Урок
окружающего мира во 2 «a» классе
УМК ПНШ
Учитель: Томашева Наталья Георгиевна
Тема урока: Для чего люди выращивают культурные растения?
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Это первый урок открывающий седьмой раздел «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».
Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Форма обучения: групповая, парная
Приём обучения: организация групповой, парной работы, выполнение дифференцированных заданий
Цели урока:
Образовательные:
— создать условия для того, чтобы дети назвали признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных;
— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными).
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
—воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
—формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
—контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценивание.
Ход урока:
I
Слайд 1
— Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».
Слайд 2
— На заседании клуба мы узнаем: читаем со слайда
— Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это Стас, Олеся, Влад.
— Итак, на заседании прошу всех быть очень внимательными, хорошо поработать т.к. вам предстоит ещё и дома подготовить доклад на тему «Культурные растения нашего края» (запись на доске).
— Кто из вас помнит, что такое доклад?
-
— Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)
ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.
— Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?
(Определить тему, составить план доклада.) (на доску плакат)
II
Слайд 3
— В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.
— Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?
-
— Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.
Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.
Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)
— У.с.87 Прочитайте, что Маша рассказала (ученик читает вслух).
— Давайте поможем Мише разобраться в этом вопросе.
— У. с.88
— Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник).
Слайд 4
— Как распространяются дикорастущие растения?
Слайд 5
— Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).
— Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?
— Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).
— Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?
— РТ с.36 №50 Слайд 6 Закрепим знания выполняя задание.
Проверяем на экране.
— Как справились? У кого не было ошибок?
III
— На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.
-
— Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем. Олеся.
Слайд 7
Групповая работа
— А сейчас я прошу поработать в группах и внимательно послушайте задание.
— Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».
— Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.
(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).
— О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат
— Что говорилось о культурных растениях? (для чего они выращиваются) Еще плакат.
Физкультминутка
-
— На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент. Стас. Слайд 8
— О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат
— Что говорилось о культурных растениях? (где они выращиваются) Еще плакат.
— Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).
— Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).
Работа в парах
Слайд 9
— Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.
— Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.
Внимание на экран
— Какие растения вы добавили в каждую группу?
— Какие растения попали в группу вместе со льном?
— Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)
— Молодцы. Хорошо поработали. Немного отдохнем.
Слайды 10-13 Игра «Что где растёт?»
IV
-
На какую тему вы будете делать доклад дома?
Слайд 14
-
— По моему заданию доклад сделал мой ассистент Влад. Послушайте .
— Вы подготовите доклад по отдельному культурному растению или группе, что гораздо труднее.
А) — Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».
— Откройте содержание.
— О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).
-Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?
Как размножаются растения………..51
Картофель………………………………….56
Зерновые растения……………………..57
Откуда хлеб на столе?……………………………57
Как сеют хлеб?………………………………………59
Как хлеб убирают?…………………………………61
Б) -А теперь заглянем в список рекомендуемой литературы в конце хрестоматии на стр. 146.
Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?
…………………
В) -Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?
Г) – Геленов Кирилл с бабушкой специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.
Д)- Мои ассистенты специально к заседанию подготовили памятки.
Закрепление. Слайд 15
А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.
Оценивание
Поднимите правую ладошку- это знания которые у вас были.
Поднимите левую ладошку- это знания которые приобрели сегодня.
Соединим эти знания и поприветствуем себя.
Домашнее задание Слайд 16