Автор материала (ФИО)

Вологжина Алевтина Михайловна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ ИРМО «Марковская СОШ», р.п. Маркова, Иркутский район, Иркутская область,

Класс (возраст)

2 класс

Название материала

Урок окружающего мира «В мире звука»

Учебный предмет

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Планета знаний».

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, интерактивная доска, проектор, компьютер, фрагменты видеофильмов, интерактивная энциклопедия, карточки с заданиями.

Цели,

Задачи материала

Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.

Задачи:

1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ.

Используется фронтальная работа;

 групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа;

работа с учебником.

Список использованной литературы.

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, методическое пособие «Окружающий мир 2 класс».

Технологическая карта урока « В мире звука»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

 Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2.Актуали-

зация

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести

детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

-Какие звуки вы услышали?

-Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

-Какие звуки вы слышали?

-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации.

Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.Постановка учебной

задачи.

Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока:

« В мире звука»
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

— В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.

— Что является в данном случае источником звука?

-Совершенно верно, колеблющая струна.

— А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-А к органу слуха относится?

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

4.Решение учебной задачи.

Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований

-Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?


Откройте учебник, стр. 22

 Работа в группах.
I группа – опыт № 1.
II группа – опыт № 2.
III группа – опыт № 3.
IV группа – опыт № 4.

— Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.

 

 

 

 
-Что является источником
звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
— Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

 -Давайте оценим работу

Назовите источник звука?
– Что она привела в движение? А еще что?
– Как мы услышали этот звук?

Когда звук был слышен сильнее?

Какой можно сделать вывод?

 Давайте оценим работу.

 

 

 

 

 


Что является источником звука?
– Какой звук слышали
сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

 -Давайте оценим эту работу.

 

 

 

 

 

Что является источником звука?
— Когда телефон лучше работает?
– Почему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?

-Давайте, оценим работу.

1.Будь вежлив с товарищем в группе

2.Умей выслушать мнение каждого.

3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание.

Работа с учебником

Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.

Опыт № 1.

  • Положили линейку на край стола.

  • Крепко прижали ее рукой.

  • Слегка ударили по ней.

  • Услышали звук.

Колеблющаяся линейка.

Воздух.

Воздух передал колебания уху.

Нет.

Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.

Опыт № 2.

  • Надели резиновое кольцо на стакан.

  • Пробренчали натянутой резинкой.

  • Приложили стакан дном к уху.

  • Снова побренчали

Колеблющаяся резинка.

Воздух.
Стенки стакана.

Воздух передает колебания к уху.

Когда стакан приложили дном к уху.

Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

Опыт № 3.

  • Взяли металлическую ложку.

  • Стукнули по ней карандашом.

  • Прислушались к звуку.

  • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.

  • Поднесли нитку с ложкой к уху.

  • Стукнули по ложке карандашом.

Ложка.

Негромкий.

Нитка.

Мелодичным, сильным.
Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.

Опыт № 4.

  • Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой.

  • Сначала говорили при ослабленной веревке.

  • Затем при натянутой.

Голос, голосовые связки.

При натянутой веревке.

По веревке.

Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные — формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Какие звуки вы имитировали?

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

6.Первичное закрепление.

Игра “Что за звук?

( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)

-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.

В лесах, в горах
На всех языках
Каждое слово
Повторить готово.

— Где можно услышать эхо?

— Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем.

-У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?

Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему.
– В результате чего возникает звук?

Как передаются эти колебания?
– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?

-Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде.

-Встаньте, кто правильно выполнил задание.

-Дети, а кто допустил ошибки, мы с вами поработаем на следующем уроке.

Угадывают звук.

Воспроизводят звук.

Отвечают на вопросы.

Восстанавливают схему.

Самостоятельно проверяют задание по эталону.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия.

Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

-А как мы это доказали.

Оцените себя:

Кто понял тему – зелёный смайлик;

испытывал затруднения – жёлтый смайлик

а кому было трудно – красный смайлик.

Оценка обучащихся.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: самооценка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here