Автор материала (ФИО)
| Вологжина Алевтина Михайловна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение
| МОУ ИРМО «Марковская СОШ», р.п. Маркова, Иркутский район, Иркутская область, |
Класс (возраст)
| 2 класс |
Название материала
| Урок окружающего мира «В мире звука» |
Учебный предмет
| Окружающий мир |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник «Окружающий мир», 2 класс, УМК «Планета знаний». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
| Текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
| учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, интерактивная доска, проектор, компьютер, фрагменты видеофильмов, интерактивная энциклопедия, карточки с заданиями. |
Цели, Задачи материала
| Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука. Задачи: 1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки. 2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь. 3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.
|
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). | Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.
|
Список использованной литературы. | Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, методическое пособие «Окружающий мир 2 класс». |
Технологическая карта урока « В мире звука»
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
| |
1.Самоопределение к деятельности. | — Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Дети, покажите ваше настроение. -Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. -Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение с помощью карточек.
| Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2.Актуали- зация знаний.
| Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. -Какие звуки вы услышали? -Человек живет в мире звуков. -Как вы думаете, что такое звук? -Да, дети, звук — это то, что слышит ухо. -Какие звуки вы слышали? -Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. | Прослушивают аудиозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока.
| Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
|
3.Постановка учебной задачи.
| Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации. – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Итак, тема нашего урока: « В мире звука» — В руках у меня обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук. — Что является в данном случае источником звука? -Совершенно верно, колеблющая струна. — А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?) -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. -А к органу слуха относится? -Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
|
4.Решение учебной задачи.
| Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах?
– Откройте учебник, стр. 22
Работа в группах. — Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.
-Какой вывод можно сделать? -Давайте оценим работу – Назовите источник звука? – Когда звук был слышен сильнее? Какой можно сделать вывод? — Давайте оценим работу.
– Что является источником звука? -Подумайте, какой можно сделать вывод? -Давайте оценим эту работу.
– Что является источником звука? -Какой вывод можно сделать?
-Давайте, оценим работу.
| 1.Будь вежлив с товарищем в группе 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. Работа с учебником Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.
Опыт № 1.
Колеблющаяся линейка. Воздух. Воздух передал колебания уху.
Нет. Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. Опыт № 2.
Колеблющаяся резинка. Воздух. Воздух передает колебания к уху. Когда стакан приложили дном к уху. Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук. Опыт № 3.
Ложка.
Негромкий.
Нитка. Мелодичным, сильным. Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. Опыт № 4.
Голос, голосовые связки. При натянутой веревке. По веревке. Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута. | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: общеучебные — формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
|
5.Динамическая пауза | Организует физкультминутку. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. – Какие звуки вы имитировали? | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.
|
|
6.Первичное закрепление.
| Игра “Что за звук? ( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)
-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.
В лесах, в горах
— Где можно услышать эхо? — Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем. -У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо? Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему. – Как передаются эти колебания? -Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде. -Встаньте, кто правильно выполнил задание. -Дети, а кто допустил ошибки, мы с вами поработаем на следующем уроке. | Угадывают звук.
Воспроизводят звук.
Отвечают на вопросы.
Восстанавливают схему.
Самостоятельно проверяют задание по эталону. | Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
|
7.Рефлексия.
| – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились? -А как мы это доказали. – Оцените себя: Кто понял тему – зелёный смайлик; испытывал затруднения – жёлтый смайлик а кому было трудно – красный смайлик. Оценка обучащихся. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности.
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка.
|