Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 32»
станица Новоминская Каневской район
Открытый урок окружающего мира
для учащихся 3 класса
«Жизнь леса. Лес — природное сообщество»
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пось Валентина Геннадьевна
станица Новоминская Каневской район
2011год
ЦЕЛИ УРОКА:
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат «Смешанный лес», записи голосов птиц схемы и муляжи грибов, атласы — определители, видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти
Сообщение темы и целей урока.
Лес не только для нашей забавы.
В нём — деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
На доске и в тетрадях тема урока.
2. Проверка домашнего задания.
—Почему люди называют землю «кормилицей»?
Конкурс стихов о земле.
Игра — конкурс.
Игра проводится между 3 командами. Побеждает команда, знающая больше пословиц и загадок о земле — кормилице.
Далее проводится взаимопроверка в парах памяток для работников, составленных дома.
—О чём вы узнали из рассказа «Дороже жемчуга и злата — под ногами»? (Рассказы учеников, дополнения.)
—Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв.
(Ответы детей и дополнения учителя.)
Тест «Земля — кормилица» (почвы)
1. Характерными почвами нашего края являются…
а) чернозёмы;
б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы;
г) серые лесные почвы.
2 .Чернозёмные почвы преобладают…
а) в тундре;
б) в лесной зоне;
в) в степях;
г) в пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества…
а) песка; 6)перегноя;
в) глины; г) солей.
4.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.
5.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
а) песок; б) глина;
в) перегноя г) ил.
6. В состав почвы входят ...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных
насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять
ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать
полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно
поливать и употреблять удобрения.
8.0дин сантиметр почвы в природе образуется за…
а) 100-150 лет; 6)5-10 лет;
в)250-300 лет; г) 1 -2 года.
9.Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается.
3.Работа над новой темой
На доске: плакат-схема «Смешанный лес».
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Н.Никитин Звучит запись голосов птиц.
—Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
—Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
— А какой этот дом (Большой, многоэтажный.)
-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1)Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (Кустарники.)
2)Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы)
3)Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья.)
—Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.) Запишите это в тетради в виде таблицы:
Ярусы леса
Деревья Кустарники Травы
—Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, берёзы, осины и т.д.)
-В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т. д.)
— Что растёт в нижнем ярусе (Костяника, кислица, ландыш, грушанка и т. д.)
—А что же растёт в самой земле (Лишайники и мхи.)
-Запишите в своих таблицах по2-3 представителя каждого яруса (Взаимопроверка в парах.)
-Рассмотрите рисунки и вспомните, что же обозначают стрелки. (Стрелки указывают на цепи питания в лесу.)
—Что мы с вами видим, находясь в лесу (Деревья, кустарники и другие растения.)
—А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удаётся сделать сразу.)
—А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
—Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу)
—Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.)
—Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
Если нарушить эти связи, то нарушится и экология равновесия.
—Какие животные встречаются в нашем краю?
—Какие из них живут на деревьях?
—Какие животные ведут наземную жизнь?
—А какие насекомые обитают в почве?
— Составьте 2-3 цепи питания, имеются в наших краях.
(Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
—Могут ли растения жить без животных, а животные
без растений? (Они живут как бы семьёй, помогая друг другу.)
—Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
—Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать.
Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
(Грибы.)
Если есть возможность, можно показать муляжи грибов.
—Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
—Найдите ответ в учебнике на стр.179 в статье «Нужны ли в лесу грибы?»
—Так каким будет ваш ответ?
(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы
способствуют разложению растительных остатков)
—Приведите примеры, используя атлас-определитель
4. Физкультминутка
У оленя дом большой.
Он глядит в своё оконце
-Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
« Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорее давай!»
5.Продолжение изучения новой темы
—Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? ( Старые листья, сквозь них пробирается трава, остатки старой травы, сухие веточки.)
—Учёные называю это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
—А именно (Ежам, медведям, разным жукам).
6.Рассказ о лесе.
Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева (в сокращении).
Один художник решил нарисовать лес…
7.Итог урока.
Вам, ребятки, поставлю оценки за работу и усердие.
8.Домашнее задание.
А теперь вам работа домашняя. Повторите всё да запомните.
Чтение учебника, работа с атласом.
Список использованной литературы
-
М. А.Козлова. « Я иду на урок в начальную школу». Книга для учителя. Москва « Первое сентября », 2006 год.
-
И. П. Лотышев. « Путешествие по родному краю», Краснодар ОИПЦ « Перспективы образования »,2006г.