| ||||||
Этап урока. Цель | Содержание учебного материала | |||||
Организационно-мотивационный (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой, актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности) | — Вот звенит для нас звонок – начинается урок. и друг другу улыбнулись. – Тихо сели. Настраиваемся на урок. | |||||
Определение темы урока (создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность) | Отгадайте загадку: Стоит лепешка на одной ножке, Кто мимо пройдет, всяк поклонится. Тема урока: Грибная пора. — Что значит грибная пора? | |||||
Целеполагание и постановка задач (обеспечение мотивации и принятия учашимися учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений) | — Для чего нам нужно это знать? — Что вы знаете о грибах? — Что бы вы хотели еще узнать про грибы? | |||||
Планирование урока (составление совместного плана действий) | План урока
| |||||
Открытие новых знаний (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации) | 1.Знакомство с понятием «гриб» —К какой группе живой природы можно отнести грибы? Грибы – особое царство природы. Грибы не растения: у них нет корня, стебля, листьев, цветков. Но грибы и не животные, ведь они неподвижны. — При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево- зеленые рыжики. Но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Есть грибы – невидимки. Их так называют, так как они не видны невооруженным глазом, без специальных приборов. Такие грибы используют в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин. Из огромного грибного мира в пищу мы употребляем главным образом шляпочные грибы. Надземная часть которых – плодовое тело – состоит из шляпки и ножки. Подведем первые итоги. Что такое грибы? А слышали ли вы когда-нибудь выражение: «третья охота»? Так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю тоже заняться грибной охотой.
Грибная охота «Вот мы в лес пришли, белый гриб нашли, Выросли маслята – дружные ребята. На поляне пляшут, шапочками машут, Раз грибок, еще грибок — положили в кузовок».
Переходим ко второму пункту плана. — Какие грибы вы знаете? — О каких грибах речь в рассказе?
Чтение учителем сказки Н. Сладкова «Грибы»: «Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок-мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик. Вдоль ручья — осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно. Иду, и за каждой вилюшкой: то лисички – желтые граммофончики, то опенки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки.» — Перечислите о каких грибах шла речь в рассказе. — Почему они получили такое название? — С чем сравнивают грибы? Рассмотрите разные грибы и сравните. — Что объединяет все эти грибы? — А какие еще бывают грибы? Почему их так называют? Сделаем вывод: О чем узнали, работая по второму пункту?
3. Работа по календарю сбора грибов (учебник, с.22) Рассмотрите календарь в паре. — Какие грибы здесь представлены? — Какие грибы собирают осенью?
— О чем надо помнить при сборе грибов?
Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе. — Что нового открыли для себя? | |||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля (выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции) | — Ребята, кто такой грибник? 1. И г р а «Самый лучший грибник». — Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, возьмите его в корзинку или оставь те на доске. — Какие грибы будем брать в корзинку? Я родился в день дождливый Под осинкой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой.(Подосиновик.) Растут на опушке Рыжие подружки. Их зовут… (волнушки). Их обходим стороной – Нам не надо ни одной! Сами лезут на полянки Эти бледные … (поганки). Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это… (сыроежки). Под высокою сосною, Где трухлявый пень-старик, Окружён своей семьёю, Первым найден… (боровик) А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке — горошки.(Мухомор.) Ходят в рыженьких беретах Очень дружные сестрички. Осень в лес приносят летом Золотистые… (лисички).
| |||||
Осуществление контроля (организация самостоятельной работы на новое знание) | Работа в тетради Стр.12 — Закончи рисунок. — Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание? Нарисуй грибы, которые собирают осенью. — Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание? | |||||
Рефлексивно-оценочный (фиксирование нового содержания урока, организация самооценки учениками собственной учебной деятельности) | — Что показалось наиболее интересным?
— Закрасьте номер страницы соответствующим цветом согласно критериям. | |||||
Итог урока | — Что бы вы хотели рассказать дома? Спасибо за работу на уроке. |