

— понимать учебную задачу урока и стараться ее

выполнить;

— обогатить учащихся сведениями о превращениях воды в

природе;

— учить определять по свойствам воды возможность употребления

ее в пищу, формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

— при проведении исследования учить наблюдать, сравнивать свой

ответ с ответами одноклассников , делать выводы, обобщать

информацию;

— повторить значение экологически чистой воды для жизни всего

живого на Земле.

Развивающие:- развивать умение анализировать учебный материал, делать

выводы и оценивать достижения;

— развивать познавательный интерес к предмету путем

вовлечения в исследовательскую деятельность;

Воспитывающие : — воспитывать готовность к сотрудничеству через

организацию коммуникативной деятельности в группах.

Планируемый результат: знать свойства воды, соблюдать экологическую

культуру.

Тип урока: изучение нового материала

Личностные результаты:

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве т разнообразии природы;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;

Метапредметные результаты:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

познавательные:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

коммуникативные :

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты:

осознание целостности окружающего мира;

— освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

— освоение доступных способов изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение;

— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

— усвоение первоначальных сведений;

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор

Для учащихся: 3 минилаборатории( стаканы, палочка для проведения опыта, ложечка, обычный песок, сахарный песок, молоко, сок, водопроводная вода, родниковая вода), лист исследователя, инструкции по проведению опытов, иллюстрации, бейджики

I Организационный момент. Слайд 2

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

— В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист для записи наших исследований ( Приложение 1 )Мы начинаем работу нашей лаборатории. Давайте вспомним правила работы в группах.

Слайд 3

  1. Работать сообща.

  2. Уметь выслушать друг друга.

  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.

  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Слайд 4

Обучающиеся говорят друг другу.

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливы.

Мы успеем сделать все!

II Актуализация опорных знаний.

Слайд 5

— « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для

жизни! Ты – сама жизнь!»

— Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент- Экзюпери, когда писал эти строки?

Предположения детей: воздух, вода, пища и т.д.

— Антуан де Сент- Экзюпери , который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка – чего?

— Конечно, воды.

III Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

— О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— О воде.

— Какую цель поставим?

— узнать что-то новое о воде.

— Какие задачи ставим перед собой?

— рассказать, что мы знаем про воду, открыть новые знания.

— А сейчас посмотрим , что вы знаете про воду.

«Мозговой штурм» Слайд 6

  1. Назовите формы пребывания воды на Земле. ( океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, записываем маркером на стенде)

  1. На вопрос: какая бывает вода? Каждая группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д. Молодцы!

  1. Видеофрагмент о воде. Слайд 7.

— А сейчас, прошу внимание на экран. Как вы думаете, почему воду назвали “возницей природы?” (Ответы детей).

— Она связывает все, что есть на Земле в единое целое. Без воды не было бы жизни на Земле.

4) Работа в исследовательских листах по группам. Выводы.

1) Что такое вода?

2) Какая она бывает? (Ответы детей на вопросы)

IV Открытие нового знания.

— Итак, сегодня на уроке мы будем исследователями и попытаемся открыть тайны. Каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, научного консультанта, исследователя, а я в роли научного руководителя. Возьмите бейджик и определите свою роль в эксперименте, прикрепите бейджик себе . (Учащиеся переворачивают бейджик и узнают, какую роль в эксперименте они будут играть.)Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.

Памятка о выполнении работы Слайд 8

  • У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. Лаборант (помощник учителя ) получает задания для исследования от научного руководителя( учитель).

  • Исследователи выполняют задание научного руководителя.

  • Эксперт заносит результат в лист исследователя.

  • Такая же памятка находится на ваших столах.

— Итак, прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе.(Приложение 2)

V Подведение итогов работы в группах.

Ребята, поработав в лаборатории вы увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовем эти свойства.

— Первая группа нам расскажет о 1-2 свойстве. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

-Всё правильно.

— Вторая группа расскажет о 3-4 свойстве воды.

— Молодцы.

— Третья группа о 5-6 свойствах воды.

— Молодцы .

Ребята, вам понравилось работать в группах? Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

— А сейчас мы оценим работу каждой группы. Внимание, на экран.( Слайд 9) Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получалось , вы можете в графу ИТОГИ поставить знак +. Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, то вы ставите знак ?.Если вы не справились с работой, то знак -. Обсудите в группах этот вопрос и оцените свою работу.

VI Проверка .Вывод.

— Итак, первая группа ваша оценка.

-Вторая группа, третья.( дети показывают таблички со знаками и устно комментируют свой выбор)

— Молодцы . А зачем нам нужно знать о свойствах воды?

— Чтобы использовать эти свойства в жизни. Например, чистая вода не должна пахнуть. Она не имеет цвета, значит вода чистая. При строительстве, когда замешивают разные растворы люди, знают, что не все вещества растворяются в воде.

— А теперь давайте отдохнем.

Физминутка. Слайд 10.

Беленькое облако

(округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей

(поднять руки над головой).

Устремилось облако

Выше, выше, выше ( потянуться руками вверх; плавные покачивания

руками над головой из стороны в сторону).

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В грозовую тучу. ( руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть)

— Молодцы, продолжаем нашу работу.

VII Актуализация знаний о трех состояниях воды.

— А вот как о себе говорит вода. Слайд11.

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

— Как вы понимаете строки ?

— Вода может быть жидкой, твердой, газообразной. От чего зависит различное состояние воды?

— От температуры.

Работа в исследовательских листках по группам.

— Сейчас вы поработаете в исследовательских листах, отгадаете загадки.

Учащиеся отгадывают загадки , записывают отгадки– снег, лед, туман, облако, вода

  1. Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок. Что это? ( туман)

  1. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. ( облака)

3) Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? ( вода)

4)Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.( снег)

5)Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.(лед)

-Давайте проверим как вы справились с этим заданием .Вы называете отгадку и говорите в каком состояние вода.( группы по очереди называют отгадки). Внимание на экран (Слайд 12)

— Молодцы.

Вывод: А зачем нам надо знать о состоянии воды. Где эти знания нам пригодятся?

— Мама постирала бельё, вода испарилась, бельё стало сухим.

— Летом хочется попить холодненького, кладем воду в морозильник, а она там замерзает, превращается в лед. Если бы мы не знали о превращениях воды, не смогли заморозить воду.

VIII Рассказ учителя . Беседа по вопросам.

— Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь, так как я научный руководитель нашей лаборатории.

-Я расскажу вам научные факты о воде. Итак, вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений.(Слайд 13) Без неё невозможно нормальное функционирование организма. Для человека необходимо около 1,5-2,5 литра воды в сутки. Без пищи можно прожить почти месяц, без воды — 3 дня (слайд 14). Вода очищает организм от токсинов,

необходима для процессов пищеварения. Она способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками.

— Давайте попробуем это сделать. (Каждый юный исследователь пьет воду из своего стаканчика мелкими глотками). Понравилось ли вам пить воду именно так, правильно? (Ответы детей)

Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.(Слайд 15)

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду? (Ответы детей).

-Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

IX Работа в исследовательских листах. Подведение итогов.

— А сейчас вы поработаете в группах. Ответьте на последние 3 вопроса в исследовательских листах.

— Давайте проверим ваши ответы.

— 1 группа отвечает на 1 вопрос, а остальные внимательно слушают и дополняют.

— Молодцы. 2 группа отвечает на 2 вопрос.

— Молодцы. 3 группа отвечает на 3 вопрос.

-Молодцы.

X Подведение итогов урока.

— Ребята , над какой темой мы работали на уроке?

— Вода.

-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

-открыть новые знания.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Слайд 16

— Мы узнали свойства воды и где применяются эти свойства. О значении воды для всех живых существ. Как правильно пить воду и какую. О том, что не надо загрязнять воду.

XI Домашнее задание.

— Ребята, запишите домашнее задание.

— Ответить на вопросы по теме стр.52

— Спросить у родителей, как вы дома очищаете воду?

XII Рефлексия.

— Ребята,как вы себя чувствовали, работая в группах? Слайд 17

— Оцените работу на уроке вашей группы. Если все получилось – на исследовательский лист прикрепите голубую ,чистую капельку воды с цветком, если не все получалось –грустную капельку воды.

-Спасибо вам за урок. Листы юного исследователя сдайте, пожалуйста, я тоже оценю работу каждой группы. Слайд 18

Приложение 2

Опыты по выявлению свойств воды.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать 5 опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.

Опыт 1. Какова прозрачность воды?

-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком нет? Почему?

— Обсудите ответ в группе.

-Запишите вывод в лист исследователя.

Опыт 2. Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

— Возьмите стаканчик с красной меткой и понюхайте воду, а теперь стакан с синей меткой, и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

— Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

— Запишите вывод в листке исследователя.

Опыт 3. Какой вкус у воды?

— Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

— Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

— Обсудите группой. Запишите в свои листки.

— А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.

Опыт 4.

— Возьмите стакан с водой и пустой стакан. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Получилось?

— Почему вода льется?

-Обсудите.

— Запишите вывод.

Опыт 5.

— Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

— А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

— Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист юного исследователя

Группа 1

1. Что такое вода? _____________________________________________________________

2. Какая она бывает? _____________________________________________________________

3. Свойства воды

опыт № 1_____________________________________________________________

опыт №2 _____________________________________________________________

опыт №3_____________________________________________________________

опыт №4 _____________________________________________________________

опыт №5_____________________________________________________________

Итог ___________________________________

4. Отгадайте загадки.

  1. Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок. Что это?

2)Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

3)Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

4)Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

5)Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.

5. Какое значение вода имеет для человека?

_____________________________________________________________

6. Почему чистой воды на Земле остается все меньше?

_____________________________________________________________

7. Как человек должен беречь воду?

_____________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here