МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Урок окружающего мира
по теме «Животные живого уголка»
2 класс по учебнику А.А. Плешакова
Провела:
Учитель начальных классов
Шестопалова Татьяна Сергеевна
Тема: Животные живого уголка.
Цель: Расширить представление о животных живого уголка.
Задачи: Получить первоначальные навыки ухода за животными живого уголка.
Закрепить приемы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.
Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное
отношение к ним.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация «Животные живого
уголка», технологическая карта изготовления модели рыбки,
цветная бумага, ножницы, клей.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Минутка календаря.
-
Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
-
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-
Работа над темой урока. Знакомство с животными живого уголка.
Физминутка.
-
Работа по изготовлению изделия. Модель рыбки.
Дети работают по технологической карте.
-
Рефлексия. Итог урока.
Ход урока
-
Организационный момент
Психологический настрой обучающихся
С добрым утром!
С ясным днем!
Мы с веселою улыбкой
Урок свой начнем!
Слайд 1
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто её получает не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновенно, а в памяти порой остается навсегда. Она создает счастье, порождает атмосферу доброжелательности. Подарите друг другу улыбку. Пусть сегодня на уроке вам будут сопутствовать удача и успех!
-
Минутка календаря.
— Ребята, а сейчас расскажите о погоде сегодняшнего дня. Слайд 2
( дата, облачность, осадки, ветер, температура воздуха)
— А вам интересно узнать, что говорит об этом дне народный календарь?
7 декабря – Катеринин день. На Руси говорили, что Катеринин день пришел – катание привел. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу. Слайд 3
-
Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.
— Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о Красной книге) слайд 4
— Что такое Красная книга?
— Какие растения и животные внесены в Красную книгу России?
Какие растения и животные занесены в вашу Красную книгу? (рассказ Вавуло Леры)
— Что нужно знать и выполнять для того, чтобы у природы не было ран больших и маленьких?
О правилах друзей природы расскажет Халимов Руслан.
-
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
— Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о животных) слайд 5
— Да, действительно, речь пойдет о животных. Тема сегодняшнего урока
«Животные живого уголка» слайд 6
— Как вы считаете, для чего нужно знать о животных живого уголка? (чтобы знать, кого можно содержать в живом уголке, чтобы правильно ухаживать за ними, чтобы знать как и чем их кормить)
-
Работа над темой урока. Знакомство с животными живого уголка.
— Кто это? (попугайчики) Слайд 7
(О попугайчиках нам расскажет Таирова Саша)
Попугайчики — очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Попугаи общаются резкими , громкими криками или нежным щебетанием. Но они могут научиться произносить слова или целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.
— Кто знает, почему их называют волнистыми? (из – за волнистых линий на их оперении)
— А каких еще птиц можно поселить в живой уголок? (канареек) слайд 8
Канарейки привезены с Канарских островов за что и получили свое название. Это маленькие птички, которые умеют звонко и красиво петь. Кормят их зерновой смесью, белым хлебом, размоченным в молоке, яичной скорлупой.
— С кем из этих птиц вам захотелось подружиться? Почему?
— Отгадайте загадку. Панцирь каменный – рубаха,
А в рубахе – (черепаха). Слайд 9
Их тоже можно держать в живом уголке. Кормить черепах можно земляными червями, сыром с мясом, рыбой.
— Для чего черепахе служит панцирь? (черепаха прячется от опасности)
— А это про кого? И в море не купаются
И нет у них щетинки,
Но, все же, называются
Они морские….(свинки) слайд 10
— о них на расскажет Беседина Лиля
Свинка не морская, а заморская: давным – давно этих животных привезли из далекой Америки. Морские свинки издают звук, похожий на хрюканье свиней. Питаются они травой, овощами, зерном, любят яблоки.
— А это кто? (хомячок) Это толстенький весёлый зверек с большущими глазами и яркой пушистой шубкой. Он предлагает нам отдохнуть. Слайд 11
ФИЗМИНУТКА
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка сильным хочет стать.
— Откройте учебник на стр 81. Давайте прочитаем рассказ о том, как содержат хомячков.
— Что вы узнали из этого рассказа?
— Послушайте еще одну загадку. Она подскажет вам, о чем мы будем говорить дальше: ПОСМОТРИТЕ, ДОМ СТОИТ
ДО КРАЕВ ВОДОЙ НАЛИТ,
БЕЗ ОКОШЕК, НО НЕ МРАЧНЫЙ,
С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН ПРОЗРАЧНЫЙ,
В ЭТОМ ДОМИКЕ ЖИЛЬЦЫ-
ВСЕ УМЕЛЫЕ ПЛОВЦЫ.
— Что это за дом? (аквариум) презентация рыбки слайд 12
(вывешивается рисунок аквариума)
— Кого здесь не хватает? (рыбок)
— А чтобы их завести, мы должны что – нибудь о них узнать.
— Посмотрите. Это гуппи слайд 13
– самая неприхотливая рыбка. Научиться её содержать, значит, окончить 1 класс «аквариумной школы». Об этих рыбках вы прочтете самостоятельно в учебнике стр. 80 дома.
— А вот это меченосец. Слайд 14
На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали её меченосцем. Когда он плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать.
— Начинающим любителям аквариумных рыбок нужно знать, что гуппи и меченосцы могут дружно уживаться в одном аквариуме.
— А вот это сомик. Слайд 15
Сомики своеобразные санитары аквариума, поедающие на дне пищевые остатки.
— Кроме этих рыбок существует еще огромное количество разновидностей. О некоторых можно узнать в Атласе – определителе стр.164-167.
Минутка релаксации
— А теперь проведём небольшое упражнение — пожелание любви всему живому и неживому на Земле.
Закройте глаза, глубоко вздохните.
Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм.
Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка меченосцев. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство:
— Я люблю тебя, море:
— Я люблю вас всех, обитатели подводного царства:
— Я дарю тепло души всему живому на Земле:
А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза
6. Работа по изготовлению изделия. Модель рыбки. Дети работают по технологической карте.
— Посмотрите на наш аквариум. Для чего в нем нужны растения? (выделяют кислород, некоторые рыбки ими питаются)
— А вы хотите, чтобы в нашем аквариуме поселились рыбки? Тогда нам нужно будет потрудится. Сейчас мы изготовим вот такую модель рыбки слайд 16
при помощи сгибания и складывания бумаги .
— Как называется такой вид работы? (оригами) Работать будем в парах. У вас лежит технологическая карта изготовления модели рыбки, Если у кого – нибудь в паре что-то не получается, то обратитесь за помощью к соседу. Помогайте друг другу. Чья пара закончит первой, берется за руки и поднимает их вверх.
Выполнение работы.
— Сейчас заполним вашими рыбками аквариум. Посмотрите, теперь наш аквариум заселен рыбками.
7. Рефлексия. Итог урока
— Каких животных мы можем поселить в живой уголок? Слайд 17
— Как нужно ухаживать за ними? Слайд 18
— Для чего заводят дома зверьков, птиц, рыбок? (присутствие животных успокаивает, положительно влияет на человека, воспитывает в нем добрые качества, любовь ко всему живому)
— Кого из животных живого уголка вам хотелось бы завести?
— Вы сейчас немножко помечтали. Мы все о чем – нибудь мечтаем, загадываем желания и нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая бы их исполнила. Я хочу подарить вам на память об уроке вот таких маленьких золотых рыбок.
Мне хочется, чтобы желания , которые вы загадали когда – нибудь исполнились. А эта маленькая рыбка стала бы вашим помощником в приобретении новых знаний.
— А сейчас мне хотелось бы узнать как вы себя чувствуете? По – прежнему ли у вас хорошее настроение? Покажите мне это. Улыбнитесь.
Спасибо за урок.Слайд 19
Молодцы. Давайте поблагодарим себя за урок апплодисментами.