МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
г. Конаково Тверской области
Урок окружающего мира для 2 класса
«Корень. Стебель. Лист»
Автор: Симонова Елена Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№8
2013 год
Окружающий мир | |
Класс: | 2 |
Учебник: | О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимова Учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» |
Тема: Тип урока: | «Корень. Стебель. Лист» — 1 урок Урок открытия новых знаний.
|
Представление о результатах: |
Регулятивные УУД:
и самостоятельно.
учебную проблему совместно с учителем
(на основе продуктивных заданий в учебнике).
(учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения на уроке Учащиеся научатся
Обучающиеся получат возможность научиться: обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире; Оборудование: микроскопы, лупы, растения для опытов, лопатка для пересадки растений, стаканчики для опытов, марганцовка, вазелин, тряпочка.
|
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий | |
1. | Самоопределение к деятельности | Умение работать с учебником, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя | Сегодня на уроке мы выполним практическую работу. -Какие знания и умения нам пригодятся в работе?
| Цель этапа: Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание. Результат: Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний. |
2. | Актуализация знаний | — Корень, стебель и лист | -Давайте прочтем тему урока. -Как вы понимаете это предложение? | Цель этапа: Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний Результат: Определили цель урока. Определение темы урока. Принятие целей урока.
|
3. | Постановка проблемы
| Корень, стебель, лист
Первым при прорастании семян появляется корень и только потом стебелек с листочками
Он закрепляет проросток в почве и добывает из нее воду и соли, растворенные в воде и необходимые для роста
| Знаете ли вы части растений? Назовите их. -Вспомните последовательность их появления при прорастании семян .
-Почему корень у молодого растения появляется первым?
| Цель этапа: Зафиксировать проблему Результат: Фиксирование затруднений.
|
4.
| Открытие нового знания. Первичное чтение.
| Обсуждая проблему значимости стебля для жизни растения, учащиеся читают текст из учебника ( стр. 63 – 64) и рассматривают бальзамин с окрашенными листочками. Практическая работа детей. Составление алгоритма проведения опыта
Практическая работа.
(через два -три дня ученики убедятся в том, что растение окрасилось и похоже на то, которое учитель принес на урок для демонстрации опытов.)
После этого дети самостоятельно приходят к выводу о том, что листья растения окрасились потому, что стебель по трубочкам-сосудам доставил листьям цветную воду, добытую корнем растения. В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что самая главная «работа» стеблей растений — связывать, соединять между собой листья и корни.
Динамическая минута Поставьте баночки с растениями на окно, возьмите там свое растение
Чтение учебника стр 64
Далее на уроке выясняется роль листьев в дыхании растений. внимание учащихся следует обратить на то, что все части растения (листья, стебель, корни)
Читаем вопрос учебника -Какой газ из воздуха берет растение для дыхания? — А какой газ выдыхает? — Где мы можем найти ответы на эти вопросы? участвуют в его дыхании.
Просмотр видеофильма «Дыхание растений»
Выполнение практической работы Учитель предлагает им в провести опыт, который наглядно покажет, что лист растения гиб- нет, если не дышит
Если останется время, то можно с детьми обсудить еще одну проблему, которую предлагает учебник: почему ель и сосна в промышленных городах погибают, а лиственница выживает? Если учащимся будет трудно сделать такие выводы, они смогут узнать об этом из учебника.
| — Для чего растению нужен стебель?
Учитель рассказывает детям, как надо провести опыт, чтобы получить такой же результат. Он достает «подопытный» бальзамин из цветочного горшка, промывает корни водой, ставит растение в бутылку так, чтобы в воду были опущены только корни растения, и закрашивает воду несколькими каплями марганцовки
Учитель повторно демонстрирует растение, делает срез стебля, демонстрирует учащимся срез веточки окрашенного растения.
Корни всасывают воду и поэтому уходят глубоко в почву. Листьям для роста нужно как можно больше света и воздуха. Чтобы быть поближе к солнечному свету, им иногда приходится удаляться от корней на большие расстояния. Унося листья вверх к солнечному свету, стебли в то же время связывают их с корнями.
Выполняется задание 36 в тетради для самостоятельной работы. Дети отгадывают загадку о частях растений.
Дети ставят баночки с растениями на подоконник. Берут свое растение.
Дети читают соответствующий текст в хрестоматии по окр. миру стр.35.
Ответы детей.
Просмотрели фильм.
Ребята рассматривают листочек растения ( бальзамин) находят отверстия на нижней стороне, через которые растение дышит. Ученики толстым слоем вазелина намазывает верхнюю часть од- ного-двух листиков бальзамина и нижнюю часть — других лис- тиков. (в течение недели школьники, наблюдая за растениями, экспериментально подтвердят: лист дышит через отверстия на нижней стороне листа.)
Все дело в том, что хотя у всех этих деревьев листья-иголки (хвоя), но у ели и сосны хвоинки живут 2—3 года. За это время отверстия, через которые проникает воздух (устьица), забиваются копотью. растениям не хватает воздуха для дыхания. Лиственница сбрасывает каждую осень все свои листья-иголки на зиму, как это делают листопадные деревья. Ежегодное обновление листьев помогает ей выжить в условиях загрязненного воздуха.
| Цель этапа: Установка на первичное восприятие. Целостное эмоциональное восприятие. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Результат: Определили значимость стебля в жизни растений. Составили алгоритм действий.
.
Цель этапа: Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результат: Сделали вывод и питании растений.
Самостоятельно подписали части растений.
Сделали вывод, что дышат все части растений.
|
5. | Домашнее задание |
| Наблюдаем за комнатными растениями и вносим результаты в таблицу. | Цель этапа: Познавательные.
|
6. | Рефлексия | Ответы учащихся. | -Над какой темой мы работали? Что нам помогло в изучении нового материала? | Результат: Оценка и самооценка работы на уроке детьми. |