Министерство образования и науки РБ Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей – инвалидов»
урок окружающего мира
Для 1 класса «Наша Родина – Россия»
Учитель: Жигмитцыренова Е.Х.
2013 г.
Улан-Удэ
ЦЕЛИ:
— расширение и конкретизация представлений о нашей родине, республике Бурятия, е природе, городах и народах;
— познакомить с государственной и республиканской символикой;
— научить показывать на карте столицу страны, республики, другие географические объекты;
— воспитывать любовь и уважение к родине.
Оборудование: Карта «Народы России», изображения символик (герба и флага России и Бурятии), картины и слайды с изображениями городов Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ; Камчатки, Байкала, тайги, заготовка флагов для самостоятельной работы.
-
.ОРГМОМЕНТ. Приготовление рабочего места
-
Актуализация темы.
Детям предлагается прослушать песню о родине и определить тему урока.
— Правильно, сегодня мы будем говорить о нашей родине. Как называется наша страна? (Россия)
— Да, наша страна самое большое государство в мире.
Учитель показывает на карте Россию.
— Самые близкие слова для каждого человека – это Родина, Отечество. На земле много стран и каждая из них имеет свой герб и флаг. Главный символ государства его герб. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней.
Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственному флагу отдают почести и чтят как святыню. У нашего флага 3 цвета белый, синий, красный. Учитель показывает государственный флаг.
— Где вы видели наш флаг?
— На зданиях, на улице в праздники.
— Ещё один символ государства – гимн. Гимн- это торжественная песнь, прославляющая свою страну. Исполнятся гимн в торжественных случаях и слушают его стоя.
Прослушивание гимна, дети слушают стоя.
3.Новая тема.
— Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А начнём с самого главного города страны. Как он называется?
— Москва
— Да, Москва – самый большой и красивый город России.
Учитель показывает на карте г. Москву и слайды с его видами
— А из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город Санкт-Петербург – северную столицу нашей Родины, которая славится белыми ночами, разводными мостами и дворцами.
Учитель показывает на карте г. Cанкт — Петербург и слайды с его видами.
— А теперь, ребята, отправимся на Крайний север. Посмотрите — где он находится (показ на карте). Вот надо решить — на каком транспорте отправимся туда. Свои услуги предлагает нам черепаха. Воспользуемся его услугами?
— Нет, это очень далеко.
— А на чём же мы с вами отправимся, чтобы добраться быстро?
— На самолёте.
Физминутка. Имитация всех видов транспорта, на которых можно добраться до следующего пункта.
— «Под крылом самолёта о чём-то зелёное море тайги». Ребята, что мы с вами увидим из окошек самолёта, пролетая над нашей огромной страной?
— Реки, озёра, горы, города, сёла, поля, стада, леса с зверями.
Детям предлагаются картины отдельных фрагментов.
— Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Почему можно сказать, что это холодный район? Какие животные здесь живут?
— Белый медведь, северный олень.
— Эти животные хорошо приспособились к холоду. Густая, длинная шерсть защищает их от мороза. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Из оленьих шкур делают себе дома – чумы (показываются картины с оленеводами, животными севера).
Следующая станция нашего путешествия – Дальний Восток (показ на карте, слайд Камчатки). В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют на кораблях в морские порты, а оттуда развозят по всей стране.
— Мы ехали, ехали и домой захотели. А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.
— Бурятия, Улан – Удэ….
-Наша республика называется Бурятия. Наша Республика тоже имеет символику- гимн, герб, флаг. Герб и флаг демонстрируются детям. Гимн дети прослушивают стоя.
Рассказ учителя о Республике, Байкале, Улан-Удэ. Демонстрация слайдов: «Мать Бурятия», Байкал, Иволгинский дацан с комментариями и ответами детей.
— Столица нашей республики – город Улан –Удэ. Что вы знаете о нашем городе? Какие достопримечательности вы знаете, в каких музеях и театрах вы бывали? Дети рассказывают о родном городе.
4.Практическая работа. Детям раздаются конвертики, в которых фрагменты российского и республиканского флагов. Дети должны собрать каждый свой флаг. По завершении проверяют, правильно ли собрали?
5.Итог урока. Где мы с вами побывали? Как называется наша страна, столица нашей страны?
Дети по очереди показывают символики и места, где побывали на карте и рассказывают.
— Наша страна огромная. Она богата недрами, лесами, обитателями морей и лесов, но самое большое богатство любой страны – это люди, которые живут в этой стране. Что вы можете сделать, чтобы страна наша стала ещё сильнее, красивее, добрее?
— Хорошо учиться, любить свою Родину.