Класс: 2 класс
Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
во 2 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Тема: « Зима. Сезонные изменения в природе».
Цель: уточнение представления обучающихся о зиме и признаках зимы
Задачи:
Воспитательные: формировать умение выделять признаки зимы, учить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных, расширять кругозор
обучающихся через рассказ учителя, составление рассказа по картинке, через просмотр презентации, обогащать активный словарь детей по данной теме.
Коррекционные:
— развивать наблюдательность через рассматривание картинок, просмотр презентации;
-корректировать мышление, внимание, память, устную речь через составление предложений, ответов на вопросы, через проговаривание стихов и чистоговорок
-обогащать активный словарь обучающихся через составление рассказов по картинке,ответов на вопросы учителя.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности;
-прививать умение работать в группах, умение выслушать мнение других, быть доброжелательными и ответственными за себя и за товарищей.
Планируемые результаты:
Предметные: дети называют зимние изменения в природе.
Личностные: осознают важность учебной деятельности как интеллектуального труда и познания нового.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания.
Тип урока: открытия новых знаний.
Основные дидактические методы:проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный .
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
творческие задания,
практические упражнения.
Педагогические технологии:
элементы технологии проблемного обучения,
элементы игровой технологии,
здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутки, гимнастика для глаз).
Методическая литература:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2010, под редакцией В.В.Воронковой.
Базовый учебник:
Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнёва «Развитие речи» 2 класс, М. 2009 год
Дополнительные источники:
Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова Живой мир, 2 класс, М.«Просвещение»,2014.
С.В.Комарова 2 класс, М. «Просвещение», 2014.
С.В.Кудрина Окружающий мир, 2класс, М. «Владос»
Занимательное природоведение. — М.: Омега, 1997.
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.
Оборудование:
ноутбук;
проектор;
экран;
карточки с заданием для обучающихся;
карточки с названием месяцев;
картинки с изображением зимы и осени;
карточки с изображениями зимующих птиц для рефлексии;
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Совместное открытие новых знаний.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня вас ребята и наших гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Поприветствуем гостей, подарим им свои улыбки.
Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Назовите осенние месяцы (карточки с названиями прикрепляются к доске).
Назовите признаки осени.(слайд1)
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Убери лишнюю картинку» (слайд2)
– Почему она лишняя.
_Послушайте внимательно загадку, отгадав её вы назовёте тему сегодняшнего урока.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …(Зима)
_Тема нашего урока «Зима. Сезонные изменения в природе.»
-Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных, птиц, людей.
IV. Работа над новым материалом
Для начала вспомните зимние месяцы.
— Декабрь, январь и февраль.
По каким признакам мы почувствовали наступление зимы?
-Стоит холодная погода, выпал снег, дуют холодные ветры.
— Сегодня на уроке мы узнаем о том, какие изменения происходят с наступлением зимы в жизни животных и птиц. ( слайды).
-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?(зимующие)
Каких птиц вы видели зимой? (ответы обучающихся) (слайд)
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу
Обобщение. Из рассказов ребят мы узнали, что многие звери, как и птицы ведут активный образ жизни зимой. Трудно им прокормиться зимой они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь.
-Какой вывод можно сделать из услышанного? ( животных и птиц зимой необходимо подкармливать).
Физкультминутка:
—Какие изменения произошли с наступлением зимы в жизни людей? (ответы обучающихся)
— Давайте представим себе, что вы исследователи, а это значит, что вам нужно внимательно рассмотреть картинки, которые лежат перед вами, подумать и выбрать те, что относятся к зиме, а затем сделать вывод. (индивидуальная работа по карточкам, затем взаимопроверка)
Гимнастика для глаз:
Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
Выполняем два раза.
— Какие зимние забавы приготовила для вас зимушка -зима? Открываем учебники на стр.51, задание №3. (составление рассказа по картинке)
Физкультминутка
— А сейчас предстоит работа в группах ( каждая группа получает карточку с заданием и выполняет ее, затем проверка – прикрепляют правильные ответы на доску)
Задания для групп: прочитать и выбрать карточки, относящиеся к явлениям, происходящим зимой.
Солнце выглядывает редко и не греет.
Зеленеет травка.
Земля покрывается снегом.
Наступают жаркие дни.
Приходят морозы.
Тает снег.
Замерзают водоёмы.
Итог урока. Рефлексия
— О каком времени года мы сегодня говорили?
– Назовите зимние месяцы.
– Чем вам нравится зима?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
-работал в полную силу;
-работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
— Мы сейчас узнаем с каким настроением вы заканчиваете урок. Перед вами лежат шаблоны птиц. Какие это птицы?
-Прикрепите к кормушке снегирей те, у кого хорошее настроение и синичек те, кому было сегодня скучно на уроке.
-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.
Домашнее задание: найти загадки о зиме.
Спасибо за урок!