Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок окружающего мира в 1 классе («Начальная школа XXI века»)

по теме «Грибная пора»

Учитель начальных классов:

Костромитина

Мария Александровна

Великий Устюг

2013

ЦЕЛЬ (для учителя) – создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях.

ЦЕЛЬ (для учащихся) – познакомиться с многообразием представителей царства грибов и их особенностями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования положительного отношения к родному краю, его природоохране, а также для формирования: внутренней позиции школьника, интереса к познавательной деятельности.

Предметные

Учащиеся научатся различать и сравнивать представителей царства грибов, приводить примеры; использовать на практике основные правила сбора грибов.

Метапредметные:

Познавательные – учащиеся научатся использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные — учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; составлять план решения задачи и работая по плану сверять свои действия с целью; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Коммуникативные — учащиеся научатся использовать в общении правила вежливости; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Я знаю:

— что такое грибы;

— какие грибы бывают;

— правила сбора грибов.

Я умею:

различать грибы.

ЗАДАЧИ

— формировать представление о грибах и разнообразии царства грибов;

— развивать умение классифицировать объекты по разным признакам;

— воспитывать культуру поведения в лесу.

ЗАДАЧИ

— иметь представление о царстве грибов;

— уметь сравнивать и различать грибы;

— знать правила поведения в лесу (сбора грибов).

Этап урока. Цель

Содержание учебного материала

Организационно-мотивационный

(проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой, актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности)

— Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись

и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Определение темы урока (создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Отгадайте загадку:

Стоит лепешка на одной ножке,

Кто мимо пройдет, всяк поклонится.

Тема урока: Грибная пора.

— Что значит грибная пора?

Целеполагание и постановка задач (обеспечение мотивации и принятия учашимися учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений)

— Для чего нам нужно это знать?

— Что вы знаете о грибах?

— Что бы вы хотели еще узнать про грибы?

Планирование урока

(составление совместного плана действий)

План урока

  1. что такое грибы?

  2. какие бывают?

  3. правила сбора грибов.

Открытие новых знаний

(обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации)

1.Знакомство с понятием «гриб»

К какой группе живой природы можно отнести грибы?

Грибы – особое царство природы.

Грибы не растения: у них нет корня, стебля, листьев, цветков. Но грибы и не животные, ведь они неподвижны.

— При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зеленые рыжики. Но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Есть грибы – невидимки. Их так называют, так как они не видны невооруженным глазом, без специальных приборов. Такие грибы используют в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин.

Из огромного грибного мира в пищу мы употребляем главным образом шляпочные грибы. Надземная часть которых – плодовое тело – состоит из шляпки и ножки.

Подведем первые итоги. Что такое грибы?

А слышали ли вы когда-нибудь выражение: «третья охота»?

Так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю тоже заняться грибной охотой.

Грибная охота

«Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли,

Выросли маслята – дружные ребята.
А опята – плясуны.

На поляне пляшут, шапочками машут,

Раз грибок, еще грибок — положили в кузовок».

  1. Знакомство с царством грибов.

Переходим ко второму пункту плана.

— Какие грибы вы знаете?

— О каких грибах речь в рассказе?

Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Грибы»:

«Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.

Вдоль ручья — осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.

Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно.

Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – желтые граммофончики, то опенки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки.»

— Перечислите о каких грибах шла речь в рассказе.

— Почему они получили такое название?

— С чем сравнивают грибы?

Рассмотрите разные грибы и сравните.

— Что объединяет все эти грибы?

— А какие еще бывают грибы? Почему их так называют?

Сделаем вывод: О чем узнали, работая по второму пункту?

3. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с.22)

Рассмотрите календарь в паре.

— Какие грибы здесь представлены?

— Какие грибы собирают осенью?

— О чем надо помнить при сборе грибов?

Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.

— Что нового открыли для себя?

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

(выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции)

— Ребята, кто такой грибник?

1. И г р а «Самый лучший грибник».

— Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, возьмите его в корзинку или оставь те на доске.

— Какие грибы будем брать в корзинку?

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.(Подосиновик.)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

Их зовут… (волнушки).

Их обходим стороной –

Нам не надо ни одной!

Сами лезут на полянки

Эти бледные … (поганки).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это… (сыроежки).

Под высокою сосною,

Где трухлявый пень-старик,

Окружён своей семьёю,

Первым найден… (боровик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке — горошки.(Мухомор.)

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички.

Осень в лес приносят летом

Золотистые… (лисички).

Осуществление контроля

(организация самостоятельной работы на новое знание)

Работа в тетради

Стр.12Закончи рисунок.

— Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

Нарисуй грибы, которые собирают осенью.

— Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

Рефлексивно-оценочный

(фиксирование нового содержания урока, организация самооценки учениками собственной учебной деятельности)

— Что показалось наиболее интересным?

— Закрасьте номер страницы соответствующим цветом согласно критериям.

Итог урока

— Что бы вы хотели рассказать дома?

Спасибо за работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here