МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

г. Конаково Тверской области

Урок окружающего мира для 2 класса

«Корень. Стебель. Лист»

Автор: Симонова Елена Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ№8

2013 год

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

2

Учебник:

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимова Учебник «Окружающий мир»,

тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир»

Тема:

Тип урока:

«Корень. Стебель. Лист» — 1 урок

Урок открытия новых знаний.

Представление о результатах:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать

учебную проблему совместно с учителем

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

(на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

(учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,

что нужна дополнительная информация (знания) для решения

учебной задачи в один шаг.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию

как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и

энциклопедиях

  • Добывать новые знания: извлекать информацию,

представленную в разных формах (текст, таблица, схема,

иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию:

наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения на уроке

Учащиеся научатся

  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • учиться работать со справочной литературой

Обучающиеся получат возможность научиться:

обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными

способа­ми получение ответов на вопросы об окружающем мире;

Оборудование:

микроскопы, лупы, растения для опытов, лопатка для пересадки растений, стаканчики для опытов, марганцовка, вазелин, тряпочка.

Этап урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Методический

комментарий

1.

Самоопределение к деятельности

Умение работать с учебником, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя

Сегодня на уроке мы выполним практическую работу.

-Какие знания и умения нам пригодятся в работе?

Цель этапа: Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание.

Результат: Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний.

2.

Актуализация знаний

— Корень, стебель и лист

-Давайте прочтем тему урока.

-Как вы понимаете это предложение?

Цель этапа: Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний

Результат:

Определили цель урока.

Определение темы урока.

Принятие целей урока.

3.

Постановка проблемы

Корень, стебель, лист

Первым при прорастании семян

появляется корень и только потом стебелек с листочками

Он закрепляет проросток в почве и добывает из нее

воду и соли, растворенные в воде и необходимые для роста

Знаете ли вы части растений? Назовите их.

-Вспомните последовательность их появления при прорастании семян .

-Почему корень у молодого растения появляется

первым?

Цель этапа:

Зафиксировать проблему

Результат: Фиксирование затруднений.

4.

Открытие нового знания.

Первичное чтение.

Обсуждая проблему значимости стебля для жизни растения,

учащиеся читают текст из учебника ( стр. 63 – 64) и рассматривают бальзамин

с окрашенными листочками.

Практическая работа детей.

Составление алгоритма проведения опыта

  1. Осторожно выкопать растение из горшка

  2. Промыть корни в тазике с водой

  3. Опусти растения в стеклянную баночку

  4. Залей водой только корни

  5. Подкрась воду

  6. Оставь растение до следующего урока окружающего мира

Практическая работа.

(через два -три дня ученики убедятся в том, что растение окрасилось и похоже на то, которое учитель принес на урок для демонстрации опытов.)

После этого дети самостоятельно приходят к выводу о том, что листья растения окрасились

потому, что стебель по трубочкам-сосудам доставил листьям

цветную воду, добытую корнем растения.

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что самая главная «работа» стеблей растений — связывать, соединять между собой листья и корни.

Динамическая минута

Поставьте баночки с растениями на окно, возьмите там свое растение

Чтение учебника

стр 64

Далее на уроке выясняется роль листьев в дыхании растений.

внимание учащихся следует обратить на то, что все части растения (листья,

стебель, корни)

Читаем вопрос учебника

-Какой газ из воздуха берет растение для дыхания?

— А какой газ выдыхает?

— Где мы можем найти ответы на эти вопросы?

участвуют в его дыхании.

Просмотр видеофильма «Дыхание растений»

Выполнение практической работы

Учитель предлагает им в провести опыт, который наглядно покажет, что лист растения гиб-

нет, если не дышит

Если останется время, то можно с детьми обсудить еще одну

проблему, которую предлагает учебник: почему ель и сосна в

промышленных городах погибают, а лиственница выживает?

Если учащимся будет трудно сделать такие выводы, они смогут

узнать об этом из учебника.

— Для чего растению нужен стебель?

Учитель рассказывает детям, как надо провести опыт, чтобы получить такой же результат. Он достает «подопытный» бальзамин из цветочного горшка, промывает

корни водой, ставит растение в бутылку так, чтобы в воду были

опущены только корни растения, и закрашивает воду несколькими каплями марганцовки

Учитель повторно демонстрирует растение, делает срез стебля, демонстрирует учащимся срез веточки окрашенного растения.

Корни всасывают воду и поэтому уходят

глубоко в почву. Листьям для роста нужно как можно больше света и воздуха. Чтобы быть поближе к солнечному свету, им иногда

приходится удаляться от корней на большие расстояния. Унося

листья вверх к солнечному свету, стебли в то же время связывают

их с корнями.

Выполняется задание 36 в тетради для самостоятельной работы. Дети отгадывают загадку о частях растений.

Дети ставят баночки с растениями на подоконник. Берут свое растение.

Дети читают соответствующий текст в хрестоматии по окр. миру стр.35.

Ответы детей.

Просмотрели фильм.

Ребята рассматривают листочек растения ( бальзамин)

находят отверстия на нижней стороне, через которые растение дышит.

Ученики толстым слоем вазелина намазывает верхнюю часть од-

ного-двух листиков бальзамина и нижнюю часть — других лис-

тиков. (в течение недели школьники, наблюдая за растениями,

экспериментально подтвердят: лист дышит через отверстия на

нижней стороне листа.)

Все

дело в том, что хотя у всех этих деревьев листья-иголки (хвоя), но у ели и сосны хвоинки живут 2—3 года. За это время отверстия, через которые проникает воздух (устьица), забиваются

копотью. растениям не хватает воздуха для дыхания. Лиственница сбрасывает каждую осень все свои листья-иголки на зиму,

как это делают листопадные деревья. Ежегодное обновление

листьев помогает ей выжить в условиях загрязненного воздуха.

Цель этапа: Установка на первичное восприятие. Целостное эмоциональное восприятие. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Результат:

Определили значимость стебля в жизни растений.

Составили алгоритм действий.

.

Цель этапа:

Познавательные.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результат:

Сделали вывод и питании растений.

Самостоятельно подписали части растений.

Сделали вывод, что дышат все части растений.

5.

Домашнее задание

Наблюдаем за комнатными растениями и вносим результаты в таблицу.

Цель этапа:

Познавательные.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

6.

Рефлексия

Ответы учащихся.

-Над какой темой мы работали?

Что нам помогло в изучении нового материала?

Результат: Оценка и самооценка работы на уроке детьми.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here